МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Даниловский монастырь

Даниловский монастырь

Адрес: ул. Даниловский вал, 22
Проезд: м. Тульская

Данилов монастырь на схеме отмечен под № 1; находится на Даниловском валу, мужской необщежительный монастырь. Основан, по некоторым данным, князем московским Даниилом — сыном великого князя Владимирского Александра Невского от второй его жены Вассы. По другим данным — на 10 лет позже. Если признать первую дату, то в год основания монастыря Даниил был еще 11-летним мальчиком, не вступившим на Московское княжество. Маловероятно, что при этих обстоятельствах и будучи еще в отчем доме во Владимире с матерью и старшими братьями он отдал распоряжение на строительство монастыря, тем более не зная еще, кому из них достанется Москва в наследство.

Даниловский монастырь

Что же касается второй даты — 1282 г., то она более реальна, Даниилу уже 21 год, он шесть лет правит Московским княжecтвом, и не безуспешно, например уже силой призвал к порядку своего брата Дмитрия — великого князя Владимирского, К тому же и Русская патриархия официальной датой основания Даниловского монастыря считает 1 сентября 1282 г., подтверждением чему было празднование Православной русской церковью 1 сентября 1982 г. 700-летия Данилова монастыря.

Даниловский монастырь

Есть версия, что князь Даниил поставил монастырь на дороге в Орду как «сторожку», т.е. крепость, оборонявшую город с юга. Однако в летописях упоминаний о существовании монастыря в Москве нет ни в 1282 г.— во времена угрозы Дмитрия Переславского разгромить Москву, ни в 1293 г., когда Дюдень по указу хана Ногая, при содействии русских князей Андрея Городецкого и Федора Ярославского, зятя Ногаева, разорил более десятка городов, в том числе и Москву.

Даниловский монастырь

Итак, в 1282 г. князь московский Даниил повелел поставить на небольшом холмe у слияния тихой реки Худенец, начинавшейся в Замоскворечье, с широкой и полноводной Москвой-рекой деревянную церковь в честь своего тезки Даниила Столпника. Поскольку церковь эта находилась в сравнительном удалении от Кремля и посада, то при ней сразу же образовался «особный» монастырь. Под этим имелся в виду факт, когда каждый монах строил себе около церкви лачугу для жилья. Затем по прошествии времени на этом месте строился общежительный монастырь с капитальной избой, разделенной на отдельные маленькие комнатки-кельи. Надо полагать, что на первых порах этот монастырь находился на содержании князя. Тем более что в Москве он был первым.

Даниловский монастырь. Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. 17-19вв

В летописном собрании В. М. Ундольского за 1б94 г. записано: «Сей великий князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвой-рекой иже и доныне зовется Данилов».

Монастырь находился недалеко от Ордынской (Татарской, Серпуховской) дороги, по которой наезжали ханские посланники из Орды. Рельеф местности имел выгодную позицию: с севера, юга и востока монастыря обрывистые берега омывались водой, с запада стояли могучие лиственницы, а за ними болото. Видимо, Даниил, приказывая поставить здесь церковь и содействуя образованию монастыря, действительно полагал создать мощную «сторожку» против татар. В дальнейшем так оно и стало.

Даниловский монастырь. Троицкий Собор 1833-38гг. Арх. О.И. Бове

Однако при жизни Даниила монастырь был разграблен и сожжен воинами хана Дюденя в 1293 г. Монастырь вскоре поднялся из пепла. К печали братии 4 апреля 1303 г. Даниил скончался. На московский «стол» взошел его сын князь Юрий (Георгий) Данилович. Занятый борьбой с тверским князем Михаилом за великое княжение, он почти не уделял внимания монастырю. Для ослабления притязания Орды к Московскому княжеству он женился на любимой сестре хана Золотой Орды Узбека – Кончаке, в крещении Агафье. Увы, в 1325 г. Юрий был убит в Орде Дмитрием Тверским.

