Против лома

Что глубоко верно по существу и не совсем верно по форме. Сносы сталинского и отчасти хрущевского времени зрительно более красноречивы: погибали национальные шедевры, прежде всего храмы. Акцент брежневских и лужковских сносов сделан на гражданские здания, и здесь часто нужны пояснения. Ибо мемориальные дома не обязательно благовидны, а среди архитектурных памятников в последние десятилетия часто оказывались под угрозой "неочевидные". Неочевидные не в смысле сомнительности, а в смысле потаенности. Только специалисты могли распознать в трех домах на стрелке Пречистенки и Остоженки те великолепные палаты первые из которых были все-таки снесены, а вторые и третьи известны теперь как Красные и Белые. Но чтобы они стали известны и обрели свой нынешний вид в 1972 году потребовалась нешуточная борьба. Вот один лишь ее эпизод: инженер Юрий Владимирович Воронков был избит рабочими, когда воспрепятствовал сносу, и получил инфаркт.
Чтобы было понятнее какого рода угрозы довлеют над памятниками Москвы сегодня нужно сказать, что в городе сохранилось, например, более двухсот пятидесяти объектов барокко (вопреки расхожему мнению об отсутствии такого в Москве), но половина этого списка, во всяком случае в разделе гражданских зданий, - нераскрытая из под поздних наслоений архитектура. Свой большой список у памятников XVII века. Значительная часть обоих списков - это памятники, десятилетиями ожидающие приема в перечень охраняемых, а до тех пор называющиеся "вновь выявленными" или "предложенными к постановке на охрану" (правда федеральный закон приравнивает таковые к охраняемым).
Особая статья - бесхозность. Если не юридическая, то фактическая. Рекордсменом бесхоза среди московских древностей - дом XVII века, пустующий с 1972 года. Такие дома горят, если они деревянные или постепенно руинируются. Заказчики, берущиеся за них, как правило, предлагают самые радикальные реконструкционные решения, ибо им кажется или хочется думать, что реставрация не возможна.
Словом, вандализм 60 - 90х годов направлен главным образом против таких памятников, которые требуют тонких, реставрационных технологий и специальных краеведческих знаний. Этот брежневско-лужковский вандализм уязвляет прежде всего знающую общественность и - увы - оставляет равнодушной остальную.
Отличие же лужковского вандализма от брежневского в другом - и главном: пришла частная собственность. И если мы раньше не знали, как сделать общее, то есть ничье хоть отчасти своим, теперь не знаем, как добиться того, чтобы все ставшее чьим-то, стало и нашим.
Все 90-е годы правительство Москвы рушит или портит работы Баженова и Казакова, Львова и Кваренги, Жилярди и Шехтеля; постройки XIX, XVIII, XVII веков; адреса Пушкина и Герцена, Островского и Сухово-Кобылина. Систематически нарушается федеральное законодательство об охране памятников. И все это под разговоры о возражении и шум юбилееев.

Рустав Рахматуллин.


Hosted by uCoz