Церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Адрес: ул. Косыгина, д. 30 (Университетская пл., д. 1) метро "Университет"
тел.: (495) 939-00-46

Относится к Михайловскому благочинию Московской епархии РПЦ. Главный престол освящён в честь Живоначальной Троицы, приделы - в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Святыни: чтимая икона Божией Матери "Благодатное небо", иконы: Господь Вседержитель с клеймами Распятия и Воскресения, Страсти Божией Матери, Иоанн Предтеча (все XVII в.).

Церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах - она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки - и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, - так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.

Церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у "попа Воробья" - считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности "Воробьевы горы". Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы - вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что "горы" они не для людей, а для воробьев.

Церковь Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось "сельцом", это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы - лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго - больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования - прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.
Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, "короне Москвы", по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга - их первая "великая стройка".

Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2 - 3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И.Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию - будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому "святому доктору" Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время - хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города - проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. "Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла - величественного здания Дворца Советов", - писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола - так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили "на Ленинские горы" послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х - начале 1950-х годов - а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.


Hosted by uCoz