МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Андроников монастырь

Адрес: пл. Прямикова, 10
Проезд: м. Римская, Площадь Ильича

Андроников монастырь

Мужской, необщежительный, 2-го класса монастырь. Основан в 1359 г. по инициативе митрополита московского Алексея. Имеются сведения и о других датах основания, например, 1356 и 1360 гг., а в патриарших книгах монастырь упоминается лишь с 1642 г

Андроников монастырь

Согласно преданию, в 1354 г. Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит, как и все, находящиеся на борту, видел спасение только в провидении Божьем и истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя. Однако шторм не утихал, и положение корабля становилось все более критическим. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя иконы Нерукотворного образа Спасителя. Шторм начал затихать, и вскоре корабль благополучно причалил к берегу. И случилось так, что день возвращения на родину совпал с днем церковного праздника Спаса - Нерукотворного.

По прибытии в Москву Алексей попросил у Сергия Радонежского его ученика Андроника, которому поручил построрить церковь Нерукотворного образа Спасителя. В знак значительности свершившейся договоренности на том месте, где митрополит простился с Сергием Радонежским, была воздвигнута часовня.

Андроников монастырь

Место для япостановки храма было выбрано на обрывистом берегу реки Яузы у дороги из Москвы в Орду, примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. Тогда москвичи в течение пяти суток обороняли город, обложенный татарами с трех сторон. Но, объятый пламенем пожара, под натиском тысяч разъяренных вражеских воинов город пал, когда на стенах его уже не осталось защитников. Два дня город был во власти победителей. Телами защитников и жителей были завалены все улицы, подворья и площади. Тысячи москвичей угнали в неволю.

На этом же месте позднее митрополит Киприан встретил Дмитрия Донского, возвратившегося с Куликовской битвы; по этой же дороге великий князь Василий Дмитриевич выступил с войском на Тамерлана и по ней же возвратился из Орды, ослепленный там, его сын Василий Темный Темный.

Андроников монастырь

Итак, первым строением на месте будущего монастыря была белокаменная церковь Нерукотворного образа Спаса. Дата ее постройки спорна. Однако предполагается, что она стоит на месте деревянной., построенной ранее Андроником. А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: "В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г" Но вот при реставрации собора в 1933 г. дата постройки отнесена на 1357 г. Предполагается также, что что в строительстве собора участвовали Андрей Рублев и опытные владимирские каменьщики.

Вскоре при церкви образовался монастырь, первым настоятелем которого стал Андроник, который по преданию вырыл на территории монастыря колодец. Об основании монастыря Вторая Софийская летопись сообщает: "Также ученик святого (Сергия - Авт.) Андроник, также благословением святого и испрошением его Алексия митрополита, на реце Яузе созда монастырь".

Есть предположение, что монастырь создан по решено о Дмитрия Донского как "сторож" на дороге из Коломны, т. е. на пути возможного нападения татар на Москву. Поэтому одновременно со строительством храма территорию монастыря обнесли деревянными рублеными стенами с башнями и воротами, которые во второй половине XVII в. заменили каменными.

Андроников монастырь

Об удачном выборе места для собора и монастыря в одной из летописей указывается: "И всем удовли тои монастырь, и все яже к потреби устрои, и села, и воды, и места..." В "Книге степенной царского родословия" пишется: "Обрете же (Алексей митрополит.- Авт.) место угодно к монастырскому строению близ града Москвы на реце Яузе. И тако Богу поспешьствующу ему, поставлена бысть церковь зело прекрасна во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворного образа. И всем чюдне церковь он украсив, и честную икону образа Христова, иже имяше принесены с собою от Царяграда чюдне златом украшени в ней постави и монастырь устрой и доныне благодатью Христовою. Вручи же старшинство прежереченому Андронику и вся, яже потребе монастырского строения, тому дарует и общее жите в нем составляется". В конце XIX в. А. И. Иванчин-Писарев писал о Спасо-Андрониковом монастыре: "Прибрежный гороскат расстилает у ног ваших и желтеющие мели, и яркозеленые луга. меж которых крадется смиренная Яуза... У самых стен обители представляется обширный обзор холмов, лесочков, церквей, сельских домиков".

Андроников монастырь

Ко времени строительства храма и монастыря недалеко от него уже располагалось село, которое несколько позже получило наименование Луцинское.

В начале XV в. собор переделали и расписали внутри. Так, опять же в "Книге степенной царского родословия" указывается: "По времени же в оной обители бывшу игумену Александру, ученику предпомянутого Игумна Саввы, мужу добрадетельну и мудру и изрядно зело и такоже другому старцу его именем Андрею иконописцу изрядну, всех превосходяшу в мудрости зельне и седины честны имущу и прочим мнози, сама же добре стремящима обитель благодатью Христовою и Богу помогающу чудным своима рукама украсила в память отец своих, еже и доныне всеми зрится во славу Христу Богу"

Об этом же пишет и писатель Пахомий Логофет (XV в.): "...создаста во обители свой церковь каменну зело красну и подписанием чудным своима рукава украшена", упоминая о мастере "старец именем Андрей - иконописец".

Андроников монастырь

Так когда же перестраивался собор, когда его украшал "старец Андрей"? Если иметь в виду, что игумен Александр умер в 1427 г., а его предшественник игумен Савва - между 1410 и 1420 гг., то время перестройки собора приходится на промежуток между 1410 и 1427 гг. Это подтверждают и другие источники. Так, известно, что при митрополите Фотии в 1420 - 1428 гг. собор был перестроен, а в качестве строительного материала применили белый камень. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в новом каменном соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. К сожалению, фрески Рублева в конце XVIII в, были уничтожены при реставрации собора. Остались лишь их небольшие фрагменты на откосах окон.

Андроников монастырь

В 1812 г. во время пожара обрушился купол собора. И только где-тo в 1813 - 1814 гг. он был вновь восстановлен. Прошло без малого тридцать лет и в 1840 - 1850 гг. интерьер собора перестроили. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел преподобного святого Андроника, а к южной - Успения Божьей Матери. В результате собор полностью утратил свой первоначальный вид. Но прошло еще сто лет, и реставрационные работы 1950 - 1960 гг. вернули ему былую строгость и красоту.

Спустя восемь десятков лет после окончания строительства (1504 - 1505) недалеко от его западной стены поставили каменную трехъярусную одностолпную трапезную, крытую "колпаком" - высокой четырехскатной крышей. До сего дня сохранились утопленные в стены оконца со ступенчато-перспективным оформлением.

Минуло еще почти два столетия, и в 1691 г. по велению царицы Евдокии Федорoвны Лопухиной к трапезной пристроили третий ярус, на котором учредили церковь святого Алексея Митрополита. В среднем ярусе установили церковь Михаила Архангела с пределом святых апостолов Петра и Павла, который в 1819г. упразднили, а на его месте освятили придел во им иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи, а через двадцать лет на деньги некого А.В. Пищалкина устроили еще один придел - во имя святого Александр.. Команского.

Нижний ярус трапезной царица Евдокия отвела под фамильную усыпальницу, установив там церковь иконы Знамения Преподобной Божьей Матери. Перестройку закончили в 1694 г., однако окончательное завершение строительства, причем уже в стиле московского барокко, произошло в 30-х гг. XVIII столетия. Где-то в 1690 г. на территории монастыря около Святых ворот поставили настоятельский корпус. В этом же веке отстроили каменные братские корпуса.

В свое время над древними южными Святыми воротами стояла церковь Рождества Богородицы с приделами святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, построенная в XVI в. одновременно с возведением стен и башен. Во второй половине XVII в. на месте деревянных стен поставили каменные, которые затем, в 1747 - 1756 гг., вместе с надвратной церковью перестроили. Несколько позднее в 1756 - 1799гг., старую колокольню, стоящую рядом со Спасским собором, разобрали и вместо нее по проекту архитектора Казакова воздвигли одну из красивейших в Москве колоколен высотой с крестом 73 метра. В ней на средства купца С.П. Васильева учредили церковь святого Симеона Богоприимца. Поскольку колокольню возвели над Святыми воротами, то надо полагать, страрую надвратную церковь Рождеста Богородицы разобрали.