Даниловский монастырь. Даниловский монастырь. Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. 17-19вв

На московский престол всал князь Иван – второй сын Даниила, прозванный впоследствии Калитой. Иван полюбил монастырь и обогатил его дарами и вкладами. Видимо, при нем монастырь получил степень архимандрии. В эти годы монастырь огородили мощными дубовыми стенами с башнями и воротами. Любовь к обители привела к тому, что в 1330 г. князь, построив в Кремле церковь Спаса Преображения, переселил к ней иноков Даниловского монастыря. По этому поводу в той же Ундольской летописи записано: «Здесь он повелел поставить церковь Преображения... и устроил тут мужской монастырь Данилов из-за Москвы-реки, проведе его внутрь града Москвы на свой царский дворец».

Даниловский монастырь. Троицкий Собор 1833-38гг. Арх. О.И. Бове

Однако с уходом большинства монахов в Кремлевский монастырь Даниловский стал чахнуть. Наступила пора забвения и разорения. В одной из летописей эта пора отмечается следующим образом: «А сия деревянная обитель совершенно опустела...» В Степенной книге записано так: «Мнозе летом пришедшим и монастырь Даниловский оскуде, нерадением древних Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, такмо едина церкви оста, и прозва ся место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху не бяше, аки и не бысть».

Даниловский монастырь

Прошло более 130 лет. На московском престоле сменилось шесть великих князей. В годы княжения Ивана Васильевича (Ивана III) был построен новый монастырь за рекой в селе Васильцове и назван Новоспасским у Крутиц. Впрочем, есть и другие сведения, согласно которым он был построен в 1490 г., т. е. почти на 30 лет позже. Указывают также, что Иван III будто бы возвел в Даниловом монастыре каменные стены вместо деревянных. Когда это было? Может быть, в начале царствования, а может быть, после перевода братии из Спасского монастыря в Новоспасский за Москвой-рекой. Событие это описано по-разному. Один автор сообщает, что братию перевели из Кремля во вновь отстроенную обитель в 1490 г. при митрополите Зосиме; другой, что в 1491 г. царь Иван III перевел иноков на горы возле Крутиц, а затем возродил Данилов монастырь и вернул ему самостоятельность. Надо полагать, что наиболее правдоподобным являются указания на то, что монастырь возобновили внук Ивана III, тоже Иван Васильевич получивший в народе прозвище Грозный, и митрополит Макарий. Согласно их повелению в 1555 г. на противоположном берегу оврага в 200—250 метрах от церкви Даниила Столпника заложили двухъярусный каменный храм Семи Вселенских Соборов, поставили деревянные постройки для жилья и служб, обнесли территорию мощными каменными стенами и боевыми башнями и в 1560 г. перевели сюда братию.

Даниловский монастырь. Троицкий Собор 1833-38гг. Арх. О.И. Бове

В нижнем ярусе храма расположили главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь же устроили и придел Даниила Пророка. А через год, 18 мая 1561 г., новый храм был принародно освящен. На месте же старой церкви Даниила Столпника впоследствии была построена каменная церковь Воскресения Словущего.

Прошло без малого 100 лет, и в 1662 г., уже при царе Алексее Михайловиче, собор перестроили, а еще через 80 лет, в 1729 г., из-за ветхости храма перебрали его своды, закомары и барабаны. Несколько раньше, в 1725 г., над западной папертью надстроили церковь Даниила и Симеона Столпников, которую упразднили в 1858 г. из-за ветхости. В начале столетия, в 1805 — 1806 гг., в верхнем ярусе храма на средства Глеба Алексеевича Владыкина соорудили придел святых Бориса и Глеба, а в 1860 г. на противоположной ему северной стороне поставили придел святого Даниила — князя московского.

Даниловский монастырь. Троицкий Собор 1833-38гг. Арх. О.И. Бове

В середине века, в 1844—1846 гг., интерьер храма украсили великолепной живописью под руководством монаха и археолога Амфилохия. Конец века для храма Семи Вселенских Соборов ознаменовался пристройкой, возведенной на средства Е. Д. Дашковой. Это был придел у северной стены, над прахом ее мужа, названный именами праведниц Захарии и Елизаветы (1891 г.).

