МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Сретенский монастырь

Адрес: ул. Большая Лубянка, 19 - 21
Проезд: м. Лубянка

Сретенский монастырь Мужской необщежительный, с 1764 г. заштатный, монастырь. Основан в 1397 г. великим князем Московским Василием Дмитриевичем - сыном Дмитрия Донского.

Случилось так, что в 1395 г. над Московским княжеством нависла страшная угроза: из южных краев надвигалось почти полумиллионное войско непобедимого, жестокого и коварного Тамерлана. Еще многиммосквичам было памятно вероломное разорение Москвы в 1382 г. ордами Тохтамыша, Поход Тамерлана не был неожиданностью, как в случае с Тохтамышем.. В этот раз великий князь Московский восемнадцатилетний Василий Дмитриевич сумел собрать большое войско и стать за Коломной на берегу Оки на пути тюркского хана в готовности дать решительный бой.

В это же время для успокоения горожан и для вселения в ратников уверенности в победе князь Василий попросил митрополита Киприана привезти из Владимира в Москву Владимирскую икону Божьей Матери - родовую реликвию Рюриковичей, главную святыню Русской земли. Икона девы Марии была написана, согласно легенде, за пределами России, евангелистом Лукою. В XII в. ее привезли в Киев из Константинополя, а затем князем Андреем Боголюбским - во Владимир. Согласно поверью, икона эта помогла Андрею Боголюбскому победить камских болгар в 1164 г.

Сретенский монастырьВ 1395 г. икону Богородицы почти две недели несли на руках от Владимира до Москвы под охраной княжеских ратников. 26 августа на дороге, идущей от Никольских ворот Китай-города, у деревянной церкви Марии Египетской на Кучковом поле князь серпуховской Владимир Андреевич, дядя Василия, в сопровождении бояр, митрополита Киприана и духовенства встретил надежду свою - Божью Матерь Владимирскую. Икону бережно поставили у деревянной церкви, выстояли службу по случаю ее благополучного прибытия на московскую землю, потом подняли на руки и в сопровождении ликующей толпы с восторженными приветствиями и просьбой "Мати Божия Спаси землю Русскую!" перенесли в Кремль и поместили в алтаре собора Успения.

Тем временем Тамерлан, захватив Елец и пленив его князя, разоряя селения и убивая безоружных пахарей, двигался к Москве. Однако вдруг остановился и 26 августа дал приказ своему шумному и огромному войску повернуть на юг и двигаться вместе со всем награбленным имуществом прочь за пределы владений русских князей. Что послужило причиной такого внезапного изменения намерений Тамерлана? Надвигающаяся дождливая осень, трезвая оценка бесплодности похода по ранее ограбленной Русской земле?

В честь избавления Москвы от войск Тамерлана великий князь принял решение построить на месте встречи иконы Владимирской Божьей Матери мужской монастырь, чтобы прославлять ее чудодейственную силу в веках.

Сретенский монастырьТаким образом, в 1395 г. у церкви Марии Египетской на месте встречи иконы девы Марии был заложен храм в ее честь, а в 1397 г. здесь был создан небольшой монастырь, который вскоре получил от москвичей наименование Сретенский.

Место, на котором основана обитель, было связано и с другими историческими событиями, нашумевшими в свое время в Москве. Издавна на Кучковом поле горожане собирались, чтобы посмотреть на казни которые чинились здесь по царскому указу, а также на выборы тысяцких.

При Дмитрии Донском эту обязанность выполнял Вельяминов. После его смерти тысяцким выдвинули его сына Ивана. Однако поддержки он не получил. Объединившись со своим приятелем купцом Некоматом, Иван Вельяминов начал "мутить" горожан, призывая их отстаивать права тысяцких. Тогда их обоих схватили и в 1378 г. казнили на этой площади. Вместе с их казнью была отменена и выборность тысяцких.

Сретенский монастырьНа месте казни в 1385 г. поставили деревянную церковь святой Марии Египетской, а в 1482 г.- каменную. Известно, что в 1700 г. сюда были помещены мощи святой Марии, привезенные из Константинополя послом Емельяном Украинцевым, а в 1706 г. фабрикант А. А. Малютин пристроил к церкви придел Сретения Иисуса Христа. До 1723 г. она считалась приходской, а затем, когда здание обветшало, ее закрыли. Она была обновлена в 1784 г. на пожертвования фабриканта А. А. Гончарова - одного из старейших членов семьи Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина. По этому поводу у входа в храм была прикреплена доска с выбитым по камню текстом: "Возобновлен бысть храм сей в лето от оплощения Бога Слова 1784 в царствование великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны всея России по благословлению московского архиепископа Платона; иждивением коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящена бысть онаго ж месяца Ноемврия в 18 день, а освящал сея обителя игумен Арсений с освященным собором".

В начале Х1Х в. церковь стала непригодной для службы, и, хотя потом ее частично подправили, с 1832 г. ее пришлось закрыть из-за аварийного состояния, а через 34 года упразднить вовсе. Прошло 20 лет, и в 1883 г. коробку здания стянули металлическими поясами, обновили интерьер и иконостас начала XIX в., и церковь опять приняла прихожан. По форме она представляла четверик длиной с алтарем 12 и шириной 9 метров (с приделом 14,6 м), высотой в интерьере от пола до верхней точки свода 7,3, а от отмостки до вершины креста 14,7 метра. Четверик венчала четырехскатная крыша с барабаном, завершенным луковичной главкой. Стояла церковь юго-восточней первоначального храма Владимирской Богоматери, а с севера от нее находился погост.

Сретенский монастырьНа этом историческом месте в память избавления от орд Тамерлана в 1395 г. поставили деревянную церковь Сретения (Устретения) Владимирской иконы Божьей Матери, в алтарь которой поместили копию иконы. В 1482 г. деревянную церковь раскатали, а на ее место "заложи церковь камену князь великий Сретения Святые Богородицы в поле", а три года спустя "князь великий повелел подписывати церковь Сретения святые Богородицы на посаде, а мастер Долмат Иконик". Два столетия простоял этот храм, когда в 1679 г. царь московский Федор Алексеевич повелел перестроить его из-за ветхости. В 1706 г. уже в бытность императора Петра 1 к южной стене храма пристроили придел Рождества Иоанна Предтечи, а через год на средства стольника С. Ф. Грибоедова обновили роспись всего храма. В 1761 г. в соборе за левым клиросом в стене установили в громадном киоте за стеклом резной крест работы мастера Григория Семеновича Шумаева. Высота креста составляла 7,8, ширина - 4,27 метра. Глубина киота составляла 1,1 метра. Стены вокруг креста расписали на евангельские сюжеты. Красоту росписи подчеркивали позолота по дереву, стеклянная инкрустация и зеркала. Крест был очень искусно изготовлен. В 1754 г. на заседании Сената генерал-прокурор И. И. Бахметьев доложил об этом чуде сенаторам, которые нашли необходимым создать специальную комиссию для "особливого усмотрения" и, определения места установки креста. Храм Владимирской иконы Божьей Матери был двухстолпным, квадратным в плане, с пятью главами. С востока находилась трехполуокружная апсида, с запада - паперть, с севера и юга - крыльца. Стены были расчленены на три части лопатками с аркатурой в верхней трети, подчеркнутой карнизом, в среднем поясе пробито по три окна (кроме алтарной стены) с фигурными наличниками из белого камня. Длина храма 24 метра с алтарем и папертью, ширина - 13,6, высота от плоскости земли до креста - 31,8 метра, а высота в интерьере 16 метров. В 1917 г. храм закрыли, позднее передали под общежитие, а затем под гараж. С 1958 г. в HEM размещены реставрационные мастерские.

Кроме этих двух церквей в 1688 г. на месте древней первоначальной церкви Владимирской иконы Божьей Матери у ворот монастыря боярин Прозоровский построил каменный теплый двухэтажный храм Святителя Николая чудотворца с колокольней, Во второй половине ХVIII в. в нем устроили приделы: Всех Святых (по инициативе и на средства первого московского главы Д. Д. Мещанинова) и святого Дмитрия Ростовского (на средства Прасковьи Григорьевны Кориной).

Подтверждением предположению того, что храм построен на месте старого, служило то обстоятельство, что алтарь его был устроен на северной стороне, т. е. направлен в ту сторону, откуда была принесена Владимирская икона Божьей Матери. Колокольня представляла собой красивый восьмерик со множеством колоколов, самый большой из которых весил 1745 килограммов и славился приятным звуком.

Монастырь Сретения возник на местности, через которую проходила дорога на Владимир, здесь находились отдельные постройки посада, поля и огороды. С запада, неподалеку от будущего монастырского двора, обстраивался тогда новый Рождественский женский монастырь, основанный после Куликовской битвы в 1386 г. супругой князя Андрея Серпуховского. Сретенский же монастырь представлял собой не только культовое учреждение, но и оборонительное сооружение - своеобразный форпост на близких подступах к городу.

Позднее вокруг Рождественской и Сретенской обителей к XVII в, образовались монастырские слободы. В середине XVI в. перед монастырями с северной стороны протянулись стены Белого города с городскими Сретенскими воротами, за которыми остались слободские дворы ремесленников, мелких торговцев и стрельцов, В черте Белого города с востока и юга обитель окружили дворы и огороды; Сретенской черной сотни, заселенной работным людом - печатниками, пушкарями и стремянниками. С юга в конце ХИ в. основали еще один женский монастырь - Варсонофьевский на рву. Таким образом, на левом берегу Неглинной в черте Белого города образовался своеобразный монастырский треугольник, стороны которого шли по улицам Рождественке, Сретенке и Большой Лубянке, а основание его лежало на линии стены Белого города.

Монастырь стоял на бойком месте. По Сретенке проезжали повозки с кладью из Троице-Сергиева монастыря на царский двор либо на Торги, по ней проносились коляски духовенства и бояр. Нескончаемой чередой шли в поисках счастья северяне, бродяги, паломники, мастеровые-отходники, а бывало, проскакивали и царские поезда, Так, 28 октября 1552 г., видимо после взятия Казани, Иван Грозный, проезжая мимо Сретенского монастыря, удостоил его своим посещением и щедрыми пожертвованиями.

В тяжкие дни польско-литовской интервенции многие улицы и площади Москвы стали местами кровавых боев. Особенной ожесточенностью они отличались на Большой Лубянке и Сретенке, где князь Дмитрий Пожарский устроил у своего дома укрепленный Гуляй-город. Ополченцы князя отбили атаки интервентов и, более того, загнали их за Никольские ворота Китай-города.

Случилось так, что территория у Сретенского монастыря стала местом одного из первых крупных волнений московского люда, известного под названием Соляного бунта. 1 июня 1648 г. царь Алексей Михайлович возвращался с царицей Марией из Троице-Сергиева монастыря. При въезде в Москву, как обычно, их встретила шумная толпа горожан, в этот раз из толпы вышли насколько человек и, стремительно направившись к возку государя, протянули ему челобитные. Царь челобитных не принял. Подоспевшие охранники взяли челобитчиков в плети и разогнали толпу. И тут в охранников и в царский поезд полетели камни, комья земли и палки. В сопровождении разбушевавшейся толпы царский поезд галопом влетел в Никольские ворота Кремля. Несколько активных бунтовщиков были схвачены и посажены в одну из кремлевских башен.

На следующий день, когда царь и царица направились с крестным ходом в Сретенский монастырь, к царю опять протянулись руки с челобитными. Одновременно с этим народ грозно и настойчиво требовал выдать им на расправу их притеснителей - бояр Бориса Морозова, Траханиотова и Плещеева. Поднялись "шум и мятеж". Многотысячная толпа ворвалась вслед за царем в Кремль.

На третий день начались погромы дворов вельмож. Вспыхнул пожар, который быстро загулял по крышам домов. В огне гибли люди. Стало известно, что причиной пожара был поджог по наущению Морозова. Народ потребовал выдать ему боярина. Царь был вынужден отправить Бориса Морозова во имя спасения в Кирилло-Белозерский монастырь. Тогда восставшие убили боярина Плещеева, 27 июня восстание подавили, зачинщиков бунта казнили, а остальных заточили в тюрьмы.

Причиной Соляного бунта было введение налогов на соль - с каждого пуда соли по 2 гривны. Бедняки, а их в Москве было подавляющее большинство, перестали покупать соль. Задавленный различными поборами и налогами, народ хотел обратиться с жалобами на бояр. Не обошли обитель и опустошающие пожары. В ее истории особенно памятным остался пожар 29 мая 1737 г., когда сгорели деревянные кровли всех построек и церкви Святителя Николая.

Во времена нашествия Наполеона монастырская братия успела вывезти все ценности, а некоторые из них удачно спрятала на территории обители, так что по возвращении в Москву монахи сравнительно быстро восстановили привычную жизнь монастыря.

В конце XIX в. монастырскую территорию застроили служебными и жилыми помещениями. У Святых ворот, выходящих на Большую Лубянку, поставили часовенку с большим крестом на главке. Внутри обители, налево от ворот, белел корпус настоятеля, за ним вдоль южной стены жилые доходные дома, западнее, ближе к ограде, возвышался двухэтажный каменный братский корпус, рядом, вдоль ограды северной стороны, стоял каменный каретник, а за ним - добротная конюшня. Несколько ближе к собору Владимирской Богоматери возвышались дома церковноприходской школы и гостиницы. Между собором и Святыми воротами простиралось небольшое кладбище, на восточном краю которого стояла церковь Марии Египетской. К этому времени в числе насельников обители были архимандрит, 6 иеромонахов, 4 протодиакона и 14 послушников.

В церкви Марии Египетской, как упоминалось, хранились ее мощи. На кладбище были захоронены многие представители боярских и княжеских фамилий, например, князей Прозоровских и Вадбольских, дворян Балк-Палевых, Бахметьевых, Голохвастовых, Карамышевых, Кориных, Лихаревых, Марковых, Мещеряковых, Милютиных и других. На мемориальных досках, сохранившихся на стене собора Владимирской Божьей Матери, можно прочитать, что здесь захоронены думный дворянин В.Я. Голохвастов (1678) и генерал-майор князь А. А. Прозоровский (1769). Надо полагать, что с 1771 г. захоронения на монастырском кладбище были прекращены в связи с эпидемией чумы.

Сретенский монастырь закрыли после декабря 1925 г., еще 4 декабря в нем провели обряд пострижения в рясофор Сергея Извекова - святейшего патриарха Пимена. Рано утром 1 сентября 1928 г. москвичи, читая газету "Рабочая Москва", наряду с материалом о промышленных и социально-бытовых достижениях, в начале учебного года увидели небольшую информацию Моссовета о том, что в интересах транспортного движения на улице Дзержинского принято решение разрушить ограду Сретенского монастыря, церковь Мария Египетской и другие постройки обители. Сообщение иллюстрировалось фотографией части монастыря. К этому дню церковь Марии Египетской простояла здесь почти 545 .лет, в том числе исполненная в камне - без малого 448 лет. Какую же огромную историческую ценность представляла она!

Тогда же разобрали колокольню, позднее заделали и Святые ворота, разрушили настоятельский корпус, каретник, конюшню и другие постройки. В наше время в нижнем ярусе церкви святого Николая располагается кафе "Сретенка" и жилые помещения. На месте настоятельских покоев было построено здание школы, Собор Владимирской Божьей Матери как памятник архитектуры реставрирован в 1958 - 1962 гг. По его периметру срыли метровый культурный слой, обнажив исконный цоколь из крупноформатного кирпича. Восстановили черепичное покрытие.

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2010 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz