МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Покровский Ставропигальный Монастырь

План. Покровский Ставропигальный Монастырь

Адрес: Таганская ул., 58
Проезд: м. Таганская

Официальный сайт Покровского Ставропигиального женского монастыря

Значится на карте-схеме под № 53, адрес: Таганская ул., 58. Мужской монастырь. Основан на «комнатные» деньги царем Михаилом Федоровичем в 1635 г. в память об отце патриархе Филарете и вместо упраздненной обители Покрова в Старых Садех. Монастырь основали на участке свободной земли, находящемся рядом с Убогим домом за Таганскими {Болвановскими) воротами, куда в мае 1606 г. ликующая толпа москвичей привезла на навозной телеге обезображенный труп Лжедмитрия и сбросила его в общую могилу для воров и бродяг. Однако, как сообщает легенда, случилось так, что после этого события в Москве вдруг поднялась страшная буря и ударили сильные морозы. Это было особенно странным потому, что дело происходило в мае. Морозы продолжались в течение недели, пока 28 мая труп Лжедмитрия не извлекли из могилы и не отвезли в деревню Нижние Котлы, где его сожгли, зарядили пеплом пушку и выстрелили этим зарядом в сторону захода солнца.

Покровский Ставропигальный Монастырь Фото с сайта www.pokrov-monastir.ru

Ровно через двадцать лет после этого события Михаил Федорович поставил храм, видимо деревянный, Покрова Пресвятые Богородицы в честь Деулинского перемирия с Польшей и избавления Москвы от царя московского, королевича Владислава. Не исключено, что возведение храма было первым этапом осуществления его плана основания при убогих домах святой обители.

Место, где в 1635 г. расположили монастырь, было открытым, занятым пашнями, огородами и садами. В наxале XVII в. здесь, ближе к Земляному валу, еще стоял небольшой острожек для зашиты Таганских ворот. Поэтому монастырь был почти единственным большим строением в начале широкой Коломенскои дороги. На севере, у излучины Яузы, виднелись очертания Рогожской слободы да колокольни Андроникова монастыря. На западе за избами и огородами темнел земляной вал с башнями, а далее блестели золотые главки Кремля да голубело сизой дымкой Замоскворечье. С юга просматривались силуэты Новоспасского и Крутицкого монастырей.

Покровский Ставропигальный Монастырь Фото с сайта www.pokrov-monastir.ru

После основания, несмотря на великокняжескую ссуду, монастырь долгое время не мог «встать на твердые ноги». Окреп он только в конце XVII в. Не исключено, что ему покровительствовал патриарх Никон. В тяжкие дни междоусобицы с царем Алексеем Михайловичем Никон после обедни 10 июня 1658 г. в гневе, сняв облачение, сложил посох патриарха и решил удалиться из Кремля в свой Истринско-Воскресенский монастырь. По дороге он остановился в Покровском монастыре. Правда, определение «по дороге» весьма условно, поскольку Покровская обитель находится в направлении, противоположном Истре. Но так было. Видимо, Никон пожелал немного остыть, рассеять тяжкие думы о своем поражении. Здесь он принял участие в панихиде, а затем удалился в отведенную ему келью, где, оставшись один, разрыдался.

Не исключено также и то, что, используя сложившуюся обстановку — отсутствие патриарха, настоятель Покровского монастыря в 1665 г. обратился напрямую к государю с «коленопреклоненной» просьбой помочь обители. В результате ей было передано «в вечное пользование» 6,5 гектара покосной земли, лежащей между Симоновым и Крутицким монастырями. Но вслед за этой милостью монастырь лишили самостоятельности, приписав его сначала к Николо-Греческому (1667), а затем к Заиконоспасскому (с 1682 по 1731 г.) монастырю. Указом Петра I от 13 декабря 1720 г. обитель получила в пользование 22 гектара земли по 72 рубля за гектар, столь невыгодные условия ощутимо ухудшили ее экономику. Наиболее стабильным источником средств было кладбище. Изыскивая средства, монастырь к 1722 г. поставил четыре часовни: у своих ворот, у Таганки, за Новомещанской слободой и у Москворецких ворот в Китай-городе; добился разрешения устроения подворья у кремлевской стены. В 1731 г. монастырю вернули самостоятельность. Дышать стало легче, но, к досаде насельников, уже через 33 года обитель вывели за штат, установив «милостную» дачу из государственной казны в разм ре 85 рублей серебром, и к тому же приписали к Крутицкому подворью.

В страшные дни эпидемии в 1770 — 1771 гг. в нем открыли большие палаты для чумных больных, а в 1780 г. передали в ведомство православного миссионерства. Десятью годами позже во владениях монастыря под постройками, пашней и неудобьями числилось 25 гектаров земли, а на его территории, обнесенной оградой с четырьмя башнями по углам, стояли два храма и кельи — настоятельские, братские и семинарские. Рядом, по обеим сторонам Камер-Коллежского вала у Коломенской заставы, расположилась на плодородных землях монастырская слободка. Что же касается семинарских келий, то они появились в связи с переводом в 1751 г. сюда из Крутицкого подворья духовной семинарии, которая просуществовала в обители до 1788 г. (по другим данным — до 1776 г.), т. е. до упразднения Крутицкой епархии. Затем семинарию перевели в дом Остермана (ныне Семинарский тупик).

Итак, в ограде монастыря стояли два храма. Первый — соборный Покрова Пресвятые Богородицы с приделом святого Иоанна Дамаскина, возведенный в 1655 г. волей царя Алексея Михайловича взамен деревянной церкви постройки 1626 г., что дало основание народу считать его основателем обители. В 1806 г. его разобрали и через восемь лет сложили новый, большего размера, с главным престолом на втором ярусе и придельными церквами: с северной стороны - Николы Чудотворца и с южной — святых апостолов Петра и Павла в нижнем ярусе. Через 11 лет в нем освятили предельный престол — святого Ионы митрополита московского, а к концу 1843 г. еще два — преподобного Илариона Великого и Нила Столбенского.

Второй, небольшой храм Всех Святых поставили рядом с соборным в 1682 г. уже по желанию и на деньги царя Федора Алексеевича. Итак, три самодержца — отец, сын и внук сочли обязательным оставить в стенах этой скромной обители свой след. Но последующие поколения Романовых охладели к нему и лишь через сто лет расширили трапезную храма Всех Святых и учредили в ней два предела – Воскресения Христова и иконы Тихвинской Богородицы. Основательно этот храм переделали в 1792 — 1798 гг. на пожертвования известного общественного деятеля купца Деомида Мещанинова, а последний раз в 1854 — 1855 гг. по проекту архитектора М. Быковского, после чего храм освятили во имя иконы Воскресения Христова Словущего, а приделы: северный — во имя Тихвинской Богородицы и южный — мученицы Александры.

В 1799 г. возвели каменную в готическом стиле трехъярусную колокольню с часами и девятью разнозвучными колоколами. Старанием купца Мещанинова подняли каменную ограду протяженностью 475 метров с пятью башнями и тремя воротами. В то же время построили каменные братские кельи и обновили привратную часовню.

Когда же до Москвы долетели раскаты Бородинского сражения, настоятель обители иеромонах Иона погрузил на добротные повозки ценности и почти со всеми насельниками спешно уехал в Вологду — на место сосредоточения московских монастырей. Когда 23 сентября насельники обители вернулись из Вологды, то они ужаснулись видом жилых и служебных помещений. Особенно удручающим был вид храмов. Казалось, что их восстановить невозможно. Сумма восстановительных работ составила 13,7 тысячи рублей. Однако при содействии митрополита монастырь к 1815 г. восстановили. Первыми освятили храм Воскресения и придел Тихвинской Божьей Матери, а в 1825 г.— собор Покрова. Во второй половине XIX в. настоятель Амвросий поднял высоту монастырской oграды и увеличил ее протяженность на 640 метров, поставив еще четыре башни, каменные двухэтажные настоятельский и братский корпуса, обстроил хозяйственный двор. В начале ХХ в в монастыре были игумен, келарь, 18 монахов и 50 послушников. Тогда же при обители существовали две богадельни на 50 — 75 мест, устроенные еще в XVIII в., приют-пансионат для 50 певчих мальчиков и церковноприходская школа. Уже в конце мировой войны в стенах обители открыли лазаретные палаты на 300 коек для раненых солдат-фронтовиков.

В XVIII в. западную часть обители отвели под захоронения умерших от эпидемий. К началу ХХ в. кладбище было украшено богатыми надгробиями, скульптурами и склепами. Места погребения стоили весьма дорого, что приносило в монастырскую казну значительные вклады. Кроме представителей купечества кладбищем пользовались и люди из других состоятельных сословий. В его тенистых аллеях захоронены доктор Н. А. Белоголовый (1895) — автор «Воспоминаний о декабристах, А. И. Герцене, Н. А. Некрасове и И. С. Тургеневе»; писатель В. П. Боткин (1869) — брат врача С. П. Боткина и друг В. Г. Белинского; дети грузинского царя Георгия XIII — Илия (1854), Окропир (1857) и Ираклий (1859); княгиня Кайхосоро Абашидзе (1827) и многие другие.

В конце 1918 г. решением Моссовета Покровский монастырь был передан в ведение ВЧК. В конце 1920-х гг. взорвали колокольню (1926), затем разобрали северную и восточную части монастырских стен. А еще позднее на территории бывшего монастыря поставили эстраду, аттракционы и открыли районный парк культуры и отдыха. Естественно, что кладбище в центральной части спланировали под аллеи, а западную часть — под огромное футбольное поле Детской спортивной школы. В соборе Воскресения разместились спортивные залы, а в церкви Покрова — редакция журнала и типография Моссовета. В остальных помещениях после освобождения их из-под учреждения ВЧК сначала находились квартиры, а потом различные конторы.

С 90-х годов монастырь восстанавливается. Сейчас монастырь действующий женский. В монастыре находится рака Преподобной Старицы Матроны Московской. Ежедневно тысячи паломников приходят поклониться Святой Матроне.

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz