Адрес: Андреевская наб., 2
Проезд: м. Ленинский проспект
Мужской монастырь, по преданиям считается ровесником Богоявленского монастыря в Москве нованного в 1296 — 1304гг. По данным же А.И.Александровского, дата основания Андреевского монастыря относится к 1650 г. Между тем в летописи о его существовании впервые упоминается в период царствования Иоанна IV (1530 — 1584). Если принять внимание, что в 1650 г. повелением царя Алексея Михайловича к монастырю был приписан Донской монастырь, основанный в 1591 г., то первое предположениео времени его основания более вероятно. Обычно маломощные монастыри приписывались к богатым Следовательно, если Андреевский был создан даже в конце XVI в., навряд ли он смог бы столь быстро разбогатеть и занять высокое положение среди московских монастырей.
Кроме того, известно, что в 1547 г. Андреевскии монастырь серьезно пострадал от пожара, а через 50 лет, в 1604 г., рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили 127 тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень. Вместе с тем и М. И. Александровский указывает на то, что каменная церковь Андрей Стратилата построена в 1602—1604 гг. на место деревянной, стоявшей здесь на монастырском кладбище с незапамятных времен. Из документов также известно, что деревянная церковь Воскресения Христа возле церкви Андрея Стратилата построена в 1625 г.
Несомненно, что ритуал захоронения сотен умерших, привозимых из города, исполнялся не только силами служителей этих двух маленьких церквушек. Дополнительной силой, несомненно, были монахи Андреевского монастыря
Другое дело, что события этих лет — пожар 1547 г., трехгодичный голод в начале ХVII в., унесший только за cемь месяцев 1602 г. 50 тысяч москвичей, а к концу 1605 г.— треть населения московского царства; народные восстания, появление Лжедмитрия I, восстание Болотникова, наводнение 1607 г., разрушившее тысячи московских дворов, создание в Тушине грозного лагеря Лжедмитрия II, восстания 1608 — 1609 гг. против Шуйских; свирепые пожары с 1626 по 1634 г. и Соляной бунт — вконец разорили не только монастырь, но и всю Москву. Эти смутные времена заставили, видимо, оставшихся в живых монахов Андреевского монастыря разойтись в поисках хлеба насущного. Обитель захирела.
В 1650 г. Алексей Михайлович повелевает приписать Андреевскому монастырю недавно созданный Донскойской монастырь. Обычно, как уже упоминалось, к атым монастырям приписывались маломощные.
Следовательно, к этому времени Андреевский монастырь не только «восстал из пепла», но и накопил капитал. А может быть, наоборот? Но тогда бы его приписали к Донскому.
Считают, что монастырь основал боярин А. Ордынщокин, другой же источник сообщает, что основателем был Ртищев Федор Михайлович (1626 — 1673)— любитель просвещения, глава ряда приказов, член кружка ревнителей благочестия», дворецкий, окольничий и воспитатель царевича Алексея Алексеевича.
Ртищев, «поискав обрете место близь царственного града Москвы, состоящее двема по прищемам, на березе руки Москвы, в горах идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству собрания потребно... устрои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спас Нашего Иисуса Христа и в потребная того монастыря от своего имения даяще нещадно».
Таким образом, Ртищев основал в 1648 г. монастырь на месте, где уже стояла церковь Андрея Стратилата, о которой известно с 1624 г. Ртищев выбрал место недалеко от города — между рекой Москвой и, как записано в летописи, «зразами», т.е. оврагами, а точнее яром — крутым берегом Воробьевых гор. Следуя записи, можно предположить, что место это необжитое, глуxoе, что, казалось бы, подтверждает приоритет Радищева, как первооснователя монастыря. Вместе с тем известно, что монастырь заложен среди садов у подножия Воробьевых гop, недалеко от Калужской дороги и речки Коровянки, что рядом стояли живодерные дворы и кирпичные заводы, а за дорогой — Донской монастырь. Следовательно, все-таки место это было обжито ранее того, когда его неше Ртищев,
Местность, на которой основан монастырь, к XVII в. уже имела устойчивое название в Горах, Паленицы (по преданию, здесь будто бы содержали пленников) или Андреевские зразы (овраги). Последнее название указывает на то, что оно было дано по имени церкви Андрея Стратилата, т. е. Андрея. И далее если принять во внимание, что на древнем храмовом образе святого Андрея Стратилата имеется надпись что «си образ принеси бысть из сельца, глаголеаго Паленицы: егда будет церковь, си образ паки отнести тамо», то можно предположить, что церковь эта была не просто приходской, построенной жителями какогото поселения, а не иначе как монастырской, которой была передана во временное пользование или в дар икона с образом Андрея Стратилата. Следовательно, монастырь здесь стоял задолго до прихода сюда боярина Ртищева, если не с XIV в., как записано в предании, то, по крайней мере, с XVI в., когда впервые о его существовании было упомянуто в летописи.
Кстати, происхождение названия местности Паленицы имеет три версии. Первая, как упоминалось, по содержанию здесь пленников, вторая — потому что на берегу реки Москвы у монастыря вязали плоты из бревен и полениц — стволов, расколотых по длине на две половины, и третья, пожалуй, самая достоверная — от храмовой иконы, принесенной из села Паленицы.
Таким образом, и боярин Ордын-Нащокин, и боярин Ртищев были, скорее всего, не основателями мо настыря, а его «восстановителями» после упадка в Смутное время и основателями при нем духовного учебного заведения.
К середине XVIII в. монастырь окружала живописная слободка. В зелени рощ рядом с ним основалось село Васильковское, в котором в 1763 г. построили большой каменный дом. В июле 1775г. городские власти начали проектировать от Андреевского до Даниловского монастыря водоотводный канал. Однако проект не был осуществлен.
По «Описанию» 1790 г. под бывшим Андреевским монастырем находилось земельных угодий: под селением — 0,6 гектара, под пашней — 1,5, сенокоса —50,2, неудобий — 3,3, а всего — 55,6 гектара.
Недалеко от монастыря среди рощицы был прудок. На пахотной земле разводили огороды, а незаселенные земли находились впусте. Принадлежала монастырю и выгонная земля: лежащая рядом и отданная для поселения разночинцев — 38,6 гектара, вместе с сенокосами — 20,5 и неудобьями — 12,9 гектара общей площадью 72 гектара.
Местность эта была настолько красива, что в «Путеводителе по Москве 1831 г.» писали: «Местоположение монастыря сего так прелестно, что поистине жаль, что не бывает здесь гулянья, как в других местах города».
На гравюре начала XIX в. Андреевский монастырь изображен стоящим почти на самом берегу реки на фоне Воробьевых гор, покрытых лесом. Гладкие стены высотою с двухэтажный дом. На восточной стене две арки ворот в двухэтажном строении, над ними -надвратная церковь Андрея Стратилата, построенная в камне в 1654 г., за которую подмастерье Гришка Копыл был пожалован подарком. В 1675 и 1689 гг. ее перестраивали. К надвратной церкви с двух сторон вместо оградных стен примыкали каменные двух- и трехэтажные здания. В последнем размещалась богадельня. На восточной стене церкви прорисованы три закомары, на северной — две. Над закомарами — крутая четырехскатная крыша, на вершине которой находится высокий барабан, завершенный луковой главкою с крестом на шаровом основании. Глава церкви лежит на валике. На северной стене ниже закомар два щелевидных окна.
В юго-восточном углу стены изображена четырехгранная высокая колокольня с большими арочными проемами в верхнем ярусе — звоне. Колокольню закрывает четырехскатный шатер с небольшим шаром, на вершине которого стоит крест. К ней примыкает двухэтажное здание, вытянутое вдоль восточной стены от надвратной церкви. Над северо-восточным углом ограды, как бы продолжая ее по вертикали, как сторожевая башня, возвышается вдоль северной плоскости надстройка с четырехскатной крышей и шестью щелевидными окнами.
В северо-западном углу изображены две одноглавые церкви. Одна из них образует северную ограду.
По некоторым данным, здесь была трапезная с престолом Покрова Божьей Матери. В глубоких подвалах под ней хранились продукты. Высота церкви четыре этажа. Со второго этажа в стене прорезаны шесть окон, на третьем — пять, на четвертом — два. Церковь представляет собой куб с пятигранной апсидой и трехэтажной пристройкой — трапезной. Каждый элемент комплекса — апсиды, церковь и трапезная — покрыты соответственно пяти-, четырех- и трехскатной деревянной кровлей. Барабан, так же как и у надвратной церкви, украшен узенькими арками и завершается луковичной главкой, но несколько большего диаметра. В 1753 г. в нижней палате трапезной был устроен престол святого Анлрея Первозванного. С западной плоскостью ограды соединяет церковь с домом богадельни, образу стену трапезной с четырьмя окнами на западной стороне.
Южнее этой церкви рядом с ней стои высокий храм Воскресения Христова, что в Паленицах, построенный в 1689 – 1703гг. Он представляет собой четверик в три этажа с шатровой крышей, вершин, которой венчает барабан с главкой. С востока, до уровня второго этажа, к ней примыкает пятигранная апсида со щелевидными окнами и полуколоннами. На западной стороне трапезная окружена с трех сторон ходовой папертью — гульбищем. На северной стороне храма под кровлей три небольших окна. В храме с 1773г. существуют приделы великомученика Федора Стратилата и святого апостола Андрея Первозванного. Под ним на три этажа в глубину уходят подвалы с коробовыми сводами. По преданию, в них были скрыты пыточные орудия. По материалу и кладке подвалы древнее церкви. Застенки или так называемые каменные мешки, находящиеся в них, свидетельствуют об их истинном назначении.
В настоящее время весь ансамбль монастыря представляет собой вытянутый прямойгольник, перимерт которого образуют двух- и трехэтажные постройки различного назначения
Над входом во двор ансамбля находится надвратная церковь великомученника Андрея Стратилата(1689), принявшая после реставрации в 1961г. Обновленный вид. Отличие ее от гравюры XIX в. Состоит в отделке барабана и четверика. Барабан украшен двумя поясами цветных глазуровенных изразцов «павлиний глаз», обрамленных небольшими валиками.Луковичная головка имеет больший, чем это было прежде диаметр. Такими же изразцами, но только в один ряд отделан поясок по всему периметру четверика cpазу же под спаренными архивольтами. Фриз храма из крупных изразцов исполнен первоклассным мастером VII в. С. Полубссом.
Посреди двора высится трехъярусная барочная колокольня, построенная на средства графа С. П. Шереметьева в 1748 г. Стиль колокольни явно не гармонирует со всеми другими постройками монастыря. На четверике ее первого яруса высится восьмерик, разделенный карнизом на второй и третий ярусы, завершающийся куполом со световым барабаном и изящной граненой луковице. По всей высоте фасад отделан пилястрами, разделяющимися по ярусам капителями и карнизами. Арочные окна отделаны архивольтами. Купол прорезают круглые, с лепной отделкой люкарны. Барабан, похожий на легкую ротонду, отделан по низу декорированным поясом. С востока на уровне первого яруса видны скаты притвора. Под колокольней, опять же на средства графа Шереметева, была учреждена алтарная церковь архангела Михаила, при которой в 1766 г. был приписан ружный, т. е. оплачиваемый графом, священник.
В 1848 — 1855 гг. колокольню несколько перестроили, и под ней учредили на средства купца М. Сеткина престол святого Иоанна Богослова и алтарный иконостас.
Со стороны Воробьевых гор в каменной ограде нет ни окон, ни зубцов. В 1722 г. старанием игумена Антония начала действовать часовня, построенная против входных ворот монастыря игуменом Глебом в 1714 г. В настоящее время этой часовни нет.
За колокольней у западной стены, как и прежде, стоит церковь Воскресения, ныне, после реставрации, она почти не отличается от изображенной на гравюре. Разве что барабан cтал меньшим в диаметре, да поверхность его утратила арочки и покрылась лопатками по краям всех восьми граней.
Естественно, что монастырь за свое пятивековое существование нe один раз перестраивался. Поэтому сейчас можно лишь предполагать, что колокольня в его юго-западном углу и церковь в северо-западном углу то ли сломаны полностью, то ли встроены в учебные или административные здания. Во всяком случае, в «Описании» 1790 г. указывается, что внутри oгряды каменные же церкви: Федора Стратилата, 2-я под колокольней архангела Михаила». Но тогда почему нет упоминаний ни о церкви Воскресения, ни о трапезной, что находится в северо-западном углу, ни о колокольне, что в юго-восточном углу территории? Что же касается корпусов богадельни, то их строили в различные времена: северный в начале XIX в., восточный — в 1805 г. и южный — в 1878г.
Итак, окольничий Ртищев, друг патриарха Никона, избрал место, удобное «для монашеского жития и для учения свободных мудростей», а также «имиже возмаши бы обрести разум свет души словесныя». На месте Андреевского монастыря он устроил Спасо-Преображенский и соорудил в нем церковь Преображения Господня. Однако следы ее до наших дней не дошли.
В 1648 г. Ртищев созвал в монастырь 30 ученых монахов из Киева и других украинских монастырей и, учредив братство, организовал училище. В числе приглашенных из Печерской лавры были Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий «в языце славянском и греческом и иных, изящных, в риторике и философии искусный». Последний стал во главе ученого братства. Ртищев же, занятый дворцовыми обязанностями, приезжал сюда поздно вечером и проводил ночи напролет в занимательных дискуссиях с учеными монахами.
Летом 1667 г. в училищный монастырь под усиленной охраной стрельцов привезли в закрытой телеге мятежного протопопа Аввакума после допроса в Кремле. В описании своего жития по этому поводу он заметил: «...и привезли меня на Воробьевы горы, тут же священника Лазоря и инока Епифания старца, острижены и обруганы, что мужички деревенские миленькие!» В то же время сюда были препровождены для исправления коломенский дьяк Т. Макаров и старец Григорий Неронов.
А через два года после этого события и двадцатилетнего пребывания в стенах обители ученой братии ее перевели в Заиконоспасский монастырь, в котором общими усилиями открыли первое российское общеобразовательное высшее учебное заведение — Эллиногреческую академию, преобразованную в начале XIX в. в Духовную.
После ухода ученых монахов тишина и покой воцарились в Андреевской обители. Дни заполнялись усердными молитвами и нехитрыми обязанностями по хозяйству. И все было бы терпимо, если бы не решение патриарха Иоакима приписать монастырь к Заиконоспасскому для поддержания жизни академии (1682). Лишенный самостоятельности, Андреевский монастырь вскоре начал хиреть. Уже в 1722 г. вновь назначенный игумен Филарет Буркашев попытался поправить экономику обители, подав прошение вернуть отобранные земли. Сведений об удовлетворении прошения не обнаружено, но имеются указания, обращенные к монастырю, отпускать с его пустошей глину для кирпичных заводов города. А затем в течение 1724 и 1726 гг. все иноки монастыря с имуществом были переведены в Донской монастырь.
В освободившихся помещениях Андреевского монастыря по указу Петра I в 1725 г. открыли первый в России дом для 80 незаконнорожденных «младенцев» в возрасте от семи лет с выплатой из казны на пропитание и содержание каждого воспитанника денег и выдачей хлеба.
Училище, или приют, просуществовало в течение шести лет. Во времена Анны Иоанновны не без влияния Бирона оно было закрыто 21 апреля 1731 г.
После закрытия петровского детского дома помещения бывшего монастыря, видимо, обветшали до крайности, поскольку известно, что в 1743 г. «ветхости монастыря исправил архитектурный ученик Андрей Лопатин». Отремонтированные помещения передали Московскому городскому купеческому обществу для размещения в них богадельни на 150 престарелых мещанок.
Но вот у придворного Екатерины II Ивана Ивановича Бецкого возникла мысль о создании в Москве Вдовьего дома. И тогда 20 июля 1761 г. императрица подписала указ Сената «О назначении монастыря в Москве для призрения в оном вдов и сирот заслуженных людей, и о собрании по сему предмету сведений». Выбор пал на Андреевский монастырь. Однако 1 ноября 1762 г. Екатерина подписала другой указ-«О помещении безумных до устроения для них особого дома в имеющихся покоях при Новгородском Зеленецком монастыре и Московском Андреевском и с заведениями сего временного устройства для безумных Канцелярии Синодального экономического правления». В 1763 г, стало очевидно, что «оный к собственному содержанию безнадежен».
О том, когда были переведены временно нашедшие приют вдовы и сироты во Вдовий дом, сведений нет, но есть данные о том, что в 1764 г. опять-таки указом Екатерины II Андреевский монастырь был упразднен, церковь Воскресенья, что в Паленицах, была перевена в разряд приходских, а все братские и хозяйственные постройки переданы в ведение Вдовьего дом и канцелярии Синодального экономического правления. Вначале предполагалось строительство этого дома на базе Андреевского монастыря, поскольку Васильевское поле было сильно заболочено. Однако комиссия признала такой вариант неподходящим, поскольку монастырь «стоит под горою и строения в нем мало». Здание Воспитательного дома заботами И. И. Бецкого все же было заложено при громе пушек на Васильевском поле 21 апреля 1764 г. В этот день, день рождения Екатерины II, генерал-фельдмаршал губернатор П. С. Салтыков положил в основанание здания камень с надписью на русском и латинском языках: «Екатерина Вторая, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 года апреля 21-го дня».
В этот же день более 50 бедных невест с императорским приданым были отданы замуж за ремесленников, а более тысячи бездомных накормлены обедом.
Через 11 лет после этого события обер-полицмейстер Москвы получил именной указ «Об учреждении под ведомством таможней полиции особой больницы, богадельни и работных домов»: «Для молодых, просящих милостыню… учредить… работные дома... в котором и содержать мужская полу ленивцев... Для таковых женская полу занять упраздненный Андреевский монастырь и определить им прядильную работу, брав потребны материалы из Адмиралтейской конторы, также и другие работы, тому подобные, и всем, как мужска, так и женску полу, производить кормовых денег на каждого человека по 3 копейки в сутки». Видимо, не пришлись помещения бывшего монастыря работному дому, поскольку в духовных книгах Замоскворецкого сорока уже под 1778 г. упоминается, что в их была размещена богадельня на 60 старух. Об этом же пишется и в главе «Общественное призрение» «Описания» за 1785 г., с той лишь разницей, что количество нищих увеличилось до ста. Однако запись за 1790 г. указывает, что в бывших каменных братских кельях содержались под стражей женщины-распутницы.
С 1804 г. в помещениях бывшего монастыря размещалось коммерческое училище, а с 21 сентября 1806 г. на средства Московского о купеческого общества при поддержке Московского городского общества была основана Андреевская богадельня на 530 престарелых и инвалидов обоего пола. Вторжение Наполеона в Москву побудило обитателей к уходу из богадельни. После ухода французов здания! Андреевской богадельни временно были переданы опять же коммерческому училищу, которое находилось в них до 12 декабря 1815 г., т. е. до ухода в собственное помещение на Остоженке, 38. В наши дни в нем размещается Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза. В 1832 г. Купеческое общество, решив расширить богадельню, купило у Калужской заставы вместительный дом, где образовало филиал Андреевского приюта. Характерно, что на содержание подопечной богадельни члены Общества жаловали весьма значительные вклады, особенно по духовным завещаниям. например, Н.Г. Зубов завещал 200 тыс. рублей, М.И. Крашенинников l00 тыс. рублей, фабрикант С.В. Алексеев — 30 тыс. рублей. В 1885г. в богадельне открыли особое отделение на 40 мест, содержащееся на солидное пожертвование Н. Д. Пашкова. В конечном счете усердием Купеческого общества количество мест в богадельне достигло 956.
Таким образом, почти вся история обители с легкой руки просветитсля Ртищева была заполнена образовательной и благотворительной деятельностью.
Для полноты картины необходимо осветить и некоторые чисто житейские стороны, в какой-то степени характеризующие быт и экономику. С 1650 г. по 27 января 1678 г. к ней для поддержания жизнедеятельности ученой братии был приписан Донской монастырь с Марчуковской пустошей, а с 1658 по 1681 г.— Тверской Видгожский монастырь. Грамотами царей дома Романовых, начиная от Михаила до Петра I, во владение монастырю отдавались московское подворье за Москвой-рекой на Бабьем городке, сарайное и кирпичное место подле торговых бань. В этот период обитель относилась к «ружным», т. е. состоящим на денежном и хлебном жалованье из государственной казны. Видимо, поэтому у нее и не было приписных крестьян.
Состоятельные почитатели не оставляли обитель без внимания. На средства графа С. Б. Шереметева 1 декабря 1745 г. колокольных дел мастер К.М. Слизов отлил большой (5744 кг) колокол для колокольни церкви Иоанна Богослова. Приходская же церковь Воскресения, принадлежавшая Замоскворецкому сороку, в 1766 г. имела в числе 191 прихожанина-мужчины князей Н.Ю. и П.Г. Трубецких, В.М. Долгорукова и графа С. П. Ягужинского. В конце ХIХ в. она получила от государства на содержание 902 рубля. В 1807 г., когда в обители помещалась богадельня, Московский городской голова Кирьяков назначил в Опекунский совет 30 тысяч рублей для содержания при ней 30 отставных солдат-инвалидов.
В 1924 г. церкви бывшего монастыря и богадельни были закрыты. Корпуса и хозяйство их переданы в распоряжение Моссовета, который вселил в них москвичей, нуждающихся в жилье. В настоящее время его здания, как памятники архитектуры, находятся под охраной государства. Жители оттуда переведены в новые благоустроенные дома, а помещения переданы в ведение научно-исследовательских учреждений и Синодальной библиотеке Московского Патриархата.
Полноты ради следует отметить, что при бывшем монастыре находилось кладбище, на котором помимо служителей монастыря похоронены и миряне, в том числе и представители знатных в те времена фамилий — Шереметевых, Машковых, Ларионовых и других. Следы некрополя до наших дней не сохранились.