Храм Троицы в Листах

Храм Троицы в Листах

Храм Троицы в Листах - официальный сайт

Адрес: ул. Сретенка 27/29

Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. В 1660-е гг. здесь поселились стрельцы со своим начальником Василием Пушечниковым. Они участвовали в усмирении казацкого бунта в низовьях Волги и привезли в Москву пойманного Стеньку Разина. За это царь Алексей Михайлович пожаловал им кирпич на постройку храма, образа и церковную утварь. Стрельцы поставили церковь Троицы в Листах. Название "в Листах" объясняется тем, что жившие вблизи печатники в XVII-XVIII веках кустарным способом изготовляли лубочные картинки, которые, как и гравюры, назывались тогда листами. Так как пергамент был дорог для простого народа, делались дешевые лубочные картинки. Это были гравюры с видами из Священной и отечественной истории. Изображение вырезалось на доске или гравировалось на металле и печаталось накатом на бумаге. Потом картинки раскрашивались. Причем раскрашивались они по давней традиции: коней красили зеленой краской, деревья – красной сандальной, наряды – суриком, здания – синим сандалом и т. д. Картинки были религиозного и сатирического содержания, изображались богатыри, философы. Мастера продавали их у церкви Троицы, увешивая ее ограду своими произведениями.

Храм святой Троицы сооружался (на месте деревянного) в 1650-1667 годах как приходской, полковой. Дело продвигалось медленно. Отправились в Смоленский поход, отличились там - получили в награду от царя Алексея Михайловича сто или сто двадцать тысяч кирпичей, каждый клеймен двуглавым орлом. Начали строительство - а их угнали в другой поход. Воспользовавшись этим, какой-то предприимчивый ювелир оттяпал у них землю. Но много на себя взял - строительство-то опекали сам царь и патриарх Никон: землю стрельцам вернули... Власти храму покровительствовали всегда. Стрельцы ведь помогали Романовым утвердиться на престоле. Подвиги их в Чигиринском походе 1677-1678 годов определили исход русско-турецкой войны. После этого похода в храме возвели обетный придел Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1680 году. После Азовского низового похода построили колокольню. Петр I тоже благоволил к храму: полк Сухарева сохранил ему верность в период стрелецких бунтов. В 1699 году церковь за заслуги полка была названа ружной... Не все и не всегда, впрочем, шло гладко. Взять хотя бы момент закладки. Как это было принято, патриарх Никон пожаловал стрельцам храмозданую грамоту - разрешение на строительство, где были указаны габариты, количество приделов... Стрельцы по усердию своему чуток увеличили размеры, но Никон заметил и велел фундаменты разметать, а старосту с семьей за ослушание на десять лет отлучил от церкви (вскоре староста в одном из походов отличился и погиб, и отлучение с семьи сразу сняли). Кстати, об этом узнали уже после того, как при изучении нижней части стен и фундамента реставраторы под руководством Олега Игоревича Журина обнаружили конструктивную неувязку: часть стены с внутренней стороны наполовину опиралась не на фундамент, а на арку. Советовались с гидрогеологами - не дренаж ли? с археологами - может быть, какие-нибудь чтимые захоронения? с конструкторами - неизвестный способ разгрузки стен? Оказывается, стрельцы, раскинув хозяйственным своим умишком, - не рушить же готовый уже фундамент! - решили и труд свой сберечь, и дозволенные патриархом размеры соблюсти.

Архитектурный облик храма со временем менялся. Построен он был как соборный: монументальный кубический объем, крупные членения, широкие лопатки, массивные барабаны, большие шлемовидные главы. В 1689 г. в церкви случился пожар, в результате чего храм пострадал – треснула его глава. Стрельцы полка участвовали в поимке бунтовщика Федора Шакловитого, за что юный царь Петр Алексеевич дал им денег на ремонт церкви. С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. При Петре I же сбили закомары, чтобы покрыть храм лещадью (белым камнем) - моду такую Петр привез из-за границы. При Екатерине от лещади отказались, но закомары не восстановили. В 1774 году на средства фабриканта парчи П.В.Колосова перестроили Покровский придел, в конце XVIII века появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. Соблюдая указ Екатерины о красных линиях московских улиц, поставили колокольню с неканонической стороны - с востока, чтобы выровнять ею уличный ряд. В 1857 году стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма - появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет, выразив благодарность священнику и художнику А.М.Варламову. В 1878 году церковь сделали теплой, стены облицевали мрамором, вновь украсили живописью. Увеличили по высоте окна и порталы: ведь после того как срыли земляной вал, уровень земли вокруг храма поднялся.

Храм закрыли в 1931 г. в связи с арестом священника Н.И. Якушева, снесли купола... В тридцатых годах там разместилось сначала общежитие трамвайщиков, а потом скульптурные мастерские, в 1957 г. взорвали колокольню.

Реставраторы занялись храмом в 1972 году, когда началось строительство станции метро "Колхозная", нынче "Сухаревская". Второй выход планировался прямо под стеной, и когда начали копать, на сводах появились трещины. Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской № 9 института "Спецпроектреставрация" Олег Игоревич Журин с П.Д.Барановским, взяв с собой представителя городской инспекции (теперь Управления) по охране памятников культуры, отправились в Троицу. Заставили метростроевцев поставить маяки на всех трещинах, откопать шурф у стены, поскольку культурный слой поднялся уже выше не только фундамента, но и цоколя. Так вот и изучали храм, одновременно пытаясь выселить скульпторов, которые не выезжали до 1978 года. Потом была гонка. К Олимпиаде восстановили внешний вид храма. С трапезной снесли надстроенный этаж, выломали все перекрытия, восстановили своды, надстроили главы, купола, сделали окна на фасадах. Обнаружили калориферное отопление от духовой печи в подвале, сооруженное в прошлом веке. К сожалению, не смогли восстановить, потому что скульпторы основательно попортили его ямами в полу. После Олимпийских игр все опять замерло. Но потом вдруг появился новый заказчик - эстрадная часть Москонцерта с небезызвестной нынче Бабкиной во главе. Решили устроить в храме концертно-репетиционный зал. И реставраторы начали готовить под него проект, пытаясь ничего не нарушить. В самом здании храма планировали музей и фойе, в трапезной - зал, в крыльце - туалеты. Но, к счастью, Москонцерт так и не смог профинансировать эти работы. К 1990 году храм приобрел свой первоначальный облик - XVII века... Ныне храм Троицы в Листах восстанавливается, он расписан внутри, установлены иконостасы. Еще одно очень важное дело было сделано только в 1998 году - при финансировании правительством Москвы и непосредственном деятельном участии Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов, руководимого Александром Сергеевичем Матросовым: благоустройство территории и возведение красивой чугунной ограды. Отметку грунта понизили (работа огромная!), что, кстати, осушило стены и уничтожило грибок, выполнили довольно изящный спуск с одного уровня на другой. Сейчас идет восстановление колокольни. Колокольня хотя и более поздняя, чем храм (начало XIX века), но классицизм довольно приличный. Несколько контрастирует с древним обликом храма, но по пропорциям не выпадает из общего ансамбля. А главное - она так гармонично встанет на красной линии Сретенки, обозначит угол. Конечно, восстановление внешнего вида храма - дело важное. Но неизмеримо важнее духовная жизнь храма, общины. Протоиерей Георгий Мезенцев, настоятель храма, по необходимости окормляет близлежащую школу и больницу. Налажено взаимодействие с правоохранительными органами, с Движением в поддержку российского флота. Служатся молебны о военачальниках и воинах флота Российского, службы в честь праведного воина Феодора - адмирала Феодора Феодоровича Ушакова. На панихидах поминаются все погибшие за веру и Отечество моряки, отдельно - моряки с подлодки "Курск". Патриарх возложил на о. Георгия еще одну обязанность - организовывать паломнические поездки в Святую Землю. Жизнь храма в его ежедневных трудах и молитвах продолжается.

Hosted by uCoz