За годы царствования Ивана Грозного Москва испытала не только страх перед кровавой опричниной, но и ужас гибели в пожаре, разожженном в 1571 г. крымским ханом Девлет-I'иреем. Было время непосильных военных налогов, испепеляющих суховеев и голодных зим, смертоносных эпидемий чумы и холеры, однако россияне, в том числе и москвичи, выстояли. Возродилась из пепла и Москва. Более того, в 1572 г. русские войска наголову разбили орды того же Девлет-Гирея, попытавшегося вторично разорить Москву, Через четыре года после этой победы Иван Грозный занял крепости Пернов и Гапсаль и осадил Ревель.

Даниловский монастырь

Но вот, к досаде духовенства, в 1580 г. на церковном соборе Иван IV с большой настойчивостью потребовал ограничений хозяйственной деятельности монастырей — запрещения приобретать земли. Собор вынужден был принять его требования. Многие монастырские земли перешли во владение государства. Лишилась некоторых земель и Даниловская обитель. Надо полагать, что и монахов в ней к этому времени оставалось не так много. Страшные годы сократили численность жителей Москвы более чем на две трети. Эта беда, очевидно, не минула и обитель.

Иван IV Грозный умер при загадочных обстоятельствах во время игры в шахматы 19 марта 1584 г. После его смерти развернулась ожесточенная борьба за царский престол между враждующими боярскими группировками Бельского, Годунова и Шуйского. Росло недовольство царствованием блаженного царя Федора и боярством. Конец ХVI в. венчает убийство в Угличе наследника престола младенца Дмитрия. Напряженность в настроении народа дошла до предела, в Москве заполыхал большой пожар. Крымское ханство, решившись взять реванш за поражение в 1572 г., двинуло к стенам Москвы свои орды. К радости москвичей, набег хана Казы-Гирея завершился не столь трагическими последствиями, как двадцать лет назад. Потоптавшись у Коломенского и завязав несколько стычек с разведывательными отрядами русских, Казы-Гирей утром 5 июля 1591 г. вдруг в поспешности отошел от Москвы восвояси. Тем не менее следует отметить отважные действия пушкарей Данилова монастыря, лихо обстрелявших 4 июля правый фланг ханского войска. Огонь пушек был видимо столь внушительным, что татары не решились подойти к стенам обители.

Даниловский монастырь. Троицкий Собор 1833-38гг. Арх. О.И. Бове

Менее удачной оказалась судьба монастыря во время захвата Москвы польскими интервентами. В сентябре 1610 г, отряды Лжедмитрия II и полк пана Гонсевского обстреляли стены монастыря и зажгли на башнях их деревянные шатры.

Отгремели сражения, и в конце XVII столетия возле обители возникла слобода. Лес, некогда стоявший с северной стороны, был уже весь вырублен. Тогда же, в 1648 г., над северными воротами монастыря воздвигли колокольню со звонницей в третьем ярусе и главный и виде царской короны. Забегая вперед, следует отметить, что к 1917 г. в звоннице будут висеть 17 различых колоколов: главный (11 536 кг), отлитый в 1896 или 1898 г на помин души Ляпина, полиелейный (5840 кг), будничный (1936 кг) и 14 трезвонных колоколов и колокольчиков, наибольший из которых весил 1280 килограммов.

Даниловский монастырь

Но вернемся в ХVIII столетие… В 1732 г., т.е. почти через 50 лет, колокольню перестроили и на втором ярусе разместили церковь Даниила и Симеона Столпников, переведенную из храма Семи Вселенских Соборов. Через 20 лет эту церковь переосвятили во имя Симеона Столпника и использовали как больничную для насельников обители.

В XIX в. строительство церквей и основание в них престолов продолжали. Так, в 1833 г. (по другим данным, в 1835 г.) на территории монастыря у южных ворот по проекту Осипа Бове заложили величественный собор Живоначальной Троицы на пожертвования купцов Ляпиных, Куманиных и Шестовых. Существует предположение, что собор проектировал и строил архитектор Е. Д. Тюрин. В это время в соборе устроили приделы святого Алексея человека Божиего и Зачатия святой Анны, а на территории монастыря возвели каменные настоятельский и братский корпуса.

