Адрес: ул. Б.Якиманка, 32, стр.2
Проезд: м.Октябрьская
Официальный сайт:
http://st-maron.narod.ru/maintxt.htm
Церковь преподобного Марона Пустынника, известного сирийского подвижника, построена в Москве в 1642 г. в царствование Михаила Феодоровича при Святейшем Патриархе Иосифе, близ улицы Якиманки, на так называемом "Бабьем городке". В объяснении названия этого места указывается следующее историческое событие. В княжение св. Великого князя Димитрия Донского, при нашествии хана Тохтамыша несколько сот русских женщин бежали от ордынцев, чтобы укрыться за стенами Москвы. Но воевода отказался принять женщин. Тогда они сами собрали лес, бывший на берегу Москвы-реки, и огородились кругом, сделав небольшую крепость. Таким образом они выдержали трехдневную осаду. Тохтамыш обманом взял Кремль и, занятый богатой добычей, забыл о женской крепости. Беззащитные спаслись. Однако, по другим источникам сказание о бое женщин с татарами не подтверждается. Название же “Бабий городок” объясняется тем, что в этих местах речной берег укрепляли - “городили” - при помощи свай, вбиваемых молотами, “бабами”. Название “в Старых Панех” происходит от Панской или Иноземной слободы, где когда-то были поселены иноземцы. Располагалась она южнее Голутвинской слободы. Первоначально деревянная церковь называлась Благовещенскою у Крымского двора, в Иноземной слободе.
В 1727 г. был пристроен теплый придел во имя преп. Марона.
В 1730 г. священник Сергий Анисифоров обратился к Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать".
12 июня 1730 г. указом Императрицы Анны Иоанновны велено: вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преп. Марона.
Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 г. Мароновская церковь оказалась оскверненной; Антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви св. Николая Чудотворца в Голутвине.
Постепенно, благодаря заботам священника Алексия Попова и благодетеля, сына московского купца, Логгина Кузьмича Лепешкина Василия Логгиновича, храм был восстановлен. В 1828 г. Василий Логгинович стал церковным старостой. В течение 74 лет, с 1828 по 1902 г. старосты были из семьи Лепешкиных.
В апреле 1831 г. Василий Логгинович Лепешкин - ктитор храма построил новый придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды. Заботясь о причте храма, ктитор купил двухэтажный дом на смежной с церковью земле, принадлежавшей камергеру Юрию Ивановичу Трубецкому, и устроил на нижнем этаже богадельню, поселив на бесплатное жительство бедных женщин. Второй этаж сдавался в наем и средства шли в пользу священно-церковнослужителей и на благолепие храма.
Сын Василия Логгиновича Лепешкина Николай стал старостой храма в 1840 г. На его средства в 1841-1844 гг. храм был обновлен изнутри и снаружи. С Высочайшего соизволения был изменен и внешний его вид. Главная церковь была переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки. Полное освящение возобновленного храма было совершено 29 октября 1844 г. Святителем московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Заботами Николая Васильевича в храм были приобретены священные сосуды, напрестольные кресты и Евангелия, ценные массивные серебро-позлащенные ризы на иконах, хоругви и лампады, вся церковная утварь, ценные священнические облачения и т.д. Вклад Николая Васильевича Лепешкина в храм преп. Марона свыше 100 тыс. рублей.
В Центральном Государственном историческом архиве сохранилось “Дело об одобрении проекта перестройки церкви Марона Чудотворца, что в Старых Панех” 1843 г. с изображением фасада и плана храма до и после перестройки, рисунком ограды с воротами, рисунком надпрестольной сени, проектом иконостаса. Архитектор П.В.Михайлов.
В 1881 г. Николаем Васильевичем был учрежден "Комитет для вспомоществования священно-церковнослужителям и другим лицам, служившим при Мароновской церкви" - единственное в епархии учреждение подобного рода. В этом же году были им позолочены и главы над церковью.
С 1882 по 1895 гг. старостой был Василий Николаевич Лепешкин. В период его служения возобновлен иконостас главного храма. В 1886 г. главки по углам церкви были убраны, крыша сделана четырехскатной, церковь сделана вся теплою, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления. При храме была открыта церковно-приходская школа.
Подбор колоколов на колокольне церкви преподобного Марона считался лучшим в Москве. Их было восемь, самый большой весил 234 пуда. Звонарь-виртуоз ХХ века К.К.Сараджев так пишет об этом в своей автобиографии. “Мароновские колокола меня поразили! Их подбор представляет собой законченную гармонию! Я ходил хлопотать о получении колоколов для полного ублаготворения Мароновской колокольни.”
При храме был огромный погост, занимавший часть Мароновского переулка, куда еще в 1940-х гг. выходили церковные ворота. Погост застроен частью в XIX в., частью в конце 1930-х гг. школой.
Главной святыней Мароновской в Старых Панех церкви является чудотворный образ преподобного и Богоносного отца нашего Марона Чудотворца, который жил в конце IV - начале V в. в окрестностях города Кира в Сирии. Именно ему, как свидетельствуют его современники, обязано высокое состояние подвижничества в этой области. На вершине горы, расположенной неподалеку от города он нашел заброшенный языческий храм и, освятив его, стал там подвизаться. Как велики были подвиги пустынника Марона, показывает уже одно то, что, по словам блаж. Феодорита, почти все время подвижник прожил под открытым небом, хотя и имел на горе небольшую хижину, которую он уступал для ночлега больным, во множестве стекавшимся к нему. За высокие свои подвиги преп. Марон сподобился от Господа особливых благодатных даров: исцеления болезней телесных и врачевания души. В 405 г. преп. Марон был удостоен сана священства. В этом сане Чудотворец пребывал до своей кончины в 433 г. Жители ближайшего селения похоронили преп. Марона в храме, который построили в его честь, а в день его кончины - 14 февраля - учредили праздник. Учениками преподобного Марона были прославленные от Господа отшельники: Иаков Отшельник (память его 26 ноября), Лиминий (память его 22 февраля), и Домнина (память его 1 марта).
Чудотворный образ преп. Марона очень почитался на Руси. Особенно в летнее время сельские жители толпами приходили под праздничные дни к Мароновскому храму. Проведя ночь около церкви, богомольцы утром выстаивали церковные службы, выслушивали молебен и, поклонившись чудотворному образу целителя Марона, возвращались в свои дома. Прихожане, обращавшиеся за помощью к преп. Марону, исцелялись или получали облегчение от лихорадки, горячек и от обдержания бесовского. Это же подтверждается и в повествовании блаж. Феодорита: "на глазах всех горячки были погашаемы силою его (преп. Марона) благословения и изступление прекращалось, и демоны обращались в бегство и различные болезни исцеляемы были одним врачевством - молитвою и благословением подвижника".
Чтились верующими большой храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе в парчовой одежде, унизанной мелкими аметистами и бисером начала XVIII в., иконы преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, великомуч. Пантелеимона.
В Мароновском приделе находились в серебряном кресте частицы мощей преп. Марона. В главном и придельных двухъярусных иконостасах находилось немало древних икон. Резные Царские врата специалисты датировали XVIII в.
В 1918 г. в день памяти преп. Марона в храме служил Святитель Тихон Патриарх Московский и Всея Руси. Во время службы он освятил список чудотворной иконы Божией Матери - Державная.
В 1920-е гг. храмовым протоиереем был известный учредитель ряда патриотических организаций С.К.Махаев, неоднократно арестовывавшийся после революции.
Опасность Мароновской церкви стала угрожать с середины 1929 г., когда руководство техникума жировой промышленности стало требовать передачи храмового здания под свою библиотеку. Городские власти в декабре 1929 г. удовлетворили кощунственную претензию, а в феврале следующего года ВЦИК утвердил решение Моссовета.
Весной 1930 г. уже встал вопрос о сносе церкви, начался вывоз ее имущества. Все оставшиеся после изъятия 1922 г. серебряные предметы (богослужебные сосуды, ризы, венцы) весом 7.5 кг. отправили на склад Госфонда. Московским музеям передали образа св. Софии, Покрова Божией Матери (обе XVII в.), Нерукотворного Спаса (1706 г.) и др., Царские врата, колонки, четыре золоченые статуи евангелистов (XVIII в.), архивные документы. Значительную часть имущества - более тридцати икон, в том числе образа Благовещения Пресвятой Богородицы, Державная, преп. Марона, кресты, Евангелия, сосуды, дарохранительницы, плащаницу, большое распятие, богослужебные книги - верующие перенесли в расположенную неподалеку церковь Иоанна Воина.
Известные своим великолепным звучанием колокола были проданы за рубеж.
Так-как техникум вскоре отказался от “культурного освоения” здания, президиум Моссовета 25 апреля 1930 г. передал его для сноса Гипрострою, вознамерившемуся построить на этом месте Институт инженеров-строителей. Однако по Милости Божией храм был спасен от окончательного разрушения, из-за отсутствия денежных средств у строителей его переделали в конце сентября под модельную мастерскую. Затем здесь долгие годы находился гараж. В алтарной апсиде и в боковой стене храма были пробиты стены и устроены ворота для въезда автомашин. Центральная часть церкви была перестроена под складские помещения. Вплотную ко входу в храм было пристроено здание школы.
В 60-е годы вновь встал вопрос о сносе храма. И вновь Божией Милостью он был спасен от разрушения. При расчете стоимости работ по разрушению храма в ЭВМ произошел сбой и вычисленная сумма оказалась завышенной во много раз. От сноса отказались.
В 1992 г. исполнилось 350 лет со дня основания храма Преподобного Марона Пустынника Сирийского. Промыслом Божиим Церкви было возвращено полуразрушенное здание: в марте 1992 г. власти вынесли решение о передаче его верующим, а 27 марта 1994 года состоялось Малое Освящение храма. Верующих не покидала надежда, что по милости Божией и по молитвам великого угодника Божия преп. Марона на этом месте вновь будет зажжена лампада у чудотворного образа и по молитвам верующих будут явления благости Божией "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая", и к общей великой радости 3 июня 1995 года чудотворный образ преп. Марона был торжественно крестным ходом перенесен в Храм.