Адрес:ул. Воздвиженка, 3/5
Проезд:"Арбатская", "Александровский сад", "Боровицкая", "Библиотека им. В.И.Ленина".
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVIII в. И. Рихтер. Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад, устремленный вверх четырехколонный портик дворца, вазы над ним. Венчает здание беседка-бельведер. Все здание кажется ажурным, легким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной чугунной оградой разбит сад. В нем - два каменных бассейна. Между ними - фонтан, редкие иноземные птицы (китайские гуси, попугаи разных пород, белые и пестрые павлины) гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках. Перед домом и садом любили постоять горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно при коронационных торжествах! Иногда в саду играли собственные крепостные музыканты. Бывали в "замке" и театральные представления.
Пашков дом, так еще называли это архитектурное чудо, был построен по заказу отставного офицера, сына денщика Петра Великого Петра Егоровича Пашкова, купившего дорогую землю вблизи Кремля, в 1784-1787 гг. Споры по поводу зодчего, построившего дворец на Ваганьковском холме, велись издавна, так как документов, подтверждающих авторство, не сохранилось. Но большинство специалистов склоняется к тому, что автором этого чуда был знаменитый русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737/1738 -- 1799), воспитанник Славяно-греко-латинской академии, университетского пансиона, член Академий художеств в Болонье и Флоренции, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.
В 1812 г. во время московского пожара дом сильно пострадал. Все интерьеры баженовского строения выгорели. Восстанавливали дом уже архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников. Большие деньги, хотя строение тогда было частным, выделила на его восстановление казна, ибо дворец был лицом Первопрестольной, ее гордостью, ее красой. Внешний вид дома после пожара изменений практически не претерпел.
П.Е. Пашков умер бездетным. Жена ненадолго пережила его. Все владения П.Е. Пашкова перешли к его двоюродному брату А.И. Пашкову, который расширял и украшал дом. С 1831 г. последней владелицей дома была внучка А.И. Пашкова, по мужу Полтавцева.
В 1839 г. Пашков дом, по высочайшему повелению, был приобретен для Университетского дворянского института, а с 1852 г. в Пашковом доме помещалась Московская 4-я гимназия, которая находилась в ведении попечителя Московского учебного округа.
Пашков дом поддерживался, реконструировался, перестраивался на протяжении всей истории пребывания в нем Московского публичного и Румянцевского музеев. Вот пример хозяйского отношения руководства Музеев к доверенному богатству и одновременно горячего, щедрого отклика жителей Москвы на призыв о помощи. Директор музеев В.А. Дашков, обеспокоенный крайне обветшалым состоянием их зданий, в 1870 г. писал министру народного просвещения, что средств, отпущенных министерством (7226 рублей 50 копеек) для исправления этого положения явно недостаточно, и что ввиду этого он "вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова". И Захаров не только помог реставрировать внешний вид Пашкова дома, но и создал кабинет при хранилище рукописей, построил помещение для канцелярии, квартиру смотрителя музеев и казарму для служителей. И все это своими материалами и мастерами. По представлению директора музеев император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль с надписью "За усердие".
Флигели Пашкова дома были построены позже самого дома. В левом флигеле в 1860-е гг., в нижнем этаже со Знаменки находилось минералогическое отделение Музеев и некоторые запасные помещения. На среднем этаже над парадной лестницей помещалась библиотека. Над минералогическим отделением и запасными помещениями располагалось отделение этнографическое.
В 1870-е-1880-е гг. на месте минералогического отделения был расположен читальный зал, в котором сначала было 80 мест, потом, после перестроек зал был расширен сначала до 120 мест, а потом до 180.
После открытия в 1915 г. нового двухсветного читального зала на 300 мест (позже зал был расширен за счет использования антресолей до 500 мест) в центральном здании Пашкова дома, на месте прежнего читального зала расположилось книгохранилище. В 1914 и 1926 гг. строятся книгохранилища. В 1914 г. пристраивается здание картинной галереи с «Ивановским залом». В 1916-1919 гг. выстраивается и оборудуется Кабинет Л.Н. Толстого (архитектор В.А. Веснин).
К 1961 г. левый флигель был реконструирован, к нему было пристроено книгохранилище, и весь флигель был отдан отделу рукописей. До этого рукописи размещались в разных помещениях центрального здания. Так, в 1923 г. отдел рукописей и старопечатных книг занимал 6 зал в главном здании Музея «по корридору направо от главного входа в Музей».
С самого основания Музеев на протяжении всей истории владения ими Пашковым домом, преданные Музеям архитекторы поддерживали состояние дома Пашкова, бережно перестраивали интерьеры. Среди первых архитекторов Румянцевского музея был архитектор Московского учебного округа академик Императорской Академии художеств (ИАХ) Н.В. Дмитриев, академик ИАХ К.К. Рахау.
Их усилиями Баженовское творение было переоборудовано под размещение коллекций Музеев.
Не будем называть всех зодчих, внесших свой вклад в дело сохранения для потомков шедевра В.И. Баженова. Тем более, что их имена и заслуги можно узнать из печати. Назовем еще только два имени. Л.В. Даль, сын знаменитого создателя «Толкового живого великого русского языка» В.И. Даля, архитектор, археолог, получивший звание академика ИАХ за блестяще выполненные реставрационные работы в Помпеях (Италия), участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя. В 1873-1875 гг. он был архитектором Московского публичного и Румянцевского музеев, неоднократно своими дарами пополнял археологическую коллекцию Музеев. Н.Л. Шевяков, известный архитектор, чьи строения сохранились до наших дней в Петербурге, Москве, Костроме, Муроме. Он был архитектором Румянцевского музея в 1908-1919 гг., построил новое полуподземное трехъярусное книгохранилище, которое с 1961 г. стало хранилищем рукописей и архивного фонда, здание картинной галереи и гравюрного отделения, читальный зал в центральном здании Пашкова дома. Позже архитекторами Государственного Румянцевского музея, Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина были Д.С. Марков (1919-1935 гг.), С.П. Лавров (1935-1939 гг.), Г.В. Мейендорф (1939-1967 гг.). В реставрации Пашкова дома в 1925-1927 гг. приняли участие архитекторы и художники А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.
Здесь, в этом "волшебном замке" располагались Московский публичный и Румянцевский музеи (1861-1921), а с 1925 г. - Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина. В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в построенный для Библиотеки в 1970-е гг. Химкинский комплекс, фонд микрофильмов – на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации – на Пятницкую улицу.
Сегодня Пашков дом – одно из зданий Российской государственной библиотеки. После его реконструкции зажгутся огни в его окнах, сюда придут читатели. Самое красивое строение Москвы после его реконструкции будет снова служить на пользу Отечеству и благое просвещение.
Источник: www.rsl.ru