Церковь святого Симеона Богоприимца вскоре по какой-то причине закрыли и возобновили только в 1830 г. На средства купца А.В. Пищалкина, наследника С.П. Васильева. Что же касается источника финансирования строительства колокольни, то существуют различные версии. По одной из них, деньги дал тот же С. П. Васильев, по другой - купец Жихарев, а по исследованиям реставратора Д. М. Лихачевой - купец Василий Семенов, который передал их монастырю eщe в 1760 г., т. е. за пять лет до начала строительства. Известно, что он финансировал также и обновление успенского собора в Кремле и других храмов.

Некий Е. В. Молчанов также вложил капитал в строительство церкви в честь тезки - мученика Евграфа (1874), в нижнем ярусе которой устроил фамильную усыпальницу, Кстати, Молчанов финансировал и строительство церквей Троицы в Грязях и Знамения в Ховрине. Следов церкви Евгpафа не осталось, как и материалов ее обмера. Есть только предположение, что она была разобрана вместе с ликвидацией монастырского кладбища, располагавшегося с севера и востока от собора

Рассматривая хозяйственную деятельность и материальную обеспеченность монастыря в рамках имеющихся сведений, следует упомянуть, что в 1472 г. князь Юрий Васильевич - сын великого князя Московского, подарил монастырю свое село Березницы. Не остался в стороне и князь М. А. Верейский. По его духовной монастырь получил село Лучинское.

Недалеко от обители в 1475 г., видимо, Каменный приказ, надо полагать, не без помощи монастырской братии соорудил кирпичный завод, поскольку продукция завода шла и на строительство зданий монастыря.

Андроников монастырь относился в XV в. ко 2-му судебному участку Москвы. Место было бойкое: с запада несла ленивые воды Яуза, по которой шли струги и ладьи с товарами, с юга шумела широкая Владимирка. Земли правого и левого берегов Яузы принадлежали обители

В эти годы монастырь завершил выгодную сделку с великим князем Иваном III, продав ему для разведения садов село Воронцово и лес за ним, стоявший между Покровскими воротами и Яузой. На месте села Воронцова сейчас проходит улица Обуха, а на месте леса - нынешние Сыромятники и врачебно-физкульурный диспансер "Высокие горы". Не исключено, что именно за эту сделку монастырь был пожалован архимандрией во второй половине ХV в.

В конце XVI в. Андроников монастырь приобрел в Кремле подворье у Фроловских (Спасских) ворот "в пол-трети сажени от стены", что давало дополнительный доход. Видимо, тогда же обитель получила наименование божедомской, поскольку при ней выстроили Божий дом - кладбище для неопознанных, умерших насильственной смертью.

Вскоре после китайского пожара, 3 мая 1626 г. начисто спалившего все постройки Кремля и его обителей, а также Андрониково подворье, монастырские иноки поставили в верховьях Яузы зелейную мельницу, то ли для обработки сушеных трав для лечебных настоев, то ли для производства пороха. Правда, монастырь имел уже не одну наливную мельницу. Например, на реке Сомынке подле деревни Боренки Звенигородского уезда на своей водяной мельнице он молол зерно местных крестьян.

К середине ХVII в, на южном земляном участке между Яузой и нынешней Тулинской улицей монастырские работные люди образовали слободку из 16 дворов, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей.

Были у монастыря и приписные крестьяне. Так, в 1700 г. за обителью числилось 210 таких дворов. По меркам, существовавшим в начале XVIII в., Андроников монастырь относился к богатым. Это подтверждается и тем, что в 1720 г. он передал в пользу Николо-Греческого монастыря село Алешкино. Передача эта произошла, видимо, по велению Петра I в связи с тем, что в 1711 г. в том монастыре нашел убежище его друг молдавский господарь Дмитрий Кантемир со своими 24 боярами.

Шли годы, расширялось строительство и вокруг монастыря. С юга монастырские стены отделяли от заболоченной местности два пруда, образовавшиеся из запруженного ручья Золотой рожок, названного так митрополитом Алексеем в честь константинопольской бухты. Далее за болотом, в версте от ворот, где пролегает сейчас Б. Коммунистическая улица, выросла Алексеевская слобода с церковью Алексея Митрополита. По состоянию на 1739 г. в слободе было построено пять кварталов зданий и ее окружали пашни. K сожалению, не прошло и десяти лет, как все они сгорели вместе с постройками монастыря во время больших майских пожаров 1748 г. Пожарники 10-й команды, в ведение которой входили монастырь и слобода, оказались бессильными перед стихией. По всей Москве в ту пору сгорело без малого 4 тысячи домов.

И тем не менее монастырь, отстроившись, продолжал жить и богатеть и к 1790 г., т. е. почти через 50 лет, за ним уже числилось 1682 крестьянина. Однако пришел конец благополучно и безбедной жизни спасо-андронисвой братии. В 1764 г. после секуляризации Андроников монастырь, как и все остальные, потерял свои вотчины и был причислен к монастырям 2-го класса. К счастью, сохранили архимандрию и назначили жалованье на содержание, размер которого несколько увеличил уже император Павел.

Конец XVIII в. для Москвы был характерен развитием строительства в центре и в окрестностях. Естественно, что возросла потребность в строительном материале. Поэтому неудивительно, что в 1777 г. близ Андроникова монастыря уже дымили трубы трех кирпичных заводов. Местность вокруг монастыря сравнительно быстро застроилась жилыми домами и мануфактурами за счет прилегающих к ней пахотных земель. На правом берегу Яузы на территории 18-й Рогожской части напротив обители (между улицей Земляной вал и Сыромятнической набережной) поднялись строения ремесленной Сыромятнической слободы, заселяемой семьями шорников и мастеров кожевенного (сыромятного) дела.

Так или иначе, но в "Описании Москвы за 1790 год", т. е. через четверть века после екатерининской реформы, за Спасо-Андрониковым монастырем числилось 5,6 гектара под селением, сенокосных земель - 4, неудобий - 4,5, а всего 14,1 гектара. В других же местах за ним было сенокосных, пахотных и неудобных земель 22,6 гектара. В монастыре тогда стояли соборная церковь Спаса Нерукотворного образа, церкви - святого Алексея-митрополита. под нею Apхангела Михаила, да над воротами - Рождества Пресвятые Богородицы, колокольня и кельи, гороженные каменной стеной с небольшими каменными башнями.

Прошло еще 15 лет, и в 1805 г. через ручей Золотой рожок перекинули мост. На плане 1808 г, между заставой и ручьем уже показаны жилые кварталы, разделенные тремя улицами. В то же время пять мелких улиц к западу от Рогожской заставы (ныне пл. Ильича) до Андроникова монастыря превратились в три, а бывшие между ними два переулка исчезли.

В числе настоятелей Спасо-Андроникова монастыря были видные в то время деятели Русской православной церкви, для которых он стал серьезной школой. Пройдя в монастыре архимандрию, они в большинстве своем назначались на епископство или возводились в сан митрополитов. В их числе были преподобный Андроник (1404) и Савва (между 1410 - 1420); игумен Александр (1427); архимандриты Митрофан, духовник великого князя ИванаIII, впоследствии епископ коломенский; Симеон (1509), затем епископ суздальский Сергий; епископ рязанский Сергий II, который участвовал в избрании боярина Михаила Федоровича - первого представителя дома Романовых - на российский престол. В феврале 1613 г. Сергий подписал грамоту на его избрание. Настоятелем монастыря был Симеон II (1676), впоследствии митрополит смоленский; Никифор, затем митрополит астраханский; Авраамий III, затем митрополит белогородской (1685); Авраамий IV, затем митрополит рязанский; Иосиф, бывший епископ Воронежа; епископ Сильвестр старогородский, бывший крутицкий, и др. Здесь в начале ХVI в. принял пострижение епископ тверской Варсонофий.

Последние данные о штатной численности монастыря относятся к началу XX в.: тогда в монастыре находились 18 монахов и четыре послушника, архимандрит, келарь и казначей.

Не минула святую обитель и участь места заточения. Так, в 1515 г в монастырь были заточены за ересь бывший архимандрит Новгородский Серапион и игумен Троице-Сергиевой обители Иаков. Через некоторое время Серапион был переведен в темные подвалы Троице-Сергиева монамтыря, где и умер в 1516г.

В начале жаркого лета 1666г. сюда привезли закованного в кандалы неистового проповедника старой веры протопопа Аввакума Петрова. Еще несколько часов назад он яростно обличал на церковном соборе в Кремле патриарха Никона и его сторонников, защищающих необходимость исправления богослужебных гниг и исполнения церковных обрядов. Как 12 лет назад Аввакум остался в меньшинстве. Его продержали трое суток в каменном подвале прикованным к стене в полной темноте и без пищи. Затем режим содержания несколько ослабили, и через месяц его отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

Обитель была связана и с благотворительным подвижничеством. В 1618 г. в монастыре была учреждена богадельня, а ровно через 200 лет здесь же открыли духовное училище, здание которого сохранилось до наших дней.

Следует отметить, что монастырь претерпевал неоднократные разорения, так, в 1368 и 1371 гг. его разграбил литовский князь Ольгерд, а в 1372 г. его преемник князь Кейстут. Через десятилетие в нем хозяйничал татарский хан Тохтамыш, в начале XV в. в него ворвались дикие всадники Едигея, в 1451 г.- ненасытные воины Сеид-Ахмета, в 1571 г. он был опустошен ханом Девлет-Гиреем, а в 1611г. - польскими рейтарами. После разгрома польско-литовских интервентов Андроникову обитель возобновили лишь в 1613 г.

Во времена нашествия французов солдаты армии Наполеона в ночь со 2 на 3 сентября (по ст. ст.) разграбили эту святыню русской истории. Правда, еще в дни массового ухода москвичей из города в веренице карет, возков и повозок катились в Юрьев-Подольский и две телеги с сокровищами ризницы Спасо-Андрониковой обители. Сопровождали их архимандрит Феофан и монахи. Все, что осталось в монастыре, досталось грабителям.

Более того, 4 сентября в Рогожской слободе загорелась церковь Преподобного Сергия (ныне ул. Сергия Радонежского). Затем огонь поглотил строения слободы и перекинулся на монастырь. Еще мгновение, и вся обитель исчезла в море всепожирающего огня. В уцелевших каменных коробках монастыря французы устроили казармы и конюшни.

После изгнания врага монастырь начали было восстанавливать на скорую руку, но дело пошло быстро только тогда, когда Святейший Синод открыл ему кредит. К этому времени и монастырская казна пополнилась деньгами жертвователей и вкладами прихожан.

Как и в каждом монастыре России, в Андрониковом монастыре существовало кладбище. Под собором Образа Спаса Нерукотворного были похоронены мощи его строителя Андроника, умершего 13 июля 1404 г., и его преемника Саввы. Несколько лет назад были обретены мощи Св.Андрея Рублева..

Где-то на территории монастыря покоится прах Симеона Гордого, великого московского князя, сына Ивана Калиты. Похоронен он здесь вместе с тремя сыновьями, умершими во время чумы в 1353 г. в Москве. Видимо, их останки перенесли с чумного погоста после основания монастыря. В усыпальнице Лопухиных захоронены мать и отец царицы Евдокии Федоровны - Устиния (1690) и Федор Авраамович; ее племянники В. А. Лопухин, генерал, убитый в 1755 г. при Гросс-Егерндорфе, А. А. Лопухин, тайный советник (1751), его жена Вера Борисовна, урожденная Шереметева, и другие Лопухины. Здесь похоронен прах графини Е. И. Головкиной (1791), жены вице-канцлера; Д. Д. Загряжского - дипломата, который исполнял поручения Иоанна III в Литве (1520); Ф. Д. Загряжского (1561) - посла Иоанна IV у крымского хана; епископа воронежского Иосифа; Пахомия, епископа Устюжского; Сильвестра, епископа крутицкого; П. Г. Демидова - основателя Ярославского лицея (1821); князей Щербатовых, Баратынских и многих других. В 1763 г. в северной части кладбища похоронили основоположника профессионального русского театра актера Ф. Г. Волкова.

На кладбище захоронены многие знакомые А. С. Пушкина: В. П. Горчаков (1800 - 1867) - офицер; И. Д. Трубецкой (1827) - камергер, троюродный брат поэта; Е. А. Трубецкая, урожденная Мансурова (1831),- жена камергера; А. Ф. Томашевский (1833) - цензор; Н. А. Щербатов (1863) - князь, полковник. На кладбище покоятся воины, павшие на Бородинском поле или умершие от ран в 1812 г.

В советское время Андроников монастырь разделил судьбу многих московских обителей: в августе 1919 г. его постройки были переданы в ведение Московской чрезвычайной комиссии, которая организовала здесь концлагерь. Он просуществовал, видимо, до 1922 г., поскольку с этого времени здесь размещалась колония для беспризорников, Тогда же в конце года рабочие завода "Серп и молот" обратились с просьбой в Рогожский райсовет передать всю территорию монастыpя с его зданиями в ведение рабочего коллектива. Ходатайство удовлетворялось поэтапно. В 1928 г. в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 жилых комнат для рабочих завода.

Кладбище монастыря просуществовало до начала 1929 г., поскольку в 1928 г. тот же завод в который раз просил передать его в ведение рабочего поселка им. М. И. Калинина для переоборудования под место отдыха - сад или сквер. Аналогичная просьба поступила и в июле 1927 г., в ней предлагалось продать надгробные памятники населению поселка, а на вырученные деньги оборудовать сквер. Следует отметить, что с кладбища к 1926 г. были уже изъяты все металлические памятники и ограды. Правда, в конце мая 1924 г. памятник с могилы Трубецких работы известного скульптора И. П. Витали был перевезен в Донской монастырь, где организовывали музей архитектуры. В сентябре 1924 г. в усыпальнице Лопухиных вскрыли полы и разбили мемориальные плиты. Тогда, или годом раньше, на территории кладбища устроили футбольное поле для малолетних колонистов. И наконец, 13 сентября 1927 г. состоялось решение о полной ликвидации кладбища, что и было исполнено. Сейчас на его территории находятся лишь два памятника, один из которых - Ф. Г. Волкову. Однако нет уверенности, что он стоит над захоронением великого актера. Колокольню над Святыми воротами взорвали в 1930-х гг. В 1930 - 1940-е гг. в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата обороны.

Андроников монастырь - историко-архитектурный и ландшафтный памятник-заповедник. С 1959 г. в нем располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в котором собрана уникальнейшая коллекция русских икон начиная с Х в. Уже восстановлены соборы, настоятельский и братский корпуса, здание духовного училища, стены и башни. И наконец, в один из зимних дней 1989 г. воистину свершилось чудо - собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

План Андроникова монастыря:

Андроников монастырь


1. Святые ворота (XVIIв.)
2. Настоятельские покои (XVIIIв.)
3. Трапезная палата (1504-1506)
4. Церковь Архангела Михаила и Алексия митрополита Московского (1691-1739)
5. Спасский собор (XVв.)
6. Братский корпус (XVIIIв.)
7. Выставка археологии
8. Духовное училище (1810-1814)
9. Звонница

В - выставка
Э - экспозиция

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2010 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz