Адрес: Никитников пер., 3 Построена в 1631-1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Одновременно являлась и приходской церковью. Первоначально она, вероятно, соединялась с жилыми хоромами, разобранными в 1657 году. Южный придел Никиты Воина служил фамильной усыпальницей рода Никитниковых. Северный придел Николы и крыльца (северное крыльцо не сохранилось), по некоторым данным, построены в 1653 году при наследниках Никитникова. Еще позже завершена внутренняя отделка: роспись окончена к 1656 году. Сложная композиция объемов, поставленных на подклет, отличается динамичностью и живописностью. Ее центр - главный храм - небольшой по площади высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пирамидой кокошников с пятью главами (боковые - глухие). Он возвышается над повторяющими ту же композицию в уменьшенном виде одноглавыми приделами. Эту пирамиду объемов дополняет подчеркнуто асимметричная западная часть композиции, где в единую линию развернуты высокая шатровая колокольня, двухъярусная галерея-притвор со сложным ритмом аркад и малый шатер крыльца. Декор фасадов здания богат и разнообразен. Фасады основного четверика имеют традиционное трехчастное деление, приделов - двухчастное. Южный, уличный фасад выделен наиболее пышным оформлением. Многие детали никитниковского храма - пирамиды кокошников, крепованные карнизы, тяги - еще напоминают архитектуру конца XVI века. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, а главное - объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало "образцом" для церковного строительства в Москве и за ее пределами. В оформлении порталов и окон южного фасада, плоскую орнаментальную
резьбу которых когда-то дополняла раскраска, много похожего на декор Теремного
дворца. В связи с этим можно предполагать участие царских мастеров в постройке
никитниковской церкви. Кроме них здесь могли работать и земляки Никитниковых.
Об этом свидетельствуют постановка колокольни над северо-западным углом
галереи, как это было в Николо-Надеинском храме Ярославля (1620-1622),
и размещение внутри нее придела, как в колокольне ярославской церкви Рождества
Христова на Волге (1630-е гг. - 1644). Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х годах (до росписи интерьеров). В верхних ярусах помещены иконы "строгановского" письма того же времени. Стенопись храма принадлежит, возможно, "царским" мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Симону Ушакову, Осипу Владимирову и Гавриле Кондратьеву, написавшим также иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Среди росписей храма необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова, что под колокольней. В 1904 году в подклете был устроен придел во имя иконы Грузинской Богоматери, хранившейся в церкви с 1653 года. Отсюда второе наименование храма. Тогда же, вероятно, "обновили" северную галерею, древний подклет которой ныне отреставрирован. |