Даниловский монастырь

Рассматривая развитие экономики монастыря, можно отметить, что в 1678 г. при монaстыpе было 142 крестьянских двора и вотчина в Коневском стане Коломенского уезда. В 1680 г. к ней прибавились села Даниловское с пустошами, Подона, Похра, Розница, Молоцкий стан. В 1700 г. кoличество дворов не изменилось, а вот по состоянию на 1744 г, за монастырем уже числилось 1243 крестьянина. Однако данные о их численности, видимо, не полны, поскольку точное количество населения в селах и вотчинах, как правило, утаивалось. Делалось это крестьянами умышленно – для уменьшения подушного обложения налогом.

Даниловский монастырь

Монастырская казна пополнялась многочисленными подарками царского дома и почитателей. Приносила постоянный доход в пределах 13 — 19 рублей и монастырская часовня, расположенная в городе. Кроме того, значительные средства давала монастырская земля, используемая под огородные культуры и сенокосы. Так, по «Описи...» 1790 г. за Даниловым монастырем числились укосный луг — 6,8 гектара и неудобий — 0,17 гектара. Там же записано, что по обе стороны ручья, который к этому времени назывался Даниловским, покосы «средственные», далее — «выгонная земля, взятая из дачи Даниловского монастыря, на которой селение имеют разных чинов люди в четырех местах. Под селением 103 десятины 1454 кв. caжен, сенокосов — 12 десятин 180 кв. сажен, неудобий — 6 десятин 1581 кв. сажен. Всего 122 десятины 815 кв. сажен (122,46 га.— Авт.). В тpex местах на суходолье, из них одна при большой улице Шаболовке, а в четвертой на правой стороне Москва-реки каменные церкви: 1-я Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, 2-я Первоначальные Троицы, что на Шаболовке. Незаселенная земля лежит вместе...».

Даниловский монастырь

В это же время упоминается о ручье, протекавшем и с восточной стороны, который как бы продолжал Водоотводный канал от Земляного вала к югу и впадал в Москву-реку восточнее монастыря. Некоторые утверждают, что это «старица» реки Москвы. В этой связи стоит остановиться на описании окрестностей монастыря, которые претерпели значительные изменения со дня его основания. Так, в документах указывается, что к началу XVI в. в Замоскворечье, за Серпуховскими воротами деревянного города, находились обширные пахотные земли Данилова монастыря. Выше по течению Москвы-реки у места впадения реки Сары был построен мост (ныне Новоспасский). В 1630 — 1640-е гг. недалеко от монастыря начали строить кирпичные заводы, число которых к концу XVIII в достигло десяти. Следует иметь в виду, что всего в Москве тогда было 29 заводов. На плане города 1735 г. Кирпичные заводы показаны уже между Даниловским монастырем и Спасской заставой, ближе к мосту. Показаны они также и вдоль реки Худеницы (Даниловской). Там же — живодерные дворы, растянутые вдоль берега в двух верстах от жилья, и 600 метрах от загородного двора генерал-губернатора Григория Григорьевича Чернышева и в 40 метрах от Серпуховской дороги. Надо полагать, и тогда были уже какие-то санитарные нормы размещения скотобоен.

Даниловский монастырь

На карте 1767 г. от Новоспасского моста к Данилову монастырю простиралось пустынное поле до самой Серпуховской заставы с четырьмя маленькими квадратами строений подле монастыря. Между ручьем, т. е. «старицей», по которой сейчас проходят железнодорожные пути Павелецкой дороги, и Дубининской улицей на участке загородного двора генерал-прокурора Глебова показана Павловская больница с деревянными зданиями и обширным парком, заканчивавшимся на востоке двумя прудами.

В эти годы были разработаны проекты плотины на реке Даниловской с установкой сооружения у стен монастыря. Однако проект не был осуществлен. В 1782 г. около монастыря навели «живой» мост, т.е. связанный из бревен и лежащий на поверхности воды, а в 1785 г. все свободные земли вокруг обители передали городу под застройку жилыми домами.

Недалеко от монастыря в 1805 г. построили каменный Данилов мост. Тогда же около него установили метку уровня воды — «московский нуль», которую паводок 1806 г. превысил на 915 сантиметров. В тот год под водой оказались 16 квадратных километров городской территории, на которой располагалось 2,5 тысячи домов с 180 тысячами жителей. Вода стояла шесть суток, потом сошла до нормального уровня, т.е. до уровня «московского нуля».

Даниловский монастырь

Завершая эту часть, следует сообщить, что по состоянию на 1907 г., когда монастырем управлял викарный епископ Серпуховской, обитель еще имела 51 гектар своей земли, а на coдержании 16 монахов и двух послушников, на ведение хозяйства и службы государственная казна выплачивала ему 711 рублей 72 копейки.

Как уже упоминалось, 1601 — 1603 гг. знаменательны для москвичей диким трехлетним голодом. Сотни тысяч горожан погибли голодной смертью. А тут еще слухи пошли о том, что на Москву будто бы собирает войско Дмитрий, сын Ивана Грозного, чудом спасшийся от смерти в Угличе. В окрестностях Москвы измученное крестьянство с надеждой прислушивалось к движеню полков Дмитрия, готовясь оказать ему содействие. В городе назревала смута. И вдруг 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов...

На 81-й день после кончины царя Бориса, 21 июня 1605 г., в Москву вошел Лжедмитрий сопровождаемый польскими шляхтичами и казаками. Весной же (17 мая) 1606 г. против поляков и бояр восстала трудовая Москва. Лжедмитрий был убит боярами. 19 мая на Красной площади в цари «выкрикнули» боярина Василия Шуйского, организатора убийства Лжедмитрия. А в октябре к городу подошел Иван Болотников с восставшими казаками и кpестьянами. Навстречу к ним были спешно посланы верные Шуйскому полки боярских детей и стрельцов. Но в ноябре бывшие в стане восставших вожди рязанцев Г. Cумбулoв, П. Ляпунов и И. Пашков предали Болотникова и перешли на сторону Шуйского.

В защите стен города от восставших активное участие принимали и монахи Данилова монастыря. Здесь у стен святой обители в предполье Москвы боролись восставшие с царскими войсками. От Серпуховских и Калужских ворот постоянно шли резервы к воеводам князья» М. В. Скопину-Шуйскому и Д. B. Туренину. В итоге с наступлением холодов после «великой брани» под Коломенским у деревни Котлы (ныне территория Москвы.— Авт.) разбитые войска Болотникова вынуждены были отступить под Тулу. Здесь после длительной и жестокой борьбы восстание крестьян было окончательно подавлено и 10 октября 1607 г., т.е. почти через год после осады Москвы, началась расправа. У стен Даниловского монастыря повесили сподвижника Болотникова Илейку Муромца, прозванного восставшими казаками «царевичем Петром», сыном царя Федора Ивановича. Здесь же в июле 1610 г. москвичи и пришлые люди прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола. И здесь же, у стен монастыря, летом 1611 г. был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов. Вот уж поистине судьба!

Прошло Смутное время и другие «великие пожары», отшумел Соляной бунт. Отгремел казнями и цепями Медный бунт. На российском престоле восседал Алексей Михайлович «Тишайший». Продолжали свою праведную жизнь московские монастыри. Но зарождалась новая смута — Хованщина. На беду в 1682 г., видимо не без участия Софьи Алексеевны, Данилов монастырь опять лишили самостоятельности и приписали к Заиконоспасскому монастырю для содержания Славяно-греко-латинской академии... Казна оскудела, и в 1700 г. игумен Макарий вынужден был подать челобитную на постройку некоторых зданий в монастыре. В 1710 г. oколо монастыря основали предприятие для производства канатов для флота. А это уже по прямому указанию ПетраI.

В ноябре 1770 г. в Москве появились первые случаи «моровой язвы». Чума начала смертную жатву. 15 сентября 1771 г. у Варварских ворот загудел набат восстания. На следующий день начали громить карантинные дома, в которые городские власти еще в начале эпидемии в принудительном порядке направляли больных и подозреваемых в недуге. Карантин там, в условиях антисанитарии, почти без питания и лечения, продолжался 20 — 40 дней. Попасть сюда значило проститься с жизнью — редко кто возвращался. Эти бараки были символом сатанинского ада.

Генерал-губернатор Салтыков сообщал Екатерине, что восставшие «разбили два карантинных дома, распустя подержанных в тех, из коих первый Данилов монастырь, а другой — дом за Серпуховскими воротами, грозясь убить его генерал-поручика (Еропкина.— Авт.), подполковника князя Мануилова, доктора Ягельского и всех по комиссии его заразительной болезни обретающихся за вывод больных в госпиталь и вывод здоровых в карантин».

Коснулась чума и братии Данилова монастыря: «По миновению опасности и по снятии карантина и караулов — оказался... живым один настоятель».

Прошли годы после жутких чумных дней. Монастырь постепенно, как и вся Москва, «встал на ноги».

Начало ХIХ в. для святой обители ознаменовалось открытием духовной детской школы. Несколько позже в 1808 г., братия организовала богадельню для престарелых священнослужителей и их вдов.

Во времена нашествия Наполеона монастырские здания — настоятельский и братский корпуса — заняли французские гренадеры и артиллеристы. Они разграбили все, что можно было грабить, а что нельзя - разрушили и сожгли, сорвали с гробницы Даниила серебряный оклад и опоганили все церкви.

Монастырь долгое время восстанавливался под руководством игумена архимандрита Ираклия. При нем соорудили новый, богаче старого, оклад на гробницу, израсходовав на него 36,473 килограмма чистого серебра. При Ираклии были реставрированы иконостас и живопись интерьера храмов.

Не минули Данилов монастырь и последствия русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Тогда в Россию была занесена холера. С поступлением в Москву раненых солдат и больных холерой даниловская братия организовала у себя на территории госпиталь на 20 коек.

Когда же в 1914 г. из зоны военных действий стали вывозить исторические памятники, то в Данилов монастырь привезли и сгрузили у входа в братский корпус 10 больших церковных колоколов. Судьба их неизвестна.

Некрополь Данилова монастыря начинает свою историю с захоронения первого игумена и постоянных его насельников.

30 августа 1652 г. стало событием для монастырской братии и их приверженцев. В этот день в храм Семи Вселенских Соборов вернулись, или, как было записано, им были «обретены», мощи святого Даниила. Их поместили в серебряную раку и поставили близ левого клироса. На раке надпись: «Преставился лето 6811-е (1305.— Авт.) марта в четвертый день; моще его обретены лета 7160 (1652.— Авт.) августа в 30-й день». Напротив раки на стене написано: «Повелением Государя царя и Великого Князя Алексея Михайловича и Святейшего Никона патриарха, того же года и числа перенесены из сего монастыря в церковь, что во имя Семи Вселенских Соборов, где и поныне на левом клиросе в украшенной ризе откровенны опочивают». В надписи есть небольшая неточность: Даниил Александрович, «приняв схиму», умер в марте 1303 г., а не в 1305 г. Что же касается места его захоронения, то мнения исследователей неоднозначны. По Лаврентьевскому списку, он погребен на братской кладбище, т. е. в монастыре, по другим данным — в Кремле, в церкви святого Михаила. Вместе с тем, историк Александровский утверждает, что в этой церкви первым был захоронен сын Даниила Иван Калита. Костомаров же предлагает версию, основанную на легенде, согласно которой основатель монастыря был захоронен на берегу Москвы-реки, на том месте, где один из ратников дружины Ивана Грозного увидел образ великого князя Даниила и услышал его голос. Это то место, где сейчас и стоит обитель, воздвигнутая по приказу Ивана IV. Однако есть основание считать, что прах Даниила покоится в кремлевском Архангельском соборе.

Для полноты картины следует отметить, что в том же храме Семи Вселенских Соборов хранились и мощи святых Бориса и Глеба.

Во время чумы у стен монастыря устроили большое «чумное» кладбище, на котором хоронили не только тех, кто умер в карантине, но и тела, собранные в окрестностях монастыря. Признаки этого кладбища были видны еще в конце XIX в. Есть предположение, что существующее Даниловское кладбище в Духовском переулке тоже было основано монастырем.

На монастырском кладбище, которое занимало северо-западную часть его территории, погребены многие знакомые A. С. Пушкина: камергер, полковник Д. Н. Арсеньев (1779 — 1846); поэт М. А. Дмитриев (1796 — 1866); декабрист, лейтенант, участник кругосветного плавания М. П. Лазарева, узник Нерчинских рудников Д. И. Завалишин (1804—1892); издатель журналов, общественный деятель, славянофил, участник подготовки проектов отмены крепостного права А. И. Кошелев (1806 — 1883); офицер В. Д. Олсуфьев (1796 — 1858); полковник С. Д. Раевский (1803 - 1868); писатель, драматург, критик А. С. Хомяков (1804 — 1860); поэт Н. М. Языков (1803 — 1845) и его брат Д. М. Языков (1799 — 1874).

На могиле Н. В. Гоголя было установлено два памятника — один, с восточной стороны, представлял высокий саркофаг из черного мрамора с надписью наверху: «Здесь погребено тело Н. В. Гоголя, род. 1809 г., сконч. 21 февраля 1852 года»; на передней грани — «Горьким словом моим посмеются. Иеремия, гл.20, ст.8» — «Муж разумный престал чувствия. Притчей, гл. 12, ст. 23», «Правда возвышает язык. Притчей, гл. 14, ст. 34»; на правой — «Истинным же уста исполним смеха, устие же их исповедания. Иова, гл. 8, ст. 21».

Монастырь прекратил существование в 1929 г. Правда, серебряную раку и колокола изъяли ранее. Старших монахов и епископа Федора выслали за пределы Москвы, а младшим разрешили жить в монастырском помещении, проводить службу в церкви Воскресения Христа, стоящей с юга в ста метрах от стены монастыря. В настоящее время она тоже передана патриархии. Но вот 18 февраля 1932 г. ВЦИК нашел необходимым выслать из Москвы всех монашествующих, В том числе и монахов Данилова монастыря. После закрытия монастыря в 1929 г. согласно постановлению ВЦИК все его помещения и хозяйство передали под детский приемник-распределитель. В Даниловский детприемник поступали в основном беспризорники до 16 лет, но начиная с 1930-х гг. сюда начали направлять и детей из «неблагополучных семей», т. е. детей репрессированных родителей. В годы Великой Отечественной войны в приемник поступали беспризорные из прифронтовой полосы, с железно- и автодорожных трасс. В начале 1942 г. дети были эвакуированы за Урал. Есть предположение, что в 1940 - 1943 гг. через Даниловский детприемник прошло в детские дома и спецучреждения свыше 40 тысяч детей.

Естественно, что с передачей построек монастыря под детприемник все помещения, в том числе и храмы, стали приспосабливать под жилье и службы. Тогда-то и были разобраны три верхних яруса колокольни, портик у церкви Святой Живоначальной Троицы, срыто кладбище...

В 1970 г. началось движение за восстановление этого старейшего в Москве памятника истории и архитектуры. Любители старины — люди всех возрастов каждое воскресенье выходили на расчистку храма Семи Вселенских Соборов. Трудно предугадать, сколько бы длилась реставрация этого уникального очага древней истории города, если бы решением Правительства СССР его не передали в ведение Московской патриархии. За пять лет, с 1983 по 1988 г Московской патриархии в нем возобновлен мужской монастырь, в храмах регулярно свершаются богослужения, в обители находится прекрасная библиотека С монастырской звонницы, как и в далекие времена, разносятся мелодичные переливы колоколов. На территории монастыря разместилась резиденция Патриарха Московского и Всея Руси.

Нельзя не отметить любопытного совпадения – Данилов монастырь был первым основан в Москве в XIII в., последним прекратил свое существование в первой трети XX в. И первым из московских монастырей возродился в конце XX в., олицетворяя собой 700 летнюю историю московских монастырей, новую эпоху Русской православной церкви. Воистину – неисповедимы пути Господни.

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz