Адрес: Крутицкий пер., 4 — 8
Проезд: м. Пролетарская, Крестьянская застава
Крутицкий монастырь значится на карте-схеме под № 3, адрес: 1-й Крутицкий пер., 4 — 8. Мужской монастырь, который, по большинству источников, основан князем московским Даниилом Александровичем в 1261 г. Но достоверна ли эта дата, если Даниил, сын Александра Невского, родился в год основания монастыря? Следовательно, не Даниил его основатель. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что с образованием в 1254 г. около Сарай-Бату столицы Золотой Орды (Нового Сарая) (село Селитренное Астраханской области по современному административному делению) хан по ходатайству Александра Невского решил учредить постоянное представительство православной церкви для удовлетворения культовых потребностей русских пленных, а также многочисленных представителей русских князей, ожидавших там ханских милостей.
Итак, в 1261 г. в городе Сарай-Бату с согласия Русской церкви и великого князя Новгородского, Александра Невского было учреждено Сарское епископство во главе с епископом Митрофаном. Вскоре по аналогии было создано Подонское епископство.
Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. По мере утраты влияния Золотой Орды и укрепления значения Московского княжества Сарское епископство усиливало ориентацию на Москву. И в конце концов епископ Вассиан испросил разрешения перенести свою кафедру в Москву. В 1454—1466 гг., т. е. в течение 12 лет, резиденции Сарского и Подонского епископств утвердились на Крутицах.
Дату основания Крутицкого монастыря относят еще к 1272 г., когда Даниилу было уже 11 лет. Однако не известно, имел ли он, как княжич, юридическое право принимать и осуществлять такое решение. На московское княжение Даниил встал после смерти отца в 1276 г., 15 лет от роду. Через шесть лет, в 1282 г., он поставил первый в Москве монастырь-сторожу в Замоскворечье, который приобрел в народе наименование Даниловский. Таким образом, если Данилов монастырь был основан первым, то все остальные московские монастыри были возведены после 1282 г., в том числе и Крутицкий.
Можно предположить, что в Крутицах, стоящих на Рязанской дороге, князем Даниилом было устроено подворье сарских епископов или их представителей, приезжающих в Москву или проезжающих в северные княжества. Постепенно оно расширялось, укреплялось и в конечном итоге по велению князя Даниила стало второй сторожей на пути из Орды в Москву. Когда это было? Да, наверное, где-нибудь в конце XIII или в начале XIV столетия.
Основание Крутицкого монастыря связывается с именем греческого летописца Варлаама, приехавшего из Византии вслед за сарскими епископами и обосновавшегося здесь, в Крутицком урочище. Не исключено, что сарские епископы вместе с Варлаамом построили здесь церковь Успения Пресвятые Богородицы, вокруг которой и образовался монастырь. Правда, есть утверждения, что эту церковь построил при основании монастыря сам князь Даниил где-то в начале XIV в. Вместе с тем в последние годы возникло предположение, что самым древним сооружением, дошедшим до наших времен, является церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1292 г. В то же время известно, что эта церковь была учреждена в первом ярусе храма Успения, построенного на этом месте в XVII в. Следовательно, дата постройки древней церкви в 1292 г. может относиться только к церкви Успения.
Если же обратиться за справкой к патриаршим книгам, то там Крутицы упоминаются лишь в связи с необходимостью выплаты «дорожных» вознице за доставку в Крутицы и обратно в Москву патриарха, который приезжал на отпевание тела митрополита Павла.
Так или иначе, но на крутом, левом берегу Москвы-реки у ее небольшой излучины в Крутицком урочище расположился новый монастырь. С севера его территорию ограничивал глубокий овраг, некогда пробитый быстрой речкой Сарой, впадающей в Москву-реку почти под прямым углом. Естественно, имя Сара речка приобрела уже позже, по имени сарских епископов. Позднее овраг перекрыл деревянный мост, соединивший Крутицкий и Новоспасский монастыри. Эту речку можно было увидеть на картах до 1806 г. Ныне она заключена в трубу, проложенную на дне оврага, под асфальтом Саринского проезда, примыкающего к Новоспасскому мосту.
По отношению к Московскому Кремлю монастырь находится на юго-востоке, за Яузскими воротами на Коломенской дороге. Южнее его располагалась небольшая слободка Арбатец. А далее на юг и восток простирались обширные пахотные земли. Сначала в слободке жили «черные люди» (пахари), затем их вытеснили «служивые» люди и разночинцы. В 1632 г. здесь было всего 20 дворов. В XVIII в. слободка несколько разрослась за счет служивых людей подворья (монастыря). Здесь поселились каменщики, плотники, столяры, резчики, иконописцы, позолотчики и другие специалисты. В XIX в. дворы слободки окружили подворье со всех сторон. Четко обозначались шесть кварталов, разъединенных небольшими и чистыми улицами. В начале века, а точнее, в 1806 г. крутой берег Москвы-реки закрепили в этом месте деревянной набережной, забутованной булыжником.
Первым строением на территории монастыря, как упоминалось ранее, была деревянная церковь Успения, которая пережила большие и малые пожары в городе и набеги ордынских ханов, в том числе и хана Дюденя. Ханские грамоты охраняли от разгрома монастырь и слободку. Они были выданы епископам в Сарай-Бату. Церковь Успения была, пожалуй, одной из первых, построенных Даниилом в Москве, ее освятил Варлаам, перенесший сюда святые мощи, вывезенные из Греции.
В 1356 г. из-за ветхости ее разобрали и на этом же месте построили каменную, которая простояла почти три с половиной века. Но вот в 1682 г. по указанию митрополита Варсонофия Черткова старую церковь сломали, а на ее фундаменте зодчие Осип Старцев и Иларион Ковалев поставили пятиглавый храм. Правда, перестраивать церковь частично начали еще в 1665 г., когда строили митрополичьи палаты, но обстоятельства отложили ее завершение на двадцать лет. Возобновленное строительство было закончено через семь лет. 23 июня 1689 г. (по другим данным - 20 июля 1699 г.) храм освятили.
К церкви с трех сторон примыкали широкие ходовые паперти на арках, ведущие на второй ярус. Сейчас от западной паперти остались невысокие столбики оснований арочных сводов да верхняя дверь второго яруса с «навечно» закрытыми створками. Южную паперть встроили в каменный переход из палат в собор и в угол колокольни. Вдоль южной и северной стен на уровне пола второго яруса были устроены на арках открытые галереи с каменной балюстрадой. Сейчас с южной стороны галерея закрыта стенами и крышей, а с северной балюстрада заменена сплошной кирпичной оградой.
На первом ярусе, как упоминалось, устроили церковь апостолов Петра и Павла, на втором — Успения Пресвятые Богородицы, получившую в дальнейшем адресную приставку «что на Крутицах».
Следует отметить, что 28 мая 1688 г. на подворье вспыхнул огромный пожар, уничтоживший в округе 212 дворов. Не исключено, что он явился следствием пожара в Китай-городе, перекинувшегося затем на Кулишки, к Яузским воротам и дальше.
Вскоре после завершения строительства храма подмастерье каменных дел Ларион Ковалев соединил его в 1693 — 1716 гг. с митрополичьими палатами переходом на уровне второго яруса. Переход представлял мощную стену с четырьмя арочными воротными проемами и крытой галереей сверху (потаенным переходом). Двускатную дощатую крышу поддерживали мощные колонны-балясины из тесаного кирпича. От стен архиерейского дома в линию с переходом зодчий Осип Старцев в 1693 — 1694 гг. поставил двухарочные главные Святые ворота с изящным теремком вверху.
Начало терему над воротами было положено несколько раньше. Но в этот раз их свели с переходом и воротами в единый архитектурный ансамбль, который представлял великолепный образец творческой мысли русских зодчих. Четырехскатную шатровую крышу теремка покрыли глазурованной фигурной черепицей работы тех же умельцев — Старцева и Ковалева. На коньке ее укрепили декоративную решетку с флюгерами по краям, низ свеса украсили металлическим кружевным подзором.
Архиерейское подворье — уникальный архитектурный комплекс, выполненный в едином стиле. Тыльная сторона воротного теремка сложена из красного кирпича. На ней два прямоугольных окна с наличниками из тесаного кирпича с белым камнем и три пары колонн в проемах ворот и окон на всю высоту теремка. Своды ворот украшала роспись. На колокольне, не превышающей главный купол храма, висели колокола, отлитые в XVI в.
На северной стороне двухэтажного архиерейского дома четыре узких окна на первом этаже и крытая под общую крышу галерея на втором. С южной стороны - четырехугольные большие окна с наличниками. На второй этаж ведет широкий парадный маршевый ход. Внутри дома большие сводчатые залы и кельи. К северо-западному углу дома пристроена домовая деревянная церковь Воскресения Христова, построенная еще в 1498 г. рядом с домом митрополита и соединенная с ним переходом. В 1516 г. церковь разобрали и на ее месте сложили каменную, простоявшую без существенных обновлений более ста лет. Запись в книге Патриаршего приказа о ее существовании появилась после ее перестройки в 1626 г. Тогда же к ней пристроили придел Николая Чудотворца, расписали фресками стены, установили богатый иконостас, устроили престол и жертвенник. Существует версия о том, что до 1682 — 1689 гг. церковь Воскресения носила наименование Успенской. Однако это маловероятно. Скорее всего, в церкви Успения был придел Воскресения, который упразднили со строительством домовой церкви. В 1788 г. церковь Воскресения закрыли, а в ее стенах разместили цейхгауз (склад Крутицких казарм).
Южнее церкви Воскресения в начале XVIII в. поставили «набережные палаты» фасадом к реке. Помимо перечисленных построек, являющихся главными во всем архитектурном комплексе подворья и определяющих его индивидуальность, были и многие другие постройки, выполняющие различные служебные нагрузки. Так, на территории подворья был «особый дом для прочих лиц — певчих, монахов». У восточной стены, ближе к дороге, размещалась небольшая кузница, а над обрывом берега Москвы-реки — просторная баня. Южнее основных построек за Сарским оврагом при митрополите Павле II устроили «крутицкий вертоград». В нем наряду с фруктовыми деревьями посадили множество декоративных деревьев и кустов, лекарственных и ароматических трав, садовые цветы. Свидетель этого труда писал в ту пору: «...именуемом Крутицы, на горах высоких, над рекою Москвою, тихом сущем месте и безмолвии приличным делу сему, храмины прилична соделал, и вертоград разных видов древ и цветов и зелий всяких посади и источник ископа, тещи сладководные за утешение и от труда приставшим успокоение, и оградою ради прохождения, яко некий рай». Среди зелени сада белел балконами и галереей летний дом.
На хозяйственном дворе виднелись верха погребов для провизионных запасов. Позднее у южной ограды почти над обрывом поставили двухэтажный каменный терем под Духовный приказ.
Наивысшего расцвета Крутицкое подворье и монастырь испытывали в период XVI — XVII столетий. Начиная с XVIII в. фортуна стала постепенно отворачиваться от этого райского уголка древней Москвы. В 1737 г. в пламени Троицкого пожара сгорела кровля почти всех зданий, в том числе и теремка, и главы храма Успения. Однако через год императрица Елизавета распорядилась финансировать его восстановление. Вместе с собором подправили и другие здания: настелили крыши, сменили оконные рамы, побелили стены и восстановили кирпичную кладку дымовых труб. Сгоревшую шатровую крышу архиерейского дома сделали плоской, а изразцовую плитку заменили кровельным железом. Дом сразу же потерял свой привлекательный и необычный вид, стал невзрачным.
В значительной степени изменило облик крутицкого ансамбля пребывание в нем французских гренадеров. Оставленное хозяевами имущество было разграблено, поломано, сожжено. После их ухода на подворье осталось пепелище на месте деревянных построек да обгоревшие каменные коробки. После восстановления жилых и служебных зданий и размещения в них жандармских подразделений Крутицкое подворье утратило свою оригинальность и приобрело унылый, казарменный вид. О былой красоте еще как-то напоминали разрушающиеся теремок и арочный переход к Успенской церкви. И вновь возник пожар. В 1813 г. сгорела нижняя Петропавловская церковь. Большими усилиями удалось спасти второй ярус Успенского собора.
Монастырские постройки хирели и разваливались. Судьба ценнейшего памятника архитектуры XIII - XVIII вв. находилась под угрозой. В этой связи в начале XIX в. появились предложения снести все постройки и расчистить площадку под новое строительство. К счастью, здравый смысл сберег Крутицы и для нашего потомства. В 1833 г. приняли решение о реставрации домовой церкви Воскресения, теремка и перехода. Руководил реставрацией архитектор Д. К. Чичагов. С восточной стороны Успенского собора в 1852 г. заложили проем въездных ворот. Восстановили церковь Воскресения, а также старую роспись стен, лики святых и великих князей от Владимира до царя Алексея Михайловича. Весь городок обнесли каменными стенами с четырьмя маленькими декоративными башенками. Реставрацию на деньги епископата закончили в 1868 г. Однако проекты осуществились не полностью. Видимо, сказались недостаточность средств и косность военных, в ведении которых находились постройки. В начале XX в. по проекту архитектора Струкова тоже попытались реставрировать весь комплекс зданий, но, увы, великие события отложили эти намерения на долгие годы. Капитальное восстановление оставшихся памятников архитектуры началось в Крутицах с начала 1950-х гг. усилиями городских реставрационных мастерских.
Где-то в середине XVI в. великий князь Московский Иван Калита пожаловал монастырю село Калитники. На месте села впоследствии образовалось Калитниковское кладбище. Доходным местом Крутиц было его подворье в Кремле в начале Спасской улицы, идущей от Ивановской площади к Спасским воротам. Через улицу напротив него стоял Чудов монастырь, с востока — двор князя М. Я. Черкасского, с юга — боярыни Степаниды Семеновны Морозовой, а с востока — церковь святого Николы Гостунского на Ивановской площади. Подворье основали в конце XVI в. или в начале XVII в. на месте пожалованных великим князем в 1490 г. дворов опальных Афанасия и Гаврилы Петровых.
Однако не это определяло материальную базу Крутиц и их многовековую славу. Как известно, во главе Сарской епархии в Орде был поставлен энергичный епископ Митрофаний. Через восемь лет, когда к ней присоединили Подонскую епархию, во главе объединенной епархии стал епископ Феогност. Он же был позднее послан ханом в Византию как представитель Золотой Орды. В результате энергичных действий этих епископов под влиянием епархии оказалась вся южная Русь в границах между Волгой и Днепром. Сарское и Подонское епископства стали крупными феодалами, претендующими на первенство в духовной жизни русских княжеств.
Для усиления экономики еще в начале XV в. князь московский Василий Темный передал епископству шесть городов, в числе которых были Козельск и Лихвин (Чекалин). Таким образом, в отличие от московских монастырей у крутицких епископов были в распоряжении не только отдельные села и вотчины, но и города с их окружением.
Естественно, что посещение епископами Крутиц и учреждение там своего представительства влияло на содержание внутренней жизни монастыря. А перенос кафедры Сарского и Подонского епархиата епископом Вассианом в 1454 г. в Крутицы полностью переключил монашествующих на обеспечение материальной и духовной жизни ее насельников. Он стал как бы епархиальным монастырем.
К началу XVIII в. за Крутицкой епархией уже состояло 16 городов (Белев, Карачев, Ливны, Мценск, Новосиль, Одоев и др.). Во всех городах и селах епархии насчитывалось 684034 православных. На территории епархии действовали 15 монастырей и 907 церквей. К ней были приписаны московские монастыри Данилов и Покровский и многие мужские и женские на периферии. Духовенство, находящееся под влиянием епархии, составляло 8579 человек. В его состав входили, например, 9 протопопов, 1177 попов, 624 диакона, 1052 дьячка, 988 пономарей. По размерам территории епархия соперничала с Францией.
В начале XVII столетия при воздвижении церкви апостолов Петра и Павла, «что на горке» у Яузского бульвара (Петропавловский пер.), основали певческую слободу Крутицкого подворья, которая, однако, сгорела дотла в 1748 г.
Как уже упоминалось, влияние Крутицкой епархии стало слабеть в начале XVIII в., но наиболее ощутимые удары судьба нанесла ей во второй половине столетия. Сначала всеизвестный указ Екатерины II от 1764 г. лишил Крутиц почти всех владений. В это же время ей присвоили наименование Крутицкой и Коломенской епархии. А коль скоро так, то управление ее перешло в ведение Московской синодальной конторы. Однако и эти беды были еще не столь тяжки. 17 мая 1788 г. объявили указ, согласно которому «владычная обитель на Крутицах...» со всем хозяйством и строениями передана военному ведомству. Собственно, так оно и должно было случиться. Коль скоро в 1719 г. военные вошли сюда временно, то они употребили все свое влияние при дворе Екатерины и закрепили за собой весь «лакомый кусок».
В ведение епархии была отдана лишь церковь Успения, обращенная в приходскую. Церковь же Воскресения была занята военными, а сокровища ее были переданы на вечное хранение в Чудов монастырь. Все архивные дела епархии передали в Московскую духовную консисторию, а поскольку помещения ее были также невелики, как писал один из свидетелей в 1893 г., «они хранятся, к сожалению, не в той целости, как были сданы, большинство из них потерялись или во время перенесения самого архива, или во время пожара 1812 г.».
Уже в 1790 г. согласно «Описанию» под Крутицким подворьем было 5,6 гектара и неудобий 0,2 гектара. Под жилыми постройками слободки находилось 4,6 гектара, из них неудобий — 1,1. На Суходоле под жилыми постройками находилось 5,5 гектара, из них неудобий 0,3 гектара, итого — 17 гектаров. Неподалеку, к югу от подворья, зеленела небольшая роща - остаток былого леса, простиравшегося к Старому Симонову.
По состоянию на 1908 г. церковь Успения — остаток былого величия — входила в Ивановский сорок и получала ежегодно от банка в виде процентов от вложений 108 рублей на содержание служителей и приобретение церковной утвари.
Перевод кафедры Сарской и Подонской епархий начался с легкой руки епископа Вассиана в 1454 г. Окончательно она утвердилась в Крутицах под Москвой через 12 лет. Перемещение местопребывания кафедры епархии в Крутицкий монастырь нацелило общественно-политическую атмосферу монастыря на проведение идеи усиления Московского княжества и объединение вокруг него и других русских князей. Нeсомненно, эта деятельность поддерживалась московским духовенством и окружением московского князя. Первым поселился в нем митрополит Геласий. Это он по указанию царя Федора Иоанновича в 1591 г. занимался расследованием обстоятельств убийства царевича Дмитрия в Угличе.
На московском церковном соборе в 1589 г. для усиления единовластия великого князя Московского, а с ним и влияния церкви было учреждено российское патриаршество. В эту высочайшую степень Русской православной церкви из трех кандидатур был избран для рукоположения Иов — наиболее прогрессивный сторонник Бориса Годунова. Своего монарха он пережил на два года. Местом пребывания патриарха были определены тогда Крутицы, однако Иов не поехал туда и остался в Москве.
Начало XVII в. ознаменовалось большими событиями, потрясшими Москву и Московское государство. Особенно сказались они на политическом самосознании народа. Голод, безвластие, бесправие, насилие бояр вызывали напряженность в сознании простолюдинов и расквартированных в Москве царских войск.
В это время в Крутицах вместо патриарха, который находился во Владимире, все дела решал митрополит крутицкий Иона. В 1613 г. народное волнение в Москве коснулось и Крутиц. В один из февральских дней казачье войско, не получавшее жалованья из-за отсутствия на престоле царя — единственного плательщика за воинскую службу, решило выразить свое возмущение и требования главе Православной церкви в Москве. Об этом событии летописные строки сообщают, что «казаки не можаху дождати от боляр совету их, хто у них будет царь на России. И советовав всем казачьим воинством и приступила казаков до пяти сотени больше ко двору крутицкого митрополита, и врата выломали, и встали во двор, и глаголеша з грубными словесы митрополиту: «Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклоняться и у кого жалованья просити, да чево нам голодною смертию измирати!» Митрополит же страхом одержим и бежа через хоромы тайными пути к болярам и сказа по ряду боляром: «Казаки хотят мя жива разтогнути, а прошают на Россию царя».
Тревожные дни начала века принесли особенное беспокойство кафедральному епископу крутицкому Пафнутию. Дело в том, что когда он встретился в Москве с Лжедмитрием I, то узнал в нем своего бывшего инока Гришку Отрепьева, бежавшего за кордон. Новоявленный российский «царь» также узнал в Пафнутии бывшего настоятеля Чудова монастыря. Их глаза встретились, и каждого охватил леденящий страх разоблачения. Пафнутий ожидал покушения на его жизнь, как свидетеля лжи. Гришка ожидал уличения в самозванстве. Однако все обошлось благополучно: оба решили молчать. Не исключено, что каждый содействовал другому в сохранении тайны.
XVII век стал для Крутиц эпохой расцвета. Еще в более ранние времена Крутицы были связаны с именами видных деятелей, например Феогноста, или просветителей, авторов переводной духовной и светской литературы: митрополита Киприана Старорусского, зачинателя сибирской летописи, епископов Досифея, Забелы, Матвея, Нифонта Кормилицина, Саввы Черного и других.
Следует отметить, что усиление влияния Крутицкого епархиата связано с исключительной энергией и достойной теоретической подготовкой ее епископов и иеромонахов. Вокруг епархии объединились наиболее просвещенные и прогрессивные деятели православной церкви. Во времена митрополита Павла в 1674 г. Крутицы посещал известный в то время украинский и русский писатель, ученый, переводчик многих западных трудов, последователь Коперника Епифаний Славинецкий. В Москву он прибыл в 1649 г. после окончания Краковского университета. Посещение Крутицкого подворья связано с тем, что в 1674 г. оно стало крупным центром просвещения, получившим наименование «Крутицкое общество». В его состав входили просвещвнные и прогрессивные деятели духовенства и светского общества. Есть предположение, что Епифаний познакомил их с учением Коперника и организовал здесь астрономическое общество. При реставрации палат в 1975 — 1976 гг. обнаружили каменное четырехугольное сооружение, похожее на столб высотой в два этажа с круглым стволом по осевой линии. Видимо, оно служило для астрономических наблюдений, т. е. было элементом первой в Москве обсерватории.
Славинецкий сам сделал не один перевод произведений с греческого и латинского языков, расширив тем самым диапазон литературных источников для русских читателей. Он составил также греко-славяно-латинский и филологический словари. Внезапная смерть его прервала завершение им перевода Библии.
В «Крутицком обществе» проводились диспуты и семинары по теологическим, философским и мирским проблемам. В одной из записок современника указывается: «На Крутицах для пребывания переводчиков устроить храмины в вертограде, обнесенном каменной стеною, где насажены были дерева и цветы, выкопаны источники. Там находят себе довольство, отраду и покой, Епифаний с сотрудниками приступил к превеликому делу — переводу Библии. Но вскоре преставился покровитель его Павел митрополит, а затем и сам Епифаний».
Случилось так, что 1 марта 1666 г. через западные ворота в монастырь въехал крытый возок под усиленной охраной стрельцов. А вскоре в один из подвалов Успенского собора провели обросшего, изможденного, в рубище человека, где его тут же местный кузнец «посадил на цепь». То был протопоп Аввакум, неистовый проповедник старой веры. Его привезли из мезенской ссылки на церковный суд. Естественно, что обитатели Крутиц не отказали себе в попытке вернуть заблудшего в лоно никоновского учения. Пять бессонных ночей в ожесточенной дискуссии с митрополитом Павлом и его учениками отстаивал свою правоту неистовый протопоп. Так и не освободив его от ереси, Павел отправил Аввакума в Москву, откуда после нескорого суда он был заточен в земляную яму при Пустозерском монастыре и после 15 лет заключения сожжен заживо со своими соратниками.
Наступил новый век, перевернувший многовековые устои Древней Руси. В 1703 г. после упразднения патриаршества в Крутицах осталась лишь епархия. Согласно указу Петра I эту епархию «посадили на голодный паек», сократив поступление средств из государственной казны. Причину немилости императора современники видели в симпатиях крутицких владык к боярам Лопухиным, возглавлявшим боярскую оппозицию нововведениям молодого государя и втянувшим в противоборство Алексея — сына Петра.
В результате Крутицкий монастырь обеднел, упало и его влияние в Москве. Денег на содержание хозяйства и ведение службы не хватало. Монахи жили на средства, получаемые от погребений и панихид на Крутицком кладбище.
Крутицкий митрополит Игнатий просил в 1719 г. Монастырский приказ выдать 3168 рублей на ремонт. Он писал в прошении: «Все строения пришли в ветхость, и даже кровли пообвалились и полая вода обрушила часть каменной ограды и повредила многие строения». Удовлетворили ли его просьбу, неизвестно, но известно, что за поддержку царицы Евдокии (Лопухиной) Игнатий, лишившись всего, уже простым монахом был сослан в глухомань. В царствование двенадцатилетнего Петра II Игнатий был освобожден с восстановлением в прежнем сане. Однако недолго светило ему солнце свободы, он умер в ссылке в одном из северных монастырей в 1741 г. в период царствования дочери Петра I Елизаветы.
Через три года после смерти Игнатия богомольная императрица наряду с указанием на обновление Крутицкого монастыря решила перевести в него семинаристов из Вяземского Предтеченского, предполагая, что в Крутицах подготовка семинаристов будет значительно лучшей, поскольку там сосредоточены наиболее подготовленные в России преподавательские кадры.
Для размещения семинаристов построили специальное двухэтажное здание, а для материального подкрепления к Крутицам приписали Покровский монастырь.
Но случилось так, что через семь лет эту духовную семинарию перевели в тот же Покровский мужской монастырь. Впоследствии ее переместили в дом Остермана, что стоял в нынешнем Семинарском тупике.
Для восстановления былой славы Крутицкого монастыря и архиерейского подворья много усилий приложил епископ Амвросий Подобедов. По его настоянию на территории епархии при состоятельных обителях открыли несколько духовных училищ. Немало усилий приложил он в тяжелой, порой бесполезной борьбе с невежеством, распущенностью и развращенностью духовных служителей. Случилось так, что Амвросий оказался последним крутицким архиереем, поскольку в 1764 г. Крутицкую епархию переименовали в Крутицкую и Коломенскую, а 17 мая 1788 г. последовал указ «Крутицкой епархии не быть». Вместе с упразднением епархии упразднялся и Крутицкий монастырь. Так закончилось его более чем пятивековое существование.
Часть жилых зданий отдали под расквартирование армии. С 1798 г. здесь разместили полицейских драгун, а затем жандармов. Увеличение числа казарм в городах России было особенностью царствования Павла. Под казармы в это время было отдано много памятников архитектуры, в том числе и Екатерининский дворец в Лефортове.
Наступило царствование Николая I, сына Павла. Этот самодержец вселяет в Крутицкое подворье жандармов корпуса Бенкендорфа. А где жандармы, там и тюрьма для политически неблагонадежных. К числу таких отнесли А. И. Герцена. Осенью 1843 г. его арестовали и препроводили в Крутицкие казармы. В «Былом и думах» это событие описано так: «Ехали мы часа полтора, наконец, проехали Симонов монастырь и остановились у тяжелых каменных ворот, перед которыми ходили два жандарма с карабинами. Это был Крутицкий монастырь, превращенный в жандармские казармы... В монашеских келиях, построенных за триста лет и ушедших в землю, устроили несколько светских келий для политических арестантов».
В ХХ в. солдатские казармы расширили за счет территории слободки, и получили они среди москвичей наименование Алешкинские казармы. В октябрьские дни 1917 г. рабочие и солдаты Рогожско-Симоновского района вели бои против курсантов находившейся тут 6-й школы прапорщиков и 31 октября (13 ноября) одержали победу. Казармы перешли в ведение командования Московского военного округа. Позднее здесь разместили гарнизонную гауптвахту и резиденцию коменданта города.
Собор Успения закрыли в 1920 г., а через четыре года переоборудовали под общежитие, в процессе чего в его подвалах уничтожили надгробия епископов сарских и подонских с великолепной редкостной резьбой по камню. До наших дней дошло несколько сколов этих камней, случайно сохранившихся в культурном слое.
Уже после Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. недалеко от бывшего архиерейского дома расположился цех деревообделочного комбината. На месте слободки поставили двух- и четырехэтажные жилые дома. В 80-х гг. после реставрации на время капитального ремонта Государственного Исторического музея в Крутицких палатах разместили на хранение имущество его фонда.
Был в свое время в Крутицком монастыре и некрополь. В церкви Петра и Павла были захоронены митрополит Варсонофий Чертков и Трифилий, епископ Феодосий, а при церкви Воскресения епископы Евфимий (1499), Досифей (1544), Симеон (1583) и митрополит Гласий (1602). В какой-то из церквей был захоронен и митрополит Павел, умерший в 1689 г. В настоящее время от некрополя, кроме сколов от каменных надгробий епископов, ничего не осталось.