Адрес: Рождественский б-р 20/8
Проезд: м. Трубная
Девичий, второго класса необщежительный монастырь. Основан в 1386г. княгиней Марией Кестутьевной, матерью 26-летнего серпуховского князя Владимира Храброго, решившего 8 сентября 1380 г. исход Куликовской битвы внезапной атакой своего полка, ожидавшего в засаде у правого фланга Мамаева войска. Дата основания подтверждается записью в Никоновском списке за 1389 г. Бытует версия, что монастырь основан царицей АнастасиейРомановной после рождения первенца — дочери Анны. Причиной тому якобы явилось то, что, подъезжая однажды с Иваном IV к церкви Троицы, она почувствовала на этом месте первое движение младенцы. Эту версию опровергает опять тот же Никоновский список, в котором записано, что 5 декабря 1389 г. умерла княгиня Мария, мать Владимира, в иночестве Марфа, которую захоронили в основанной ею Рождественской обители. Скорее всего, по ее желанию в честь этого предзнаменования устроили придел в соборе Рождества.
В устройстве монастыря приняли участие жена Владимира Храброго княгиня Ольга и многие вдовы воинов, погибших на Куликовом поле. Место для строительства Мария выбрала за городом, на краю Кучкова поля, у крутого обрыва к реке Неглинной. В XVII в. дорога из городского посада, проложенная по крутому, левому берегу мимо монастыря, стала оживленной улицей Рождественкой, а в годы основания монастыря она подходила к краю широкого оврага, спускалась по крутому склону к деревянному мостку через быстрый ручеек, бегущий от Поганого пруда к Неглинной. Потом дорожка круто поднималась вверх и спокойно шла полем к селу Напрудному. Через сто лет здесь возникла «черная» Панкратовская слобода.
Пройдут годы, и на юго-восток от монастыря у Лубянской дороги поднимутся постройки мужского Сретенского монастыря, а неподалеку от слободки — Чудова монастыря, затем Сретенской черной сотни. На юго-западе тогда еще стояли дворы огородников, а через десяток лет на этих землях, круто спускающихся к Неглинной, обосновалась звонарская слобода. В конце XVI в, овраг с севера сровняли и поставили каменные крепостные стены Белого города с широким проломом-трубой над руслом Неглинной.
Первой постройкой на месте, выбранном для монастыря, была возведенная в 1389 г. деревянная церковь Рождества Пречистые Богородицы. Известно, что 17 августа 1500 г. монастырь исчез в пламени большого пожaрa. Великий князь Иван III Васильевич повелел восстановить обитель. Под его наблюдением заложили новый каменный собор, окончание строительства которого датируется 1505 г., т.е. годом смерти Ивана III.
Не прошло и полувека, как собор опять охватил огонь «великого Воздвиженского пожара», возникшего 21 июня 1547 г. на Арбате. На этот раз собор лишь изрядно обгорел. Восстановили его в 1550 г. Тогда же по указанию Ивана Грозного с южной стороны в алтарной апсиде соорудили придел святого Николая Чудотворца. Вероятно, это было выполнение обета 20-летней царицы Анастасии по поводу ее зачатия дочерью Анной (1547), которая, к горю матери, умерла через три года.
Собор Рождества Пречистые Богородицы в плане представлял тогда почти квадрат. Фасадные стены собора расчленялись пилястрами. В средних высоких пряслах стен были прорублены перспективные порталы входов, в низких — щелевидные окна. С восточной стороны выдвигались три апсиды. Крестовые своды покоились на четырех столпах. Центр сочленения сводов прорезала окружность светового барабана. Крыша собора, покрытая черепицей, с закомарами повторяла контуры сводов. Световой барабан в основании опоясывался двумя рядами смещенных по оси килевидных кокошников «вперебежку», причем нижний ряд их лежал на четырехугольном основании. Массивный барабан, с карнизом и арочками, между которыми было восемь узких щелевидных окон, завершала шлемовидная глава с крестом. Высота собора от основания до верхнего среза барабана (без купола и креста) составляла 17,32 метра. Верх южной, обособленной, апсиды завершала маленькая главка. Над юго-западным углом собора возвышалась небольшая звонница, которую в конце XVII в. разобрали, а к собору с этой стороны пристроили шатровую колокольню. В общем ансамбле монастыря и всей округи она стала главной вертикалью. В 1835 г. ее разбила молния. Вместо нее в том же году архитектор Н. И. Козловский построил на месте Святых ворот вплотную к дому настоятельницы новую трехъярусную в классическом стиле с фасадом на Рождественку колокольню. В ее нижнем ярусе на средства С. И. Штерич — жены тайного советника устроили в память о ее умершем сыне церковь Евгения Херсонского, которую освятили вместе с колокольней.
Возвращаясь к описанию собора Рождества Богородицы, необходимо отметить, что в XVII в. к южной стене апсиды пристроили помещение, в два раза больше площади придела Николая Чудотворца. По всей вероятности, это была трапезная. Она нарушила четкость пропорций храма. К сожалению, нарушение его первоначальной гармонии продолжалось на протяжении долгих лет. Так, в конце того же XVII в., как упоминалось, у юго-западной стены возвели колокольню, затем пристройки закрыли всю плоскость южной стены и северный фасад. Здесь в 1814 г. в одной из южных пристроек на средства генерала А. Ф. Салтыкова устроили придел Сошествия Святого Духа, а еще через шесть лет в северном приделе на деньги купца Д. С. Лепешкина освятили церковь Дмитрия Ростовского. В 1859 г. к собору пристроили трапезную, в результате чего он окончательно утратил изначальную самобытность архитектурного памятника XVI в.
После частичной реставрации собора в 1950-1965 гг. восстановили архитектурные элементы, создающие представление о его первоначальных контурах, подчеркивающие его приоритет среди архитектурного ансамбля бывшего монастыря. В интерьере собора на юго-восточной поверхности барабана просматривается живопись конца XVIII в., на северо-западной стене собора — белокаменные граффити с именами инокинь (XVI в.), а в трапезной между окон — три надгробные доски, укрепленные на стене над захоронениями XVII — XVIII вв.
До 1620 г. южнее собора Рождества стояла деревянная трапезная церковь Иоанна Златоуста, на месте которой в 1676 — 1687 гг. на пожертвования Фотинии Ивановны — жены князя И. И. Лобанова-Ростовского сложили каменный теплый пятиглавый бесстолпный храм того же наименования и назначения. В 1792 г. к его продолговатой коробке пристроили южный придел, в который поместили престол святого Николая Чудотворца, перенесенный сюда ранее из собора Рождества Богородицы, а в 1812 г. с северной стороны — придел преподобного Филарета Милостливого. В результате реконструкций храма в 1868—1869 гг. первоначальное здание за счет пристроек к северной и южной сторонам расширилось примерно на 10 метров. В начале ХХ в. после основательной перестройки он окончательно утратил изначальные формы.
Для размещения монахинь вдоль всей восточной стены поставили сначала деревянные (XVI в.), а затем каменные сестринские корпуса, составленные из однотипных секций с отдельным входом, сенями и двумя кельями с общей печью-голландкой. Северный корпус состоял из 16, южный — из 12 келий. Между корпусами, без малого посередине стены, находился проезд к восточным воротам, стоящим почти вплотную к торцам обоих корпусов. Есть основания полагать, что под крышами каменных корпусов находились высокие чердачные помещения. В стенах келий и сеней были прорублены большие окна. Здания сохранились до наших дней, была переделана крыша, растесаны окна, созданы некоторые удобства.
В конце XVIII в. территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль Рождественского бульвара, восточная выходила в Тупой проулок, южная — в Кисельный переулок и западная — на Рождественку. До 1671 г. обитель опоясывала деревянная ограда, которая усердием той же княгини Лобановой-Ростовской была заменена на каменные стены с четырьмя воротами по сторонам света и угловыми башенками.
Вдоль северной и южной стен стояли кельи послушниц, выстроенные «коштом белиц», т.е. на их личные сбережения. У Святых ворот высились палаты настоятельницы с садиком и сторожкой. Не исключено, что находилось и какое-то сооружение над воротами. Южнее северных в прясле стены были пробиты хозяйственные ворота. Недалеко от центра территории, ближе к ее северо-западной части, стоял уже с пристройками и колокольный храм Рождества Богородицы, а южнее его, в юго-западной части, возвышался еще без пристроек прямоугольник церкви Иоанна Златоуста. Южнее храма поставили каменную «палатку» — усыпальницу князей Лобановых-Ростовских (1670).
В 1782 г. стены и башенки переделали. До наших дней дошли лишь прясла северной и небольшая часть восточной и западной стен и башенки. Тогда же разобрали деревянные дома и на освободившейся площадке сложили кирпичные. В самом начале ХХ в. вдоль северной стены на месте келий послушниц поставили новый пятиглавый храм Казанской Божьей Матери длиной 36, шириной 15 и высотой 17 метров, вмещающий одновременно 300 человек. В торец к нему в русcкo-византийском стиле пристроили трехэтажное здание сестринских келий и служебных помещений. На первом этаже этого кажущегося громадным среди монастырских построек корпуса длиной 25 и шириной 15 метров устроили кладовую, кухню и пекарню; на втором этаже — 18 общежительных келий и классы для церковноприходской школы, на третьем — на всей площади трапезную.
Как сообщали «Московские церковные ведомости» (№ 24 за 1904 г.), строительство вели по проектам архитектора П. А. Виноградова на пожертвования некоей М. В. Лапшиной. Ориентировочная стоимость сооружений 120 тысяч рублей. Строительство закончили в конце 1906 г. В храме Казанской Богоматери установили великолепный иконостас из резного дуба с иконами кисти художника Ильина. В новом здании сестринских келий разместили приют для девочек.
После 1833 г., когда ремонтировали кельи у Святых ворот, где находится колокольня, поставили новое двухэтажное здание — каменный настоятельский корпус, западная стена которого служила как бы пряслом монастырской стены, Этот узел строений перестраивался до тех пор, пока не получил компоновку в виде почти замкнутого каре с внутренним двориком. В это же время вдоль северного прясла стены в северо-восточном углу поставили двухэтажный, с каменным первым и деревянным верхним этажами второй, настоятельский корпус. В начале ХХ в. на месте бывших келий послушниц сложили у южной стены еще два каменных двухэтажных дома. Несколько позднее жилые дома поставили и в северо-западном углу между кoлокольней и трапезной Иоанна Златоуста. В 30-х гг. нашего столетия между собором Рождества и кельями на месте бывших садов построили четырехэтажный корпус средней общеобразовательной школы.
С первых дней существования хозяйство монастыря поддерживалось вкладами состоятельных почитателей. Во всяком случае, так было в первые годы его создания. В 1433г. вдова князя Владимира Андреевича — Елена Ольгердовна, будучи уже монахиней, завещала обители, «где ми самой лечи», села Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами (15 км от Москвы) и мельницу в устье Яузы. Есть и более ранняя грамота, согласно которой великий князь Василий III жалует монастырю село Вышнеславское с деревнями.
Уже в 1678 — 1700 гг. монастырь имел 150 крестьянских дворов, а к 1744 г. за ним числилось 1009 крестьян. Были, естественно, и собственные земли, которых к началу ХХ в. осталось лишь 33 гектара.
По количеству насельниц Рождественская обитель не уступала Новодевичьей и тем более Ивановской. По состоянию на 1907 г. в ее стенах кроме игуменьи состояло 23 монахини и 225 послушниц.
Жизненный уклад и хозяйственную деятельность обители с 1380 г. строили согласно келиотского устава, по которому можно было жить в отдельной келье на собственные средства. В то же время этот женский монастырь был лишь вторым по времени основания в Москве, и поэтому в организации его деятельности многое бралось из опыта мужских.
Одной из его первых монахинь стала основательница княгиня Мария, получившая в монашестве имя Марфы. Вместе с матерью сюда же переселился на жительство и сам князь Владимир Андреевич. Следуя примеру княгини Марии, приняли постриг многие вдовы знатных фамилий, мужья которых положили свои головы на Куликовом поле. После смерти князя Владимира здесь же приняла постриг его жена Елена, дочь великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича, получившая в монашеском чине имя Евпраксии.
В период между 1390 и 1397 гг. сюда был вынужден поселиться на некоторое время Кирилл, известный деятель духовной культуры, бывший архимандрит Симонова монастыря, автор многих работ, направленных на укрепление единства церкви и государства, власти великих князей московских. Сложив с себя архимандритство Симонова монастыря, он ушел в Белозерскую пустынь. Вскоре из-за гонений епископа рязанского Сергия Азакова, принявшего архимандритство в Симоновом монастыре, Кирилл ушел оттуда и поселился в Рождественской обители, где соблюдал обет молчания. В 1397 г., объединившись с Ферапонтом, они создали Кирилло-Белозерский монастырь, куда он и удалился.
О Рождественской обители создана легенда о наследнике князя московского Василия III Дело в том, что 28 ноября 1525 г. после 20-летнего бездетного брака сюда была помещена и насильно пострижена его жена великая княгиня Соломонида Сабурова, дочь Юрия — потомка ордынского выходца Мурзы Четы, простого служивого при дворе великого князя. Надо отметить, что Соломонида была выбрана родителями 25-летнего князя Василия из 1500 кандидаток в невесты, представленных на смотрины.
До ее пострижения в монастыре происходило бракоразводное дело по требованию великого князя Василия III, которое нашумело по всему государству Московскому. Предание гласит, что Василий Иванович тешил себя надеждой понянчить наследника. Однако время шло, а детей не было. Однажды, объезжая владения, он увидел на кустике пустое птичье гнездышко, и подумалось ему, что и его дом выглядит, как это пустое гнездо. Вот тогда-то, не без советов приближенных бояр и митрополита Даниила, и решился он на чрезвычайный по тому времени шаг — расторжение брака с бесплодной женой и вступление в интересах престола в новый брак. Существует версия о том, что эту мысль навеяла ему сама Соломонида, что подтверждается летописью.
Митрополит Даниил и его приближенные одобрили решение князя и были готовы незамедлительно совершить расторжение брака. Однако нашлись яростные противники этой акции, поскольку, с их точки зрения, она не соответствовала церковным канонам. Во главе противников выступал инок Вассиан — сын литовского князя Патрикеева. Вассиан всегда благоволил князю Дмитрию — внуку Ивана III, сводному брату Василия, заточенному в темницу в угоду второй жене Ивана III Софье.
Василий III заставил заточить Вассиана и его сторонников дьяков Андрея Гостева и Семена Плешивого в Чудов монастырь. Против развода выступал также и греческий патриарх. Чтобы обойти закон, Василий со своими сторонниками насильно привез Соломониду в Рождественский монастырь и «постриг ее на Москве у Рождествснском монастыре за пушечными избами в девичем монастыре Никольской игумен Старого Давида». Соломонида сопротивлялась постригу, что вынудило дворецкого Ивана Юрьевича Шигоню ударить ее, в связи с чем она гневным голосом прокричала ему: «Бог видит и отомстит моему гонителю!» Свершив постриг, ее увезли в Покровский монастырь в Суздаль.
Через некоторое время по Московскому княжеству поползли слухи, что будто бы бывшую великую княгиню заточили в монастырь беременной и что в Суздале она родила законного наследника престола Юрия Васильевича. Однако весть не была подкреплена рельностью. Тогда эти сомнения начали оправдывать тем, что Соломонида тайно отдала своего ребенка кормилице, чтобы подосланные слуги Василия не убили его.
Итак, в январе 1526 г. Василий III вступил во второй брак с Еленой Глинской, которая в августе 1530 г. подарила ему наследника — Ивана IV. Но прошло чуть более 10 лет, как в народе пополз слух о неком разбойнике Кудеяре, действующем в Курской губернии, который будто бы и являлся сыном Василия III и Соломониды. Более того, по легенде, Кудеяр спас жизнь своего сводного брата Ивана IV. Эта легенда сохранилась в песне.
Когда в Москву вошли наполеоновские войска, в городе, как известно, запылали пожары. До вступления французов игуменья обители не смогла перевезти ценности монастыря в другой город. Посоветовавшись с близкими инокинями, она решила оставить ценности в стенах обители. Глубокой ночью сокровища рассредоточили по трем тайникам — в трапезной Рождественского храма, в усыпальнице Лобановых и в кладовой под колокольней. Если в двух первых тайниках сокровища закопали глубоко, то в последнем их замуровали. Обеспечив сохранность ценностей, игуменья Есфирь, монахини и послушницы, захватив торбы с поклажей, ушли из Москвы.
Оккупанты появились в монастыре 5 сентября, т. е. через двое суток после вступления в город. Разбив Святые ворота, они вломились в обитель. Схватив казначейшу и монахинь, оставшихся в обители для охраны имущества и зданий от огня, французы долго добивались от них признаний о местах сокрытия сокровищ. Ничего не добившись, солдаты ободрали серебряную ризу с иконы Казанской Божьей Матери, которую монахини обносили каждое утро вокруг ограды монастыря с молитвою о спасении от огня и разорения. Однако при попытке содрать ризу один из солдат неосторожным движением поранил себя так, что потерял способность двигаться, это побудило остальных отказаться от дальнейшего грабежа.
В настоятельских покоях поселили французского генерала со свитой. Трапезную Рождественского собора заняли под конюшню, а около стен обители начались расстрелы горожан, заподозренных в поджогах.
Монахини Рождественского монастыря занимались образовательной деятельностью. К началу ХХ в., как уже упоминалось, в его стенах разместили приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Не исключено, что некоторые из них оставались в монастыре в качестве послушниц. Кистью художника В.Г. Перова фрагмент монастырской стены запечатлен на картине «Тройка», где, надрываясь из последних сил, бедно одетые дети вытягивают из-под горы от Трубной сани с обледеневшей сорокаведерной бочкой воды.
В треугольнике Рождественского, Сретенского и Варсонофьевского монастырей размещалось Кисельное кладбище, но в монастыре был и свой небольшой погост. Правда, из-за ограниченности территории обители сестры иногда пользовались и соседским кладбищем. Интересно вспомнить, что в Малом Кисельном переулке, рядом с кладбищем, некогда стоял дом истовой раскольницы боярыни Феодосии Морозовой.
В монастыре погребены его основательница Мария (2 декабря 1389 г.), супруга князя Владимира Андреевича Елена Ольгердовна (1452) и княгиня Ростовская (в инокинях Марфа, 1471). У южной стены церкви Иоанна Златоуста захоронена ее «хозяйка» княгиня Фотиния Лобанова-Ростовская и многие ее родственники — Ростовские.
Из свидетельств очевидцев, живших в бывших кельях у восточной стены, стало известно, что при рытье в 1930 г. котлована при строительстве здания школы и в 1950 г. при проведении траншеи на территории обители было обнаружено множество людских останков. Надо полагать, что погост находился за алтарями храмов Рождества и Златоуста, т. е. там, где были сады, а ныне стоит школа.
Монастырь закрыли в 1922 г. и отдали под жилье. Нескольким монахиням разрешили остаться в старых кельях у восточной стены. В январе 1923 г. газета «Известия» сообщила, что Моссовет разрешил милиции занять под клуб одну из церквей Рождественского монастыря. Несколько позже в монастыре разместили исправтруддом с вывозом заключенных на работы по заявкам предприятий. Среди тех монахинь, которым разрешили остаться, были инокини Варвара и Виктория, которые дожили до 1978 г. Может быть, они бы прожили и еще несколько лет, но Варвару убил их сосед ради того, чтобы забрать несколько икон. Именно те годы были характерны эпидемией коллекционирования икон. Убийцу поймали, дело закрыли, одинокую, почти ослепшую девяностолетнюю Викторию приютили добрые люди, ее келья освободилась. Через два года на таможне задержали контрабанду — коллекцию раритетов из бывшей ризницы Рождественского монастыря. Оказалось, что Варвара в прошлом была казначейшей обители и хранила в своей келье ценные святыни, переданные ей настоятельницей в надежде на лучшие времена. Убийца-сосед был членом банды похитителей церковных ценностей, ведавшей о тайне Рождественской обители и коварно убравшей из кельи хранительницу сокровищ.
Памятники архитектуры и истории Рождественского монастыря давно привлекают внимание ревнителей старины. Под влиянием общественности в 1960-1965 гг. Мосгорисполком реставрировал фасады Рождественского собора, привел в относительный порядок другие постройки, Решением Моссовета архитектурный ансамбль обители в 1974 г. передан архитектурному институту для создания заповедника древнерусского искусства. В 1989 г. колокольни закрыли лесами и приступили к реставрации. Собор Рождества Пречистые Богородицы вернули Московской патриархии.
Сейчас идут работы по воссозданию монастыря.