Адрес: Таганская ул., 58
Проезд: м. Таганская
Официальный сайт Покровского Ставропигиального женского монастыря
Значится на карте-схеме под № 53, адрес: Таганская ул., 58. Мужской монастырь. Основан на «комнатные» деньги царем Михаилом Федоровичем в 1635 г. в память об отце патриархе Филарете и вместо упраздненной обители Покрова в Старых Садех. Монастырь основали на участке свободной земли, находящемся рядом с Убогим домом за Таганскими {Болвановскими) воротами, куда в мае 1606 г. ликующая толпа москвичей привезла на навозной телеге обезображенный труп Лжедмитрия и сбросила его в общую могилу для воров и бродяг. Однако, как сообщает легенда, случилось так, что после этого события в Москве вдруг поднялась страшная буря и ударили сильные морозы. Это было особенно странным потому, что дело происходило в мае. Морозы продолжались в течение недели, пока 28 мая труп Лжедмитрия не извлекли из могилы и не отвезли в деревню Нижние Котлы, где его сожгли, зарядили пеплом пушку и выстрелили этим зарядом в сторону захода солнца.
Ровно через двадцать лет после этого события Михаил Федорович поставил храм, видимо деревянный, Покрова Пресвятые Богородицы в честь Деулинского перемирия с Польшей и избавления Москвы от царя московского, королевича Владислава. Не исключено, что возведение храма было первым этапом осуществления его плана основания при убогих домах святой обители.
Место, где в 1635 г. расположили монастырь, было открытым, занятым пашнями, огородами и садами. В наxале XVII в. здесь, ближе к Земляному валу, еще стоял небольшой острожек для зашиты Таганских ворот. Поэтому монастырь был почти единственным большим строением в начале широкой Коломенскои дороги. На севере, у излучины Яузы, виднелись очертания Рогожской слободы да колокольни Андроникова монастыря. На западе за избами и огородами темнел земляной вал с башнями, а далее блестели золотые главки Кремля да голубело сизой дымкой Замоскворечье. С юга просматривались силуэты Новоспасского и Крутицкого монастырей.
После основания, несмотря на великокняжескую ссуду, монастырь долгое время не мог «встать на твердые ноги». Окреп он только в конце XVII в. Не исключено, что ему покровительствовал патриарх Никон. В тяжкие дни междоусобицы с царем Алексеем Михайловичем Никон после обедни 10 июня 1658 г. в гневе, сняв облачение, сложил посох патриарха и решил удалиться из Кремля в свой Истринско-Воскресенский монастырь. По дороге он остановился в Покровском монастыре. Правда, определение «по дороге» весьма условно, поскольку Покровская обитель находится в направлении, противоположном Истре. Но так было. Видимо, Никон пожелал немного остыть, рассеять тяжкие думы о своем поражении. Здесь он принял участие в панихиде, а затем удалился в отведенную ему келью, где, оставшись один, разрыдался.
Не исключено также и то, что, используя сложившуюся обстановку — отсутствие патриарха, настоятель Покровского монастыря в 1665 г. обратился напрямую к государю с «коленопреклоненной» просьбой помочь обители. В результате ей было передано «в вечное пользование» 6,5 гектара покосной земли, лежащей между Симоновым и Крутицким монастырями. Но вслед за этой милостью монастырь лишили самостоятельности, приписав его сначала к Николо-Греческому (1667), а затем к Заиконоспасскому (с 1682 по 1731 г.) монастырю. Указом Петра I от 13 декабря 1720 г. обитель получила в пользование 22 гектара земли по 72 рубля за гектар, столь невыгодные условия ощутимо ухудшили ее экономику. Наиболее стабильным источником средств было кладбище. Изыскивая средства, монастырь к 1722 г. поставил четыре часовни: у своих ворот, у Таганки, за Новомещанской слободой и у Москворецких ворот в Китай-городе; добился разрешения устроения подворья у кремлевской стены. В 1731 г. монастырю вернули самостоятельность. Дышать стало легче, но, к досаде насельников, уже через 33 года обитель вывели за штат, установив «милостную» дачу из государственной казны в разм ре 85 рублей серебром, и к тому же приписали к Крутицкому подворью.
В страшные дни эпидемии в 1770 — 1771 гг. в нем открыли большие палаты для чумных больных, а в 1780 г. передали в ведомство православного миссионерства. Десятью годами позже во владениях монастыря под постройками, пашней и неудобьями числилось 25 гектаров земли, а на его территории, обнесенной оградой с четырьмя башнями по углам, стояли два храма и кельи — настоятельские, братские и семинарские. Рядом, по обеим сторонам Камер-Коллежского вала у Коломенской заставы, расположилась на плодородных землях монастырская слободка. Что же касается семинарских келий, то они появились в связи с переводом в 1751 г. сюда из Крутицкого подворья духовной семинарии, которая просуществовала в обители до 1788 г. (по другим данным — до 1776 г.), т. е. до упразднения Крутицкой епархии. Затем семинарию перевели в дом Остермана (ныне Семинарский тупик).
Итак, в ограде монастыря стояли два храма. Первый — соборный Покрова Пресвятые Богородицы с приделом святого Иоанна Дамаскина, возведенный в 1655 г. волей царя Алексея Михайловича взамен деревянной церкви постройки 1626 г., что дало основание народу считать его основателем обители. В 1806 г. его разобрали и через восемь лет сложили новый, большего размера, с главным престолом на втором ярусе и придельными церквами: с северной стороны - Николы Чудотворца и с южной — святых апостолов Петра и Павла в нижнем ярусе. Через 11 лет в нем освятили предельный престол — святого Ионы митрополита московского, а к концу 1843 г. еще два — преподобного Илариона Великого и Нила Столбенского.
Второй, небольшой храм Всех Святых поставили рядом с соборным в 1682 г. уже по желанию и на деньги царя Федора Алексеевича. Итак, три самодержца — отец, сын и внук сочли обязательным оставить в стенах этой скромной обители свой след. Но последующие поколения Романовых охладели к нему и лишь через сто лет расширили трапезную храма Всех Святых и учредили в ней два предела – Воскресения Христова и иконы Тихвинской Богородицы. Основательно этот храм переделали в 1792 — 1798 гг. на пожертвования известного общественного деятеля купца Деомида Мещанинова, а последний раз в 1854 — 1855 гг. по проекту архитектора М. Быковского, после чего храм освятили во имя иконы Воскресения Христова Словущего, а приделы: северный — во имя Тихвинской Богородицы и южный — мученицы Александры.
В 1799 г. возвели каменную в готическом стиле трехъярусную колокольню с часами и девятью разнозвучными колоколами. Старанием купца Мещанинова подняли каменную ограду протяженностью 475 метров с пятью башнями и тремя воротами. В то же время построили каменные братские кельи и обновили привратную часовню.
Когда же до Москвы долетели раскаты Бородинского сражения, настоятель обители иеромонах Иона погрузил на добротные повозки ценности и почти со всеми насельниками спешно уехал в Вологду — на место сосредоточения московских монастырей. Когда 23 сентября насельники обители вернулись из Вологды, то они ужаснулись видом жилых и служебных помещений. Особенно удручающим был вид храмов. Казалось, что их восстановить невозможно. Сумма восстановительных работ составила 13,7 тысячи рублей. Однако при содействии митрополита монастырь к 1815 г. восстановили. Первыми освятили храм Воскресения и придел Тихвинской Божьей Матери, а в 1825 г.— собор Покрова. Во второй половине XIX в. настоятель Амвросий поднял высоту монастырской oграды и увеличил ее протяженность на 640 метров, поставив еще четыре башни, каменные двухэтажные настоятельский и братский корпуса, обстроил хозяйственный двор. В начале ХХ в в монастыре были игумен, келарь, 18 монахов и 50 послушников. Тогда же при обители существовали две богадельни на 50 — 75 мест, устроенные еще в XVIII в., приют-пансионат для 50 певчих мальчиков и церковноприходская школа. Уже в конце мировой войны в стенах обители открыли лазаретные палаты на 300 коек для раненых солдат-фронтовиков.
В XVIII в. западную часть обители отвели под захоронения умерших от эпидемий. К началу ХХ в. кладбище было украшено богатыми надгробиями, скульптурами и склепами. Места погребения стоили весьма дорого, что приносило в монастырскую казну значительные вклады. Кроме представителей купечества кладбищем пользовались и люди из других состоятельных сословий. В его тенистых аллеях захоронены доктор Н. А. Белоголовый (1895) — автор «Воспоминаний о декабристах, А. И. Герцене, Н. А. Некрасове и И. С. Тургеневе»; писатель В. П. Боткин (1869) — брат врача С. П. Боткина и друг В. Г. Белинского; дети грузинского царя Георгия XIII — Илия (1854), Окропир (1857) и Ираклий (1859); княгиня Кайхосоро Абашидзе (1827) и многие другие.
В конце 1918 г. решением Моссовета Покровский монастырь был передан в ведение ВЧК. В конце 1920-х гг. взорвали колокольню (1926), затем разобрали северную и восточную части монастырских стен. А еще позднее на территории бывшего монастыря поставили эстраду, аттракционы и открыли районный парк культуры и отдыха. Естественно, что кладбище в центральной части спланировали под аллеи, а западную часть — под огромное футбольное поле Детской спортивной школы. В соборе Воскресения разместились спортивные залы, а в церкви Покрова — редакция журнала и типография Моссовета. В остальных помещениях после освобождения их из-под учреждения ВЧК сначала находились квартиры, а потом различные конторы.
С 90-х годов монастырь восстанавливается. Сейчас монастырь действующий женский. В монастыре находится рака Преподобной Старицы Матроны Московской. Ежедневно тысячи паломников приходят поклониться Святой Матроне.