Адрес: ул.Варварка,4
Проезд: м. Китай-город
Первоначальная церковь с главным престолом Бориса и Глеба стояла здесь, вероятно, со второй половины XIV в. (судя по данным археологии, южнее существующей) и возникла, видимо, как домовый храм богатой усадьбы купцов-сурожан. В 1434 г. в ней был похоронен московский юродивый Максим Блаженный, в честь которого был устроен придел, и церковь получила второе ставшее более популярным имя.
До нынешней церкви здесь стоял каменный храм 1568 г., который в свою очередь был сооружен на месте деревянного храма нач. XV в. Существующая церковь, таким образом, третья, построенная на этом месте. Деревянный храм назывался во имя Бориса и Глеба. Он впервые упоминается в летописи под 1434 г. в связи с погребением в нем известного в Москве юродивого Максима: "Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным". Двор Федора Кочкина одно время служил ориентиром церкви: так, в грамоте 1460 г. она названа "у Кочкина двора". Каменный храм 1568 г. имел другое название - Максима Исповедника, видного деятеля церкви VI-VII вв., а название "Борис к Глеб" перешло к приделу церкви. Существующая церковь 1698-1699 гг. имеет третье название - Максима Блаженного - в честь упомянутого выше юродивого.
"Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника пристроен в 1699 г." с юга.
"...206 году октября 21... Новопостроенной церкви Максима Исповедника, что на Варварском крестце..." В самом конце XVII в., два богатых гостя-купца - костромской Максим Шаровников и московский Максим Верховитинов - вместо прежнего выстроили новое здание церкви. Оно было "освящено в начале 1698 г. (по старому летоисчислению 7206 г.). Главная церковь посвящена Максиму Блаженному - юродивому, который в 1434 г. был похоронен в существовавшей на месте церкви Максима церкви Бориса и Глеба. С этого времени, по устроенному вновь приделу, посвященному Максиму Блаженному, церковь и получила свое название. Известно, что в начале XVI в. каменное здание церкви, которое не дошло до наших дней, строил сурожанин Василий Бобр с братией. Есть сведения, что церковь горела в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной - матерью Петра I. В те времена при возведении нового здания редко полностью уничтожали предыдущую постройку, стремились возможно больше сохранить и использовать старые фундаменты, стены. Иногда в новое сооружение составной частью входят целые фрагменты предыдущих. И все это так замечательно слито, что отделить их очень трудно. В итоге мы видим сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узеньким приделом справа. Нижний этаж здания - подклет - служил местом хранения имущества горожан.
После ремонта, последовавшего после пожара 1737 г., некоторые части здания приобрели черты архитектуры барокко. К перестройке этого времени относится изменение формы главы и крестов. В 1829 г. выстроена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы.
"Храм представляет собой характерный для конца XVII в. бесстолпный двухсветный трехабсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Необычны ложные окна на фасаде абсиды. Пространство южного придела объединено со сводчатой одностолпной трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII в. и две белокаменные закладные доски. Ампирная колокольня состоит из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем".
В конце 1920-х гг. регентом этого храма был монах Платон Извеков, впоследствии Святейший Патриарх Пимен.
Вскоре после этого храм был закрыт.
"В 1965 г. храм стоял обезглавленный, имел неряшливый, грязный вид. Внутри помещалось заводоуправление "Мосремчас", гарантийный ремонт часов. В конце 1967 г. храм ремонтировали, поставили главы, покрасили, кресты позолотили, привели здание в приличный вид" (М.Л. Богоявленский).
"Церковь Максима реставрирована в 1965-1969 гг. Руководитель - архитектор С.С. Подъяпольский. После реставрации с 1970 г. он передан для организации выставок Всероссийскому обществу охраны природы".
Храм стоит на государственной охране.
Согласно решению президиума Моссовета от 25.7.1991 г. он возвращается верующим.Богослужения возобновились после 1994.