МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Новоспасский монастырь

План. Новосспасский монастырь

Адрес: Крестьянская пл., 10
Проезд: м. Пролетарская, Крестьянская застава

Официальный сайт Новоспасского монастыря

Значится на карте-схеме под № 33, адрес: Крестьянская пл., 10, Мужской, ставропигиальный с 1745 г., 1-го класса, монастырь существует с 1490 — 1491 гг. на месте Васильцева стана на левом крутом берегу Москвы-реки в полуверсте севернее Крутицкого монастыря (двора сарских и подонских епископов), Правда, есть сведения и о более ранней деятельности монастыря на этом месте — 1466 г. Однако необходимо учесть следующее: до открытия этого монастыря братия располагалась в Кремле в обители Спаса на Бору. Поводом для ее перевода на новое место послужило решение великого князя Ивана III расширить дворцовые постройки и убрать монастырское кладбище из-под стен великокняжеского дворца. К строительству дворца приступили в 1492 г. Следовательно, братия была переведена на новое место заранее, т. е. в 1490 - 1491 гг.

Новосспасский монастырь. Фото с сайта www.spasnanovom.ru

Место Васильцев стан знаменито тем, что здесь в 1445 г. стоял со своей дружиной великий князь Василий II Темный в готовности выступить против татарского хана Улу-Махмета. В 1653 г. после деления Москвы на участки «объезжих голов» Новоспасский монастырь вошел в 1-й участок — «от Яузских ворот за мостом, от большой улицы, что ездят к Спасу на Новое, направо к Никите — христову мученику и по Москву-реку». Почти через сто лет, в 1730 г., улицу, по которой ездили от Воронцова поля к монастырю, оборудовали масляными фонарями, а еще через пять лет неподалеку от него около нынешнего Большого Краснохолмского моста устроили городские бани. Здесь постоянно толпились люди и шли торги по мелочам.

Итак, в 1491 г, «тое же весны, повелением великого князя архимандрит Спасский Афонасий заложил церковь каменную на Новом Преображении», которая по завершении через шесть лет 18 сентября «священа бысть церковь каменная Преображения... в монастыри на Новом... при архимандрите Афонасии Щедрого». Одновременно строили каменные кельи (с конца ХVI в,), трапезную, квасоварню, стены с башнями и бойницами и другие сооружения.

Новосспасский монастырь. Фото с сайта www.spasnanovom.ru

В начале XVII в. во времена польско-литовской интервенции и Смутного времени монастырь опустел и начал разрушаться. С возведением же на царствование Михаила Федоровича Романова обитель попала под его опеку. Монастырь возобновился, окреп и к середине века с помощью царской казны приступил к серьезному капитальному строительству. Не исключено, что этому способствовало желание царя соорудить в монастыре усыпальницу рода Романовых.

Первой постройкой стали каменные братские кельи в 1622 г. Затем в 1630 — 1640-е гг. монастырские стены, повидавшие в 1571 г. дикие орды крымских ханов Девлет-Гирея и Казы-Гирея, а в 1605 г. польско-литовских захватчиков, заменили каменными, с пятью сторожевыми башнями и шестой — воротной. Длина стен по периметру составляла 782 метра, высота в середине - 7,5 и толщина — 2,13 метра. В стенах и башнях прорезали стрельницы для верхнего и подошвенного боя и машикули. Строил их каменных дел мастер известный Федор Конь.

Новосспасский монастырь. Фото с сайта www.spasnanovom.ru

В эти годы на строительство монастыря-крепости собралось множество каменщиков. Разместили их по соседству в двух дворцовых слободах рядом с гончарами. Многие из работных людей так и остались жить в этих слободах, расположенных вдоль Спасской улицы (ныне ул. Малые Каменщики в районе станции метро «Таганская»).

В те же годы — по одним данным, в 1640 г.,— а по другим — в 1645 — 1647 гг.— подмастерье Гришка Копыла с артелью разобрал «до подошвы» старый собор Спаса Преображения и выложил новый. Есть указания, что собор строил зодчий Яков Бухвостов. Однако он считается архитектором конца XVII в. Собор же был освещен 19 сентября 1649 г. патриархом Иосифом.

Новый собор представляет тяжелое трехъярусное с подклетом сооружение раннего московского зодчества, расчлененное лопатками на три части по всем четырем плоскостям стен, завершающихся закомарами. Внутренняя высота храма от пола до центра купола — 32 метра. Своды перекрытий опираются на четыре мощных столпа. С восточной стороны на всю ширину стены пристроены три полукруглые апсиды - одна в центре на 2/3 ширины и две по 1/6 ширины стены. С южной стороны собора — закрытая паперть и галерея. В подклете — усыпальница Романовых-Юрьевых-Захарьиных. В 1902 г. там же устроили церковь Романа Сладкопевца (Скопцева). Над входом в усыпальницу закрепили мозаичный образ Спаса Нерукотворного. При закрытии собора в 1923 г. его богатый иконостас перенесли в церковь Николая Чудотворца. В 1947 г. у южной стены обнаружили остатки деревянной галереи.

Внутренние стены собора расписали сценами на библейские темы и образами греческих мудрецов, израильских царей, т. е. изобразили историю церкви в лицах и картинах. В южной галерее — изображения родословной русских великих князей и царей от Ольги до Федора Иоанновича, лики Михаила и Алексея Романовых — храмосоздателей. Расписывал собор в 1678 г. Федор Зубов с живописцами Оружейной палаты.

В 1758 г. в храме установили новый резной иконостас с древними иконами, в том числе и «чудотворной иконой Нерукотворного образа», доставленной сюда из города Хлынова (Вятки) в 1647 г. Ризница собора была богата различными предметами — вкладами русских царей, московской знати и других почитателей монастыря.

Новосспасский монастырь. Фото с сайта www.spasnanovom.ru

Например, один из них — князь Яков Кудентетович Черкасский пожертвовал средства на строительство в 1652 г. церкви Николая Чудотворца, которую заложили в тот же год в северо-западном углу монастырского двора. После освящения она выполняла функцию больничной церкви. Любопытно, что в записках Павла Алеппского, приезжавшего в 1655 г. в Москву, церкви Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре не значится. Видимо, ее построили не в 1652 г., а после 1655 г. Через четверть века, в 1673 г., стольник князь М. Я. Черкасский выделил средства на ее перестройку, осуществленную через три года архитектором Максимом Апсиным. Во время перестройки в начале ХХ в. ее расширили и учредили при ней в 1912 г. два придела. Закрыли ее позже всех церквей монастыря. Позднее под ее сводами разместили скульптурную мастерскую. С 1980-х гг. церковь находится на реставрации.

В 1673 г. одновременно с перестройкой церкви Николая Чудотворца приступили к возведению двухъярусного храма Покрова Пресвятые Богородицы с приделами и трапезной. Внизу храма разместили главный престол мученицы Екатерины, в южной части - придел Печерской иконы Божьей Матери, вверху - пределы Дмитрия Ростовского и мученицы Варвары.

С юго-западной стороны храм примыкал к собору Спаса. Сначала храм использовали как теплую церковь, а затем как трапезную. Поэтому при нем устроили «хлебодарню». К нему примыкала также и колокольня более ранней постройки, в которой патриарх Филарет еще в 1662 г. в память освобождения из польского плена устроил придел Саввы Освященного.

Спустя почти сто лет в 1791 — 1795 гг. рядом с собором Спаса Преображения с его северо-западной стороны пристроили двухъярусную церковь Знамения Пресвятые Богородицы с погребом для усыпальницы графов Шереметевых и князей Черкасских. Построена она на месте старой обветшавшей церкви по проекту Е. С. Назарова на средства графа Н. П. Шереметева.

Новосспасский монастырь. Фото с сайта www.spasnanovom.ru

Следует отметить, что в это же время архитектор Назаров по его заказу заложил подковообразное здание Странноприимного дома, дошедшее до наших дней, в создании которого принимал участие великий Д. Кваренги. Есть предположения, что и церковь Знамения построена архитектором В. И. Баженовым, а в 1802 г. перестроена Назаровым. В церкви был установлен прекраснейший иконостас, выполненный опять-таки Назаровым.

Церковь Знамения закрыли в 1920 г. Сначала в ней оборудовали общежитие. В этой связи сломали шатер и надстроили второй этаж. После окончания войны в 1945 г. в творении Баженова — Назарова устроили медвытрезвитель.

Первая колокольня — та, которая впоследствии примыкала к храму Покрова,— была построена в конце XVI в., с шатровой крышей и боевыми часами в верхнем ярусе. В 1620 г. уже при Филарете ее перестроили. Тремя годами раньше для нее был отлит первый колокол, а в 1621 г. еще шесть колоколов. Но вот в 1758 г. начали строительство новой колокольни над восточными воротами. По проекту архитектора И. П. Жеребцова она должна была быть пятиярусной, однако возвели только четыре яруса. Дело в том, что сначала на ее строительство ассигновали 49855 рублей, но из-за указа о секуляризации в 1764 г. деньги изъяли и приостановили строительство, сначала на два-три года, а в конечном итоге на 27 лет. В начале 80-х гг. XVIII столетия императрица Екатерина II выделила все же 20 тысяч рублей на ее завершение, что и осуществили в 1785 г. Следует все же отметить, что вопреки намерению сэкономить средства общая сумма расходов в течение 27 лет строительства составила около 80 тысяч рублей.

Итак, высота колокольни с крестом составила 71 метр. В завершении четвертого яруса установили часы с колокольным боем, на втором ярусе на средства купчихи Натальи Бабкиной устроили церковь преподобного Сергия Радонежского. Во время пожара 1812 г. своды этой церкви пробил колокол, упавший с верхнего яруса. Свод восстановили через четыре года, тогда же в этой церкви поставили новый ампирный иконостас. Несколько позже, где-то в 1820 г., на средства купца Васильева вызолотили главку надвратной колокольни. Старую колокольню разобрали.

Естественно, что с переводом братии Спасского монастыря на новое место Иван III передал ей право на владение прежними вотчинами и угодьями. Однако монастырь все же периодически терял свои доходы от набегов татарских орд, постоянных пожаров, засухи, голода и чумы, губивших временами Москву и ее окрестности. Он возрождался и вновь разорялся крымскими ханами или литовско-польскими интервентами. После Смутного времени царь Михаил Федорович повелел возобновить обитель и привести хозяйство в порядок. Кроме восстановления прежних наделов царь закрепил за обителью новые вотчины и земли. При нем были построены специальные здания для канцелярии, а его сын царь Алексей Михайлович в память о своей матери Марфе Ивановне пожертвовал монастырю богатую церковную утварь.

В обители находилась реликвия того времени - икона Нерукотворного образа Спасителя, которую почитали как чудотворную. Это о ней писалось: «В городе Хлынове при Алексее Михайловиче был некто Петр Пашкин, который, быв три года слепым, внезапно прозрел, помолясь этой иконе...» Ее перенесли в Москву, сняли копию и в 1647 г. вернули в Хлынов.

Благодаря княжеским и царским дарам к 1678 г. за монастырем уже числилось 2638 крестьянских дворов. Правда, в 1701 г. Петр I отобрал у монастыря часть его земель и сел. Тем не менее, в 1744 г. в активе этой обители было уже 14125 крестьян. Однако сокрушительным ударом по материальной базе монастыря стала секуляризация 1764 г.: монастырь лишился и крестьян и земель.

По данным комиссии, составлявшей опись земель, принадлежавших Новоспасскому монастырю в 1790 г., значатся площади: под селением — 7,7 гектара, сенокосом — 7,7, неудобьями — 5,6 гектара, всего 21 гектар.

Под монастырской стеной, обращенной к Москве-реке, было два копаных пруда, в которых разводили рыбу. Территорию монастыря окружали каменные стены с башнями по углам. С южной стороны к стене примыкал конюшенный двор, огороженный каменным забором с двумя маленькими декоративными башенками по углам. Во дворе обители зеленели деревья фруктового сада. Посадки его были не только на территории двора, но и вокруг пруда и богадельни. Сад был серьезным подспорьем в монастырском хозяйстве, тем более что в начале XIX в. около него образовалась площадь для торговли лесом, дровами и сеном, на которой продавалась садовая и огородная продукция.

Прошли десятилетия, и к началу ХХ в. в монастыре состояло по штату кроме архимандрита и келаря 18 монахов и 28 послушников. На их содержание помимо средств, поступающих от пожертвований, государственная казна ежегодно выделяла 1851 рубль 79 копеек.

Со времен царя Михаила Федоровича монастырь находился в ведении Большого приказа, т. е. приказа, ведающего государственной казной. Обитель частенько посещала инокиня Марфа, великая княгиня, мать царя Алексея Михайловича. Ему покровительствовал также и патриарх Филарет, который считал его дворцовым, «комнатным» монастырем, следствием чего и явилось повеление создать в Покровском соборе усыпальницу рода Романовых. Особым вниманием он стал пользоваться в период царствования Алексея Михайловича и игумена архимандрита Никона, ставшего впоследствии всероссийским патриархом. Помимо Никона настоятелем монастыря были в различные времена известные потом патриархи Иов, Питирим, Амвросий (Орнатский), Филарет (Дроздов) и другие.

В 1717 г. в связи с делом царевича Алексея Петровича был казнен настоятель Новоспасского монастыря Досифей Глебов. Да, монастырь этот был не только «богомольный» для царской фамилии. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Здесь же в темнице под неусыпной стражей содержался настоятель Троице-Сергиевой лавры известный архимандрит Дионисий за самовольное еретическое исключение из требника в молитве при освящении Богоявленской воды слова «огнем». Впоследствии он был причислен к лику святых.

Сюда же для отбывания наказания было направлено несколько учителей Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева (Симеона Агафонниковича), сторонника Софьи Алексеевны, автора богословских сочинений, казненного в 1691 г. В 1721 г. в монастыре было проведено дознание уголовного характера — о самовольной продаже архимандритом Сергием соборной посуды, подаренной государем, а также за непристойные разговоры о царе келейника архимандрита монаха Игнатия. Обоих достойно наказали в устрашение окружающим.

Уже в конце XIX в., а точнее, 15 октября 1899 г., при монастыре открыли бесплатную церковноприходскую школу для приходящих мальчиков. Заведующим ее стал настоятель монастыря.

Монастырский погост образовался уже с XV в. и представляет интерес и в настоящее время. Вокруг собора Спаса Преображения хоронили иноков и настоятелей. Шли годы, и на этом кладбище упокоились только избранные. Постепенно оно превращалось в богатейшее по убранству. Синодики (списки для поминания умерших) второй половины XVII в. и 1725 г. полны именами представителей старейших боярских, княжеских и графских фамилий.

В марте 1606 г. Лжедмитрий — Григорий Отрепьев, желая убедить народ и бояр в своей принадлежности к роду Рюриковичей, повелел перевезти в Москву и захоронить в Новоспасском монастыре останки сыновей боярина Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, дяди царя Федора Иоанновича, который, став членом регентского совета, пресекал самоволие Бориса Годунова. Неприязнь к Борису сохранилась и у пятерых сыновей Никиты Романовича, которые позднее вместе с И. П. Шуйским и другими оппозиционерами стали против самозваного царя. Однако обстоятельства сложились так, что Годунов, обнаружив заговор, вынудил старшего из братьев, Федора, жениться на черкешенке — служанке царицы Ирины, сестры Бориса. От навязанной ему жены вскоре родился сын Михаил. В 1600 г. Годунов насильно постриг Федора в монахи, разрешив перед своей смертью назначить его архиепископом ростовским. В 1610 г. Федора пленили поляки, а после возвращения на родину в 1618 г. избрали патриархом, который вскоре стал фактическим правителем государства. Сын же его Михаил в 1613 г. был избран на царский трон Российского государства.

Что же касается братьев Федора, то после раскрытия заговора они все были сосланы в глухие городишки: Василий в Пельци, Александр в Усолье, Михаил в Луду и Иван в Воробь, где вскоре и погибли.

Останки их были перенесены к северному углу собора Спаса. Над их могилами и соорудили церковь Знамения Пресвятые Богородицы, сначала деревянную, а затем, как упоминалось ранее, каменную. Позднее останки братьев перенесли в фамильный склеп Романовых в Спасо-Преображенском соборе. В нижнем ярусе храма Знамения захоронены архимандриты: знаменитый Никон (Минов Никита, 1605 — 1681), ставший с 1652 г. патриархом, взбудоражившим Русскую православную церковь реформами 1653 — 1656 гг. по пересмотру церковных книг и обрядов. Это он развернул яростную борьбу с раскольниками-старообрядцами и их главой протопопом Аввакумом Петровым. Это по его настоянию протопоп был лишен сана и отлучен от церкви, а затем сослан в Тобольск, далее в Даурию и, наконец, в Пустозерск. Там Аввакум, отсидев в земляной яме 15 лет, был сожжен со своими сподвижниками (1682). Это он, Никон, заточил в земляной яме Боровского монастыря боярыню Феодосью Прокофьевну Морозову (Соковнину), убежденную последовательницу и помощницу неистового Аввакума. Боярыня Феодосья славилась в царском окружении необыкновенной красотой и смирением. Став женой близкого к царской семье боярина Глеба Ивановича Морозова, вызвала симпатию самого царя Алексея Михайловича и покровительство царицы Марии Никитичны. Она рано овдовела, что усилило ее религиозное рвение. Когда же начались реформы, она узнала о несогласии с ними протопопа Аввакума. Встреча с ним в Москве сделала ее приверженницей его протеста до конца жизни. Похоронена она в Боровске рядом с могилой своей сестры и соратницы княгини Евдокии Урусовой. Могилы их расположены на окраине города на холме, с которого просматриваются необъятные дали. Напротив, через дорогу, стоит двухэтажное деревянное здание бывшей женской гимназии, в которой некогда учительствовал знаменитый К. Э. Циолковский.

27 августа 1812 г. вслед за уходящими колоннами русской армии из монастырских ворот выехали повозки со скарбом обители, сопровождаемые почти всеми ее насельниками. Вскоре они смешались с шумным потоком беженцев, и монастырь опустел. В его стенах для пригляда остались старец и десяток послушников. В обед 2 сентября в обитель вошла небольшая группа русских солдат, отставших от арьергарда армии. Перекусив, они прилегли отдохнуть, намереваясь к вечеру отправиться в путь. Но вечером к воротам подскакал полуэскадрон польских гусар, которые немедля начали их взламывать. Ворвавшись во двор, они неожиданно для себя встретили дружный отпор русских солдат и послушников. К сожалению, неравенство сил решило исход боя. Все защитники обители были убиты. Не встречая более сопротивления, гусары разбежались по монастырю, срывая замки, выворачивая затворы и засовы. Грабеж продолжался бы и на следующий день, если бы французские гренадеры не выгнали гусар вон. Теперь уже гренадеры методично занялись грабежом всего, что еще осталось в помещениях. Разгул продолжался весь день, как вдруг, уже поздним вечером, на одном из прясел стены загорелась кровля. Поскольку французы не приняли мер, то огонь вскоре перекинулся на шатер башни, а там запылали кровли и других зданий монастыря. Ночью окрестности монастыря потряс страшный грохот. Это в горящей колокольне сорвался 17600-килограммовый колокол, подаренный в свое время Петром. Колокол, пробив своды второго яруса, застрял в проломе первого, но тут же вслед за ним с обгоревшего крепления сорвался с высоты четвертого яруса 6800-килограммовый колокол. Удар потряс стены колокольни и разбил на мелкие кусочки большой колокол. Когда пожар утих, в центре обители, как раненые воины, стояли, обнявшись, обгоревшие храмы Спаса Преображения, Покрова Пресвятые Богородицы и Знамения Божьей Матери.

После ухода французов монастырское кладбище было разорено — в поисках драгоценностей некоторые могилы дважды, а то и трижды вскрывались мародерами. Памятники свалены, настоятельский корпус и собор Покрова завалены казарменным хламом, остальные храмы наполнены смрадом конюшен. Кроме того, в подвалах храмов были обнаружены подготовленные пороховые заряды для взрыва, но что-то помешало неприятелю совершить это злодейство.

Восемь лет восстанавливали монастырь. И когда восстановили, снова засияли купола храмов и забелели его старые стены.

В начале ХХ в. на базе приходской церкви, принадлежавшей обители и стоявшей напротив ворот через улицу, учредили церковноприходскую школу для детей округи.

В усыпальнице Знаменского храма захоронены и архимандрит Питирим, и митрополит Московский Филарет. Здесь же помещены останки князей Черкасских, Лобановых-Ростовых, Урусовых и Сицких (князь И. В. Сицкий был главным соперником Бориса Годунова в правительственной комиссии. Став у власти, Годунов уничтожил Сицкого). Захоронены здесь и представители семейства графов Шереметевых. Так, с 1719 г. в подклете храма находились останки генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, сподвижника Петра I, воеводы с 1681 г., участника Крымских и Азовских походов, баталий в Прибалтике и Померании. Графский титул он получил от Петра в 1706 г. В конечном итоге храм Знамения стал в основном усыпальницей рода Шереметевых. Здесь же похоронена и русская, крепостная до 1798 г., талантливая актриса театра Шереметевых, а затем жена графа Николая Шереметева Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева), скончавшаяся на 35-м году жизни (1803).

Главной усыпальницей монастырского кладбища считался, конечно, подклет храма Спаса Преображения. В тиши каменных сводов здесь покоились останки большинства членов старейшего боярского рода Романовых-Юрьевых-Захарьиных, берущего начало из XIV в. от Андрея Кобылы. Под сводами храма захоронены отец царицы Анастасии боярин Юрьев-Захарьин, ее братья Даниил и Никита с супругами Анной и Евдокией, брат Николай с женой Варварой, сестры Александра, Евдокия и Юлиана. Сюда же были положены останки инокини Марфы (Федоровны), матери царя Михаила Федоровича, умершей в 1681 г.; останки царевны Ирины Михайловны; сестры Михаила Федоровича княгини Татьяны Катыревой и четырех малолетних братьев.

Согласно монастырской описи по состоянию на 1687 г., в подклете храма находилось 70 гробниц. Однако после 1812 г. их осталось 28. Остальные были разграблены и уничтожены французскими солдатами. Позднее хоронили и в Екатерининском и в Никольском храмах. Было организовано большое кладбище в юго-западной части монастыря. Особенно здесь много было погребено военных после войны 1812 г. Тогда-то и был здесь захоронен Петр Вельяминов.

Прошло несколько десятков лет, и на территории кладбища осталась только одна могила-склеп под № 122 около восточной стены, слева, рядом с главными воротами. Над ней возвышается маленькая часовенка, установленная в 1900 г., на которой некогда была прикреплена иконка и камень с надписью, что «под сим камнем» покоится тело монахини Досифеи. Под этим именем скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы и графа Разумовского Августу Дорофею Тараканову.

В Новоспасском монастыре, пожалуй, в одном из первых в Москве, в конце 1918 г. Чрезвычайная комиссия Рогожско-Симоновского района организовала концентрационный лагерь для политических и уголовных преступников. Естественно, что монастырское кладбище закрыли задолго до специального постановления в 1919 г.

Решением же Моссовета в сентябре 1927 г. полностью ликвидировались четыре монастырских кладбища, в том числе и Новоспасского монастыря. Однако исполнение решения оттягивалось и постепенно утрачивало силу, так как в мае 1932 г. опять было принято решение о ликвидации остатков монастырских кладбищ с правом сноса всех памятников.

Вместе с тем над стенами обители витает зловещая тайна, требующая тщательного исследования. По утверждению журналиста А. И. Мильчакова, у ее стен в известных могилах захоронены тысячи иностранных коммунистов-коминтерновцев, расстрелянных в годы сталинщины.

Несколько позже в усыпальнице Шереметевых оборудовали общежитие, а затем, как упоминалось, медвытрезвитель. Кстати, под жилье были заняты почти все помещения бывшего монастыря и даже сторожевые башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на конюшенном дворе разместили мебельную фабрику.

Отрадно, что монастырские здания и сооружения как архитектурные памятники взяты под охрану и с 1972 г. их реставрируют.

План-схема Новоспасского монастыря

План-схема Новоспасского монастыря

1.Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
4.Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
6. Часовня (начало XX века).
7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
10. Юго-восточная башня (XVII век).
11. Юго-западная башня (XVII век).
12. Западная башня (XVII век).
13. Северо-западная башня (XVII век).
14. Северо-восточная башня (XVII век).
15. Настоятельский корпус (XVII век).
16. Братский корпус (XVII век).
17. Иконная лавка (конец XVIII века)
18. Свечная мастерская (конец XX века)
19. Хозяйственный двор.

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz