Адрес: Большая Якиманка, 45 (м. Октябрьская)
Тел.: 937-15-00
Кварталы Замоскворечья, буквально говоря "за Москвой
рекой ", строились к югу от Кремлевского холма, на пойменных землях,
ранее занятых огородами царского двора. С XIV века тут проходила дорога
в Татарское ханство, память о чем хранит название улицы Большая Ордынка
(от "Золотая Орда").
К XIX веку тихое Замоскворечье превратилось в излюбленное
место обитания патриархального московского купечества. Их особый образ
жизни был с юмором описан писателем Александром Островским (1823-1886),
который и сам был родом из Замоскворечья.
До постройки особняка на этом месте стоял небольшой деревянный
дом, возведенный после большого московского пожара 1812 года купцом второй
гильдии николаем Лукьяновым. В 1888 году новый владелец, Николай Васильевич
Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома.
Игумнову был необходим дом отвечающий его солидному положению
в обществе: он был одним из директоров и владельцев основанной ещё в начале
XVIII века Ярославской Большой мануфактуры и нуждался в представительном
доме в Москве, промышленном и торговом сердце России.
Для разработки проекта и строительства особняка Игумнов
пригласил молодого и талантливого ярославского архитектора Николая Поздеева,
занимавшего в то время должность городского архитектора Ярославля. Особняк
на Большой Якиманке в Москве стал последней работой талантливого архитектора.
Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный
в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль
архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый
знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
- сгорел в XVIII веке.
Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры
(Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно
сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы. Купец Игумнов хотел,
чтобы дом отражал его богатство, и не жалел денег на строительство.
В 1893 году особняк был закончен. На высокой кровле особняка
давленый металл под черепицу, керамические вставки. Над "красным
крыльцом" (парадным входом) изящная двойная арка под старину. Стены
из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного
камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны.
Элементы декора архитектуры собора Василия Блаженного (храма Покрова-на-Рву),
старинных церквей Ярославля. Многоцветная мозаика редчайших изразцов,
специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова
и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.
Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные
объемы, увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные
детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.).
Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.
Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная
лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством
здания. Тем не менее сразу же за массивными дверями, ведущими в гостиную,
архитектор полностью меняет стиль и мы погружаемся в классическое убранство.
Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII
века подчеркивают французский дух этого помещения. Примыкающий к гостиной
малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована
мебелью и тканями эпохи Ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо
меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому
сводчатому потолку.
Однако московская архитектурная среда не приняла чужака.
Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Как язвительно
писал архитектор В. Стасов: "Угодно, вот вам пять аршин "греческого
классицизма", а нет - три с четвертью итальянского Ренессанса. Или
хороший ломтик романского, шесть золотников готики и целый пуд русского".
- ”Но ведь все равно красота, - не унимались москвичи. - Где еще такую
отыщешь”. - “ Нет, - парировали знатоки. - Не наша эта манера строительства.
Чужая московскому духу и глазу”. Игумнов, поддавшийся этим настроениям,
быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие
смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством.
После революции 1917 года дом использовался под различные цели - он был
медицинским центром, затем рабочим клубом. В 1938 здание было передано
в распоряжение французского правительства для французского посольства.
После завершения строительства примыкающей к зданию канцелярии в 1979
году, он стал официальной резиденцией Послов Франции.