МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Усадьба Кузьминки

"Кузьминки", архитектурно-художественный ансамбль русского классицизма 2-й половины XVIII – начала XIX веков, бывшая загородная усадьба князей Голицыных, с 1960 года находится в городской черте Москвы. Основана Григорием Дмитриевичем Строгановым в начале XVIII века. Наиболее раннее упоминание о поселении относится к 1623-24 годам.

В составленной в то время писцовой книге Московского уезда фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница…». В документах конца XVII века ее название встречается уже в несколько иной интерпретации – мельница Кузьминки.

Начнем с названия. Почему усадьба называется «Кузьминки»? Вы скажете, что не один раз слышали эту легенду – давным-давно на берегах реки Голедянки были построены мельницы, и они дали местности ее первое название – Мельница. Однако есть еще одна легенда. В старой Руси крестьяне очень почитали святых Косьму и Дамиана, врачевателей и покровителей скота. В честь них устраивались многолюдные праздники, которые назывались Кузьминками. На привольных луговинах речки Голедянки на такие праздники собирались крестьяне со всей округи, что и дало название местности – Кузьминки. Какая из версий достовернее – судить вам.

Не знаю, с какого входа попадали в парк вы, когда гуляли здесь раньше, а мы с вами сегодня выберем дорогу, которая ведет к главному дому. Вот этот обелиск сообщает нам о названии местности и владельце усадьбы. А здесь раньше находились триумфальные чугунные ворота, увенчанные гербом князей Голицыных.

В 1826 г на Уральских заводах Голицыных по проекту петербургского архитектора Карла Росси для Павловска были отлиты Николаевские ворота. Через 6 лет по тем же моделям отливаются ворота для Кузьминок. Присмотритесь: целых 16 массивных колонн поддерживают мощный свод. Их высота около 10 метров, а на отливку пошло 18 тысяч пудов чугуна (около 300 тонн).

Центральный пролет предназначался для конного хода, т.е. для экипажей, а два боковых пролета – поменьше – для пешего ходу.

Сейчас дороги расположены там же, где и раньше. Поэтому мы легко можем представить размер чугунных ворот, а по этому обелиску определить место, где они находились. Сами ворота не сохранились – их переплавили для нужд Отечества, но улица, идущая от бывших ворот вдоль парка, носит название Чугунные ворота.

За воротами начинается прямая широкая липовая аллея. Раньше она была оформлена чугунными тумбами с висячими цепями. Длина ее была целых 700 метров. Кроны лип подстригались в виде шаров, и называлась аллея очень торжественно – Влахернский проспект.

По обе стороны от аллеи – большой парк. Сейчас это просто заросли кустов и деревьев с пробегающими тут и там извилистыми дорожками. Однако во времена Строгановых и Голицыных правая и левая его части значительно отличались друг от друга. Слева находился Французский или Регулярный парк. А справа - пейзажный, или, как тогда говорили, Английский сад.

Французский парк. Парки такого вида впервые появились во Франции. Французы считали, что естественная природа сама по себе некрасива. Красоту ей может придать только человек, и в основе этой красоты – законы геометрии. Поэтому в таких парках прямые, как стрелы, аллеи делят всю территорию на разные геометрические фигуры: трапеции, прямоугольники, треугольники и т.д. Деревья в парке подстригались в виде зеленой скульптуры: различные животные, рыбы, птицы и даже люди геометрической же формы. Французские парки по-своему прекрасны, достаточно вспомнить знаменитый Версаль. Но русская душа не терпит сухости и прямолинейности. Наверное, поэтому и не прижились французские парки на русской земле. Так что планировка Кузьминского парка встречается довольно редко. В центре - огромная круглая поляна, а от нее как лучи во все стороны расходятся двенадцать аллей. Давайте представим, как выглядела центральная часть регулярного парка. Посреди поляны – огромная цветочная клумба, в центре которой – статуя Аполлона, покровителя искусств. Именно к этой статуе сходились все 12 просек. А каждая аллея начиналась скульптурой какой-нибудь музы из греческой мифологии и богов Меркурия, Венеры и Флоры.

Справа располагался пейзажный, или, как тогда говорили, Английский сад, - самая большая часть усадьбы. Туда мы с вами и направимся. Здесь почти нет построек, кроме комплекса Садоводства. Главного садовника всегда приглашали из-за границы – Швейцарии или Западной Германии. Специально для него был построен деревянный дом с мезонином. Он назывался Серой дачей. Сейчас здесь находится музей Паустовского. На всей территории английского парка проводились гуляния и праздники. Кстати, гулять разрешалось не только титулованным особам. Надо было лишь соблюдать установленные правила: не рвать цветов и плодов, не собирать ягод и грибов и не портить деревья – за все это нещадно штрафовали. Раньше повсюду стояли чугунные скамьи и диваны, чтобы можно было отдохнуть и полюбоваться красивым местом. Кажется, что это девственный лес, а тропинки и дорожки случайно протоптаны людьми. На самом же деле это все труд целой армии рабочих и садовников, художников и декораторов. Тщательно подбирались не только деревья и кустарники, но даже и травы. Каждый уголок должен был быть прекрасен в любое время дня и года.

По преданию, сам Петр I часто посещал село Влахернское, любил его за красоту и иногда приезжал сюда отдохнуть от своих государственных забот и трудов. Специально для него был построен дом. Великий Император гулял по этим тропинкам, заходил в маленький деревянный храм села Влахернского и молился перед святой иконою Богоматери и, говорят, даже посадил собственными руками дубок. На месте дома, где останавливался Петр I, в 1846 году поставили чугунный обелиск. До нашего времени сохранился только его остов. На памятнике сообщалось, что Император останавливался в подмосковной резиденции Строгановых. В записках Нащокина говорится: «И того ж 1722 году Государь с теми полками, с которыми изволил с Москвы идти, возвратился из Персидского походу в Астрахань, а из Астрахани изволил идти в Москву. И, в декабре в последних числах, его величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в подмосковной Строгановой, что слывет Мельница». И еще одно упоминание. Из походного журнала Петра I следует, что 14 мая 1724 года «его Императорское Величество изволил поехать к Строгановым в Мельницу, и прибыли все в Москву».

Ну, вот мы дошли до конца липовой аллеи. Дорога привела нас к главному дому усадьбы. Вот сейчас самое время о ней и поговорить. Ведь не просто так возникла вдруг усадьба среди лесных и рыбных угодьев, принадлежащих Симонову монастырю? А все дело в том, что в 1702 году Петр I пожаловал эти богатые края известным купцам Строгановым, которые еще до Петра Великого пользовались всеобщим уважением и оказали много услуг Престолу и Отечеству. Грамоты дарения до сих пор в архиве не обнаружено. И ученые эту дату определили, ссылаясь на косвенные данные архивных документов, которые вела в 1760-е годы Анна Александровна Строганова. Там две ссылки – на 1702 и на 1704 год. Для празднования 300-летия выбрали вторую дату.

Итак, Григорий Дмитриевич Строганов, последний именитый человек в роду. Родился в 1656, умер 21 ноября 1715 года. Погребен при церкви Николая чудотворца в Котельниках. Единоличный владелец всех огромных Великопермских, Зауральских, Сольвычегодских, Устюжских и Нижегородских имений Строгановых. Ему принадлежали солеваренные, литейные и железоделательные заводы на Урале и множество ремесленных мастерских. Григорий Дмитриевич Строганов имел собрание рукописных книг, прекрасный церковный хор. Построил церкви в Сольвычегодске, селе Гордеевка, Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевском монастыре. Принимал активное участие в петровских реформах и получил от Петра I восемь жалованных грамот на новые земли. Оказывал значительную помощь во время Северной войны, жалован портретом Петра I с бриллиантами.

В XVI веке Строгановы основали солеваренный промысел. В Смутное время они помогали правительству, оказывая ему щедрую денежную помощь – они пожертвовали 842 тысячи рублей, грандиозную по тем временам сумму. Тогда Строгановы получили звание «именитых людей». В конце XVII века Григорий Дмитриевич Строганов превратился в самого крупного солепромышленника. В его руках беззастенчиво находилось 60% всей соли России. Словом, такой Государь, как Император Петр Великий, не мог не обратить внимания на заслуги знаменитых купцов и удостоил их своим расположением – в 1722 году им был пожалован титул баронов.

Кстати, с фамилией Строгановых связана еще одна топонимическая легенда. Первый упоминавшийся в их родословной Спиридон, бывший сыном одного ханского князя, вопреки воле родителя принял христианство. Родитель, соответственно, разгневался и, опять-таки согласно легенде, послал на Москву многотысячную рать. В ответ Москва тоже послала немалое войско во главе со Спиридоном. Русские потерпели поражение, а Спиридон попал в плен и подвергся пытке. Его подвязали к столбу и железными когтями сдирали кожу. Тело превращалось в кровавое месиво, и человек умирал от потери крови. Эта пытка называлась строгание. Спиридон был строган, и его сын Кузьма так и прозывался – Кузьма Строганый. Уже впоследствии прозвище трансфор-мировалось в фамилию Строганов. (Основываясь на рассказе Николая Витзена, заимствованном у голландского географа Исаака Массы). Н.М. Карамзин первый высказал свое недоверие к этому рассказу; последующие историки окончательно опровергли его и теперь большинством принято, особенно на основании доказательств, привезенных графом Волеговым, что Строгановы - выходцы из Великого Новгорода, из числа богатых тамошних граждан, и что родоначальником их был Спиридон, живший во времена Димитрия Донского.

При Строгановых и началось преобразование дремучих лесов. Однако при Георгии Дмитриевиче, которому, собственно, и была пожалована местность, никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, леса оставались дремучими, а земля незаселенной. В 1715 году после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария Яковлевна и сыновья Александр, Николай и Сергей Строгановы. По-видимому, основная инициатива в обустройстве усадьбы принадлежала старшему из братьев Строгановых – Александру Григорьевичу. Современники характеризовали его как человека доброго, отличавшегося редкой благотворительностью и любившего искусства. Чтобы начать строительство вотчины, пришлось выкорчевывать вековые сосны и осушать заповедные болота. Тогда-то и появились на речке Голедянке первые искусственные пруды, впоследствии одна из главных ландшафтных достопримечательностей «Кузьминок». Построили деревянный господский дом, тоже деревянный хозяйственные постройки и деревянную же церковь.

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах.

В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское.

Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Вот эти красивые кованые чугунные ворота появились в конце XIX – начале XX века, когда Кузьминки превратились в дачное место. Видимо, для того, чтобы отгородить княжеское семейство от праздной дачной публики. При Голицыных же проезд был открытым. Через мостик, украшенный по четырем углам чугунными торшерами с грифонами можно было попасть к Главному дому. Вообще оформление парадного входа было типично для того времени: на торшерах располагаются чугунные плошки с фонарями. Фонари появились не так давно, а раньше в этих плошках в дни праздников зажигались факелы. Они освещали и въезд на Парадный двор, и сам Парадный двор, и площадь перед церковью. Напротив въезда – главный дом-дворец, по бокам которого - флигели. Сюда приезжали гости, здесь жил владелец имения. Поэтому на парадном дворе никогда не высаживались деревья, а только цветы и низкий кустарник – все здания должны были хорошо просматриваться.

Как же Кузьминки перешли во владение Голицыных? В 1757 дочь Александра Анна Александровна Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына. В числе ее огромного приданого были и наши Кузьминки, и Уральские заводы. Дело в том, что в Кузьминках было огромное количество самых разнообразных чугунных изделий: начиная от въездных ворот, памятников, оград и фонарей и заканчивая ажурными скамьями и диванами в парке. И весь этот чугун изготавливался на собственных заводах князей Голицыных. Кузьминки даже называли своеобразным музеем чугунного литья под открытым небом. Получив усадьбу Кузьминки, Михаила Михайлович Голицын в конце XVIII века ее перестраивает. В это время здесь работают архитекторы Баженов, Казаков, Еготов, Жеребцов.

Во время Отечественной войны 1812 года Кузьминки были разграблены и разрушены французской армией и переживали нелегкие времена. Восстановлением усадьбы занимается уже младший сын князя Михаила - Сергей Михайлович Голицын, с чьим именем связывают наивысший рассвет усадьбы. Именно при нем роскошный парк становится излюбленным местом отдыха москвичей. Сергей Михайлович Голицын был очень знаменитым человеком в первой половине XIX века, и особенно прославился на ниве благотворительности. Дело в том. Что он был в семье десятым ребенком, младшим из мальчиков. Когда в 1821 году его брат умер, Сергей Михайлович стал владельцем огромного состояния двух родов – Строгановых и Голицыных. Князь Голицын был председателем Московского опекунского совета и в течении 50 лет оставался его почетным опекуном. Сергей Михайлович не только возглавлял многие благотворительные учреждения, но и вкладывал в них свои деньги. Кроме того, князь был директором двух больниц, что тоже требовало немалых вложений. Понимая благотворительность как бескорыстную помощь, Сергей Михайлович много денег раздавал сирым, больным и убогим. И за эту деятельность князь Голицын получил все имеющиеся гражданские ордена. Вплоть до ордена Андрея Первозванного. Однако в личной жизни Сергею Михайловичу не очень повезло: со своей супругой Евдокией Ивановной они жили, как тогда говорили, «в разъезде»: она в Петербурге, он в Москве. Салон княгини Голицыной пользовался большой популярностью: здесь собирался весь цвет петербургского общества. Свои приемы княгиня устраивала практически ночью, заканчивались они обычно в 3-4 утра. Юный Пушкин был частым гостем салона княгини. Его привлекала и сама хозяйка, и её незаурядный ум, и общество, которое собиралось здесь. А Сергей Михайлович жил в Москве, слыл «московским старожилом», дружил с московским генерал-губернатором, был попечителем Московского воспитательного дома и Московского университета.

Итак, главный дом. Главный дом перестраивался и достраивался не один раз, поэтому это здание совсем не похоже на старый барский дом. Остались лишь чугунные львы у входа во дворец, а над окнами – барельефы на мифологические темы. Главный дом соединялся колоннадой, а некоторое время и сплошной галереей с боковыми флигелями, тоже деревянными. Они были украшены колонными портиками со львами у входа и прекрасной лепниной по верху фасада. Боковые флигеля были настолько красивы, что их называли Классическими павильонами. В центре двора была зеленая лужайка или цветник, а возможно, и фонтан. Главный дом был построен в конце XVIII века архитектором Еготовым. После пожара в 1916 - 1930 гг. построен заново архитектором Тороповым. Выходит на парадный двор и соединен галереями со строго симметричными одноэтажными деревянными флигелями с 6-колонными портиками, построенными в 1814-1815гг архитектором И.Д. Жилярди. Западный флигель восстановлен в кирпиче в 1952-1953 гг.

Рядом с левым флигелем, чуть вглубь от ограды, мы видим Египетский павильон, или Кухонный флигель. Здесь, недалеко от барского дома, находилась кухня. Чтобы не портить впечатление, здание выполнили в том же стиле. Когда-то от кухни к дому вела крытая галерея – чтобы пища не остывала, пока ее несли в дом. А внизу были обширные подвалы, в которых хранились вина и продукты. Почему же Кухонный флигель называли Египетским павильоном? Присмотритесь повнимательнее: чуть скошенные стены и окно в виде трапеции в мезонине напоминают египетские постройки, в частности, пирамиды. Колонны на входе завершаются лепестками лотоса. А лепнина сделана в виде крылатого солнца и головок сфинкса. Во всем остальном это обычное здание.

Парадный двор от остальной части усадьбы отделяется кирпичной стеной и рвом, который раньше был наполнен водой. На чугунной ограде лежат мордой во двор чугунные «египетские» львы, которые как бы охраняют парадный двор со всех сторон. Эти фигуры были выполнены по проекту скульптора Кампиони. Сантино Кампиони, родился 1774 году – сын и ученик скульптора Пьетро Кампиони. Учился у итальянского скульптора-мраморщика Боло. С 1795 года жил и работал в Москве. Исполнял преимущественно орнаментальные работы, оформлял дворец Павла I в Гатчине, фасад и интерьеры Большого Кремлевского дворца. В Кузьминках Кампиони созданы скульптуры львов и двуглавого орла для обелиска в честь Петра I, выполнялась отделка Господского дома.

Слева от Парадного двора находится хозяйственная часть усадьбы – так называемая «Слободка». Там находится Скотный двор, или, по-другому, Молочная ферма. А пойдем мы туда по Тополевой аллее. В старинных усадьбах аллеи из деревьев одной породы не редкость. Чаще всего это липа, которую любили за ее аромат во время цветения, за то, что хорошо держит форму кроны при стрижке. Впрочем встречались и березовые аллеи, а так же сосновые, кедровые. А вот тополь при формировании аллей использовался крайне редко и причин тут несколько. Тополь растет быстро и раскидисто. Поэтому требует постоянного ухода. Считалось так же, что тополь отбирает у человека энергию. А еще от тополиного пуха, как и мы, страдали и наши предки. Однако, несмотря ни на что, по какой-то удивительной прихоти была посажена огромная Тополевая аллея. Справа в начале аллеи находится большое двухэтажное здание с треугольным фронтоном в центре. Первоначально это были два одинаковых здания, а проезд между ними вел на Красный двор. Там располагались конюшня, здания погребов и другие дома разных разностей. Некоторые из них сохранились, часть была перестроена. Этого забора и калитки раньше не было. Аллея имела естественное продолжение.

По левой стороне находятся три очень похожих между собой двухэтажных здания. Первый дом, ближайший к церкви, – дом причта. На втором этаже находились две квартиры – священника и дьячка, на нижнем – богадельня для престарелых и больных слуг. Во время восстановления Влахернской церкви в большом зале дома проводились богослужения. В настоящее время, как и церковь с ризницей, дом Причта переданы Московской Патриархии. И в нём находится воскресная школа. Следующее здание – служительский флигель, который был рассчитан на 14 семей дворовых. Первоначально он имел балконы на втором этаже с восточной и западной сторон. Кирпичная стена между зданиями огораживала хоздвор. Так как эта ограда выходит на Тополевую аллею, по которой прогуливались члены княжеской семьи и многочисленные гости, стена тоже исполнена в особом стиле.

Слободка возникла в 1770-1780-х годах, когда в Кузьминках работал Жеребцов. Позднее этот комплекс зданий дважды перестраивали Д.И. и А.О. Жилярди.

Доменико, или Дементий Иванович Жилярди, архитектор, видный мастер ампира, один из создателей нового облика Москвы после пожара 1812 г. Родился в Швейцарии 15 июня 1785 года в семье архитектора Джованни Батиста Жилярди, который в 1787 году начал работать в России. Доменико, впервые приехавший в Россию вместе с матерью в 1796 году, впоследствии жил преимущественно в Москве. Учился у своего отца, а также у Скотти и других живописцев в Петербурге, посещал миланскую Академию художеств, затем самостоятельно изучал искусство и архитектуру Рима, Флоренции и Венеции. Вернувшись в Россию, был определен в помощники отцу, состоявшему в должности архитектора воспитательного дома. Ненадолго выехав в Казань во время нашествия Наполеона, по возвращении занимался восстановлением древней столицы. Работал в экспедиции кремлевских строений, а в 1818 году занял место отца, уволившегося по старости. Жилярди много строил в городе и его окрестностях, но это были отдельные постройки, и только в Кузьминках он создает нечто большее – архитектурный ансамбль. Многие здания усадьбы Жилярди не перестраивает, а только восстанавливает. Но и они, и вновь созданные, и парк, и парковые сооружения создаются в едином ключе. В усадьбе, кроме Доменико, работает и его отец, дядя и двоюродный брат. После смерти старого князя в 1859 году никакие работы в усадьбе не ведутся.

На другой стороне Тополевой аллеи – Верхний сад. Верхний, потому что находится на берегу Верхнего пруда. Это небольшой, но очень интересный кусок парка. Здесь росли самые разнообразные кустарники: сирень, жасмин, жимолость, шиповник, акация, барбарис. Между ними на большом расстоянии друг от друга были посажены крупные деревья – солитеры. Некоторые из них сохранились до наших дней. Основная часть растений, которыми зарос Верхний сад, выросла самосадом, когда за парком уже перестали следить.

Это деревянное одноэтажное здание с мезонином с правой стороны аллеи – больница. Она сохранилась такой, какой ее построили в конце XVIII века. Работала больница только в летние месяцы, когда князь со своей дворней жил в усадьбе и обслуживала не только княжеский двор, но и окрестные селения. Советы врача, как тогда говорили, и отпуск лекарств были для всех бесплатными. Как писали «Московские ведомости», больница славилась чистотой, удобством расположения помещений, наличием необходимых склянок, так что любая земская больница могла ей позавидовать.

С Влахернской лечебницей связано имя известного художника В. Г. Перова. Дело в том, что он болел чахоткой, и когда болезнь дошла до такой стадии, что врачи ничем не могли ему помочь, Василий Григорьевич попросил перевезти его в Кузьминки. В 1882 году он прожил чуть больше двух недель в здании лечебницы благодаря дружбе своего младшего брата с тогдашним местным земским врачом Константином Толстым. 12 мая Перовы переехали в Кузьминки, разместившись на втором этаже больничного здания в квартире Толстого. Однако в Кузьминской больнице художнику не стало лучше, и 29 мая Василий Григорьевич Перов скончался.

В самом конце Тополевой аллеи на берегу Верхнего пруда стоит Скотный двор, или Молочная ферма. В одноэтажных помещениях располагались молочное, телятное отделения, комнаты для хранения посуды и прочих необходимых вещей. Было даже небольшое отделение со специально обученными коровами, где дамы, «ежели» им этого хотелось, могли сами подоить коров. Все постройки Скотного двора выполнены Александром Жилярди и относятся к 1840-м годам. Между флигелями отдельно стоит более высокое двухэтажное здание. Это барский дом. Он был соединен с флигелями изящной чугунной оградой. На ней по обеим сторонам центрального павильона стояли чугунные скульптуры быков, отлитых по моделям Клодта на голицынских Уральских заводах. В 1889 году к Скотному двору было перенесено публичное гуляние, которое до этого устраивалось около церкви. Это обстоятельство вызвало прилив вдохновения у журналиста популярной газеты «Московский листок», посетившего Кузьминки 22 июня того же года. Осмотрев новое место гуляния, он написал следующее четверостишие:

«За что невзгода нам такая?
Не раз мне думалось о том,
Ведь в строгом смысле понимая,
Гулять должны мы со скотом».

Вскоре Скотный двор был упразднен. Тогдашний владелец Кузьминок С.М. Голицын передал в 1889 году освободившиеся здания Московскому уездному земству для расширения Влахернской лечебницы, которой давно уже было тесно в доме по Тополевой аллее. Рядом с Молочной фермой – огромная яма с ровными берегами явно искусственного происхождения. Это пруд «Карасик». Дренажная система пруда нарушена, поэтому сейчас в нем воды нет. Пруд имел чисто утилитарное значение. Сюда, а не в Верхний пруд, спускали грязную воду от Молочной фермы. От пруда «Карасик» рукой подать до Верхнего пруда. Верхний пруд - самый большой, протяженность его была более километра. Это главный пруд в имении, на его берегах расположено большинство усадебных построек. Отражаясь в его тихой воде, они только подчеркивали дивную красоту этого места. Чтобы от Молочной фермы попасть на противоположный берег пруда, нужно было пройти по так называемому наплавному мостику. От одного берега до другого плотно, бортами друг к другу, ставились лодки. На них клали настил. Вот такой «живой» мост собирали каждую весну и разбирали осенью.

На всех прудах было много водоплавающей птицы. На больших прудах часто устраивались островки, их конфигурация, размер, местоположение тщательно продумывались. Они придавали большую живописность пруду и окружающей местности. Вот и сейчас мы остановились около такого островка. Длинной узкой полосой он тянется вдоль берега, следуя за его поворотами и изгибами. На островок вели каменные арочные мостики с чугунными перилами. На самом островке в 1847 году по проекту архитектора Л.Д. Быковского был поставлен памятник императору Николаю I. Очень любил этого императора Сергей Михайлович, очень горевал о его кончине, поэтому и поставили ему здесь памятник. Это была последняя постройка старого князя.

Дальше по ходу движения мы подходим к Померанцевой оранжерее. В старых усадьбах в прошлом очень широко было распространено разнообразное собирательство, коллекционирование. Собирали кому что нравилось: картины, старинную одежду, курительные трубки, оружие, монеты, всякие диковинные предметы. Эти коллекции были гордостью хозяина, их показывали гостям. Очень популярным было коллекционирование диковинных растений. А так как эти растения, как правило, привозились с юга, то для их содержания строились специальные помещения – оранжереи. Само слово «оранжерея» происходит от французского «оранж» - апельсин. И действительно, гордостью подобных коллекций обязательно были цитрусовые: мандарины, апельсины, лимоны, померанцы. Первая оранжерея на этом месте упоминается еще в 1760 году уже как «старая». В 1761 году она была снесена и заменена новой. Ее проекты выполняли как И.П. Жеребцов, так и княжеский садовник Иоганн Шнейдер. Новая оранжерея, деревянная на каменном фундаменте, в свою очередь в 1805 г была заменена кирпичной. Через 10 лет на этом месте была выстроена новая оранжерея. В очередной раз Померанцевая оранжерея была перестроена в 1919 году для института экспериментальной ветеринарии. Как видите, здание померанцевой оранжереи состоит из трех частей, центральной и двух боковых. Наверху центрального здания балкон - смотровая площадка. Давайте туда поднимемся. В центральной части, самой высокой, росли самые крупные деревья. Этот зал расписан рисунками на египетские темы, и поэтому называется Египетским. Кстати, роспись эта практически единственная, которая в Кузьминках сохранилась до нашего времени. Как правило, оранжереи было строго ориентированны на юг. Чтобы растения получали как можно больше солнечного тепла и света, на южной стороне были либо большие окна, либо вообще вся стена была стеклянной. Такие же огромные окна, как в центре здания, были и на боковых крыльях. Но в конце XIX века здание перестраивается под жильё для Института благородных девиц, и крылья делаются двухэтажными. В те далекие времена деревьев, окружающих нас, не было: они затеняют здание и мешают проникновению солнечных лучей. Вот здесь и был балкон, который являлся смотровой площадкой. У человека, попавшего сюда впервые, создавалось впечатление, что он находится на полуострове: с трех сторон видна вода пруда. С балкона, сверху, хорошо просматривались и верховья пруда, и пруд вниз по течению, и противоположный берег.

Если от Померанцевой оранжереи идти в сторону плотины, то попадаешь к развалинам «Львиной», или «Круглой пристани». Зачем же на берегу пруда, где много мостиков, пристань? Дело в том, что во время праздников, а они отмечались с грандиозным размахом, пруды играли важную роль. В гребных и парусных лодках катались гости, ездили песенники и оркестранты, услаждая своим искусством гостей. Как видите, берега нашего пруда невысоки. Если же учесть, что уровень воды был выше, то ясно, что лодка могла пристать в любом месте берега пруда. К тому же для удобства к воде спускались лестницы-сходы. Поэтому на прудах часто устраивались красивые пристани, а не просто деревянный помост, чтобы дамы не замочили юбки. Пристани имели не только утилитарное назначение, но и являлись украшением того места, где они находились, и, в первую очередь, самого пруда. Верхняя площадка Львиной пристани была круглой, отсюда и ее первое название – «Круглая пристань». Она была огорожена красивой чугунной оградой и являлась еще одной обзорной площадкой. От нее вниз к воде с двух сторон спускались две лестницы, украшенные двумя парами лежащих львов. Отсюда и второе название пристани – «Львиная». На противоположном берегу тоже была пристань, менее роскошная, но тоже с круглой обзорной площадкой и лестницей, спускающейся к воде. И между этими пристанями ходил паром, перевозя гостей с одного берега на другой.

В просвете между деревьями желтеют стены. Это здание, которое построено на месте сгоревшего дворца. Мы подошли к нему с противоположной стороны. Сейчас эти деревья полностью закрывают дом. А раньше он был хорошо виден: портик с колоннами, лепные барельефы над окнами, вазы и чугунные торшеры по сторонам лестницы. От дома к пристани спускался огромный цветник. Надо отметить, что строя дворцы, их создатели учитывали не только то, как смотрится здание в данном месте, но и то, что видно из окон. Давайте зайдем в дом. Поэтому всегда, когда вы будете в старинных усадьбах, подходите к окнам, и перед вами откроется еще одна сторона творчества мастеров прошлого. Итак, что же мы видим из парковых окон нашего дворца. Огромная лужайка-цветник. Львиная пристань, пристань на противоположном берегу, за которой поднимается широкая просека, окаймленная с обеих сторон зеленой стеной леса. На вершине холма стояла столбовая беседка или Пропилеи, украшенная со стороны пруда скульптурами кентавров.

Пропилеи в переводе с греческого означают «монументальный вход», и через эту беседку действительно можно было пройти в усадьбу со стороны Заречья. И, наконец, Пропилеи играли важную роль в оформлении окружающего пейзажа и имели планировочное значение. Если мы проведем основную ось усадьбы от Чугунных ворот, то она пройдет по въездной Липовой аллее через мост с грифонами, центр Парадного двора, вестибюль, цветник, Львиную пристань и пристань на том берегу и закончится Пропилеями.

Мы с вами уже говорили, что усадьба была предназначена для праздников, которых здесь бывало великое множество. Какими же они были, эти праздники? Праздник в имении – всегда событие. К нему долго готовились хозяева и гости. Праздники были частью жизни общества того времени. Посещение их, особенно к знатным господам, было престижно. Здесь поддерживали и заводили новые знакомства, присматривали женихов и невест своим детям. Приезжали не только с детьми, но и с ближайшими слугами, камеристками, кормилицами и моськами. Продолжались праздники иногда по несколько дней и включали в себя множество развлечений. Днем это были разнообразные игры на воздухе, в саду и в доме, пешие прогулки по парку и окрестностях, поездки верхом на лошадях или в экипажах, катание на лодках и т.д. Вечера превращались в балы, концерты. Заканчивался зачастую праздник «огненной потехой» - фейерверками. И уж совсем роскошными были праздники, когда приезжали сюда члены императорской фамилии. А бывали они здесь не раз. Так, в конце XVIII века Кузьминки посетила Екатерина II. В 1837 г. здесь был, будучи еще цесаревичем, будущий император Александр II. Он путешествовал по России в сопровождении своего наставника поэта Жуковского и пробыл в Кузьминках около месяца. Неоднократно бывала в усадьбе его бабушка – императрица Мария Федоровна. Она очень любила Кузьминки и в 1826 г. заказала петербургскому художнику Рауху сделать рисунки с видами усадьбы. Вскоре в Париже вышли два альбома гравюр Кузьминок, сделанных по рисункам художника. Позже эти книги были переизданы в России. По ним мы с вами и можем судить, какими были Кузьминки в пору их рассвета.

Если пройти еще немного вдоль пруда, и на противоположной стороне увидим группу зданий. Это Конный двор. Место Конного двора было определено еще при Строгановых. Жилярди, восстанавливая усадьбу, не стал переносить его в другое место, хотя оно в итоге оказалось не совсем удачным. Деревьев этих не было, они выросли позже, и в окнах одного из барских домов была видна «чудная» картина: конюшня, пыль столбом, слышны крики конюхов, ржанье лошадей и т.д. А мы ведь только что говорили о том, что всегда учитывалось, какие виды открываются из окон. Тем более что при Строгановых конный двор представлял собой в плане букву «П», развернутую в сторону пруда и барского дома, т.е. на виду была вся так называемая «кухня». Жилярди, перестраивая усадьбу, отделил всю эту «красоту» от посторонних взоров: он соединил оба боковых флигеля глухой кирпичной стеной с арочным рисунком (помните, точно такой же рисунок ограды на Слободке?) и в центре ограды ставит Музыкальный павильон. Это одно из лучших творений Жилярди, одна из лучших построек русского ампира. Во время праздников здесь размещался крепостной оркестр. Здание музыкального павильона деревянное – чтобы лучше звучала музыка. Здесь очень мало украшений – скульптура Аполлона с музами над колоннадой в нише да небольшая лепнина с изображениями музыкальных атрибутов в верхних углах. От Музыкального павильона спускалась широкая лестница, по сторонам которой сначала стояли гипсовые кентавры. Позже вместо них поставили чугунные скульптуры коней с вожатыми, отлитыми на Уральских заводах Голицыных по моделям Клодта. Это копии скульптур, установленных на Аничковом мосту в Петербурге. Место для Музыкального павильона выбрано удачно. Он стоит на некотором возвышении над прудом и напротив барского флигеля, где через открытые окна была слышна музыка. Как правило, оркестр играл вечером, когда над прудом поднимался легкий туман – хороший проводник звука. Поэтому музыка, которую играли в павильоне, была слышна и через открытые окна барского дома, и далеко в глубине парка.

На противоположном берегу почти на самом краю откоса стоит Классический павильон. И под ним мы видим два грота. Один из них называется Трехарочный, т.к. имеет три арки-входа. Другой – Большой, или Одноарочный. Само понятие и слово Грот пришли к нам из далекой Италии и означают «подводная пещера». Там, на скалистых и изрезанных берегах Адриатики, действительно много подводных пещер. У нас их нет – откуда бы им взяться? И поэтому гротами называют искусственные земляные пещеры, вырытые в крутых склонах рек и оврагов. Внутри их выкладывали «диким» камнем или утрамбовывали землю. Это своеобразные парковые павильоны. Здесь температура воздуха всегда на несколько градусов меньше, чем в окружающем воздухе – хорошее укрытие от летней жары и зноя. Как же появились гроты в Кузьминках? Ведь здесь нет крутых перепадов поверхностей - местность ровная. Но когда строили парадный двор и выравнивали под него площадку, образовывался откос на берегу пруда. В нем-то и сделали гроты. Кстати, не только для красоты. Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Крепостного театра своего здесь не было. Но любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Тогда и превращался Большой грот в театр. И еще любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука.

Если от гротов пройти немного вперед и посмотреть вправо, мы увидим ограду Парадного двора, мост через ров и торшеры с грифонами на нем. Мы обошли усадьбу кругом. Когда-то канал доходил до зеркала пруда, был наполнен водой, а здесь был перекинут арочный каменный мостик с чугунными перилами. А слева от нас находится плотина Верхнего пруда. Когда-то в давние времена здесь тоже была плотина, на которой стояла мельница, принадлежавшая, по преданию, мельнику Кузьме. А в XIX веке мельница была уже каменная. В 1840 годах архитектор М.Д. Быковский переделывает верхнюю часть мельницы под жилое помещение. Это и есть Домик на плотине, просуществовавший до лета 2000 года.

Михаил Доримедонтович Быковский происходил из ремесленно-мещанской семьи. Учился у Доменико Жилярди, потом стал его помощником. В 1817-1823 годах принимает участие в строительстве усадьбы Голицыных в Кузьминках и Гребневе, Орловых в Отраде и других. С 1830 года академик архитектуры, преподаватель Московского Дворцового Архитектурного Училища. Стал одним из наиболее авторитетных теоретиков и практиков нового направления – эклектики.

Мост через водослив, на котором мы стоим, когда-то был украшен скульптурой. Полусидящие - полулежащие человеческие фигуры изображали четыре времени года. Потом их заменили чугунными фонарями. К сожалению, ни скульптуры, ни фонари до нашего времени не сохранились. За плотиной Верхнего пруда начинается Нижний пруд, по обеим сторонам которого раскинулся Английский сад, целиком отданный для отдыха и прогулок. Отсюда с моста открывается очень красивый вид на остров нижнего пруда.

Когда-то с «материка» на остров был перекинут ажурный воздушный чугунный мост на металлических лентах – «трясучка». Недалеко от него стоял Ванный домик или мыльня. Небольшое здание у воды имело чисто утилитарное назначение. Но оно было расположено там, где постоянно гулял народ. Поэтому внешне ему придан вид паркового павильона: замковые камни в виде львиных масок, большие окна, вход оформлен в виде лоджии с двумя колоннами. Внутри Ванный домик имел несколько комнат, где кроме собственно бани был небольшой кабинет, гостиная, небольшая библиотека. Ванный домик частично сгорел в 1994 и почти полностью в мае 1995 года.

На противоположном, левом, берегу нижнего пруда, среди бурьяна и зарослей кустарника можно разглядеть развалины красного кирпичного здания с белокаменными деталями. При Строгановых здесь был птичник, где содержали декоративных птиц: павлинов, цесарок, лебедей и др. Жилярди переделал это здание в кузницу, благо находится оно недалеко от конного двора. Птичий двор в Кузьминках документально известен, по крайней мере, с 1765 года. На нем содержали египетских голубей, павлинов и редких птиц. Тогда птичий двор уже находился на этом месте, но был деревянным. Его полностью заменило ныне существующее «каменное» здание, сооруженное в 1805-1806 гг. и выполненное по проекту И.В. Еготова. Во время войны 1812 года все экзотические птицы, находившиеся на птичьем дворе, погибли. После этого Птичий двор прекратил свое существование.

В Верхнем пруду, у самой плотины, берет начало канал, который питает Щучий пруд. Именно вдоль и около этого канала растут наиболее старые деревья парка. Канал заполнен водой, но течение в нем очень слабое. Поэтому летом канал «цветет». Но, тем не менее, огромные старые деревья – дубы и лиственницы – в сочетании с тихой гладью воды придают своеобразную красоту этому уголку парка. На Щучьем пруду почти у самого берега находится небольшой круглый островок. Когда-то на него с обоих берегов канала также вели каменные арочные мостики с невысокими каменными парапетами. На островке стояла Берёзовая, или Китайская беседка. Снаружи она была покрыта берестой, почему и называлась березовой. Крыша ее немного напоминала китайскую пагоду, что дало второе название беседки. Возле беседки стояли чугунные скамьи с ажурными спинками, а у входа – скульптура. К сожалению, к настоящему времени практически ничего из старинных построек и скульптур не сохранилось. Чувствуется только очарование старинной усадьбы, закат которой начался еще в конце XIX века.

В 1890-х годах все постройки, кроме главного дома, сдаются под дачи. Строятся дачи и в парке. Таким образом, имение постепенно превращается в доходное и популярное дачное место. С началом XX века для Кузьминок наступили долгие годы страданий. В первую мировую войну сгорел главный дом, где тогда располагался офицерский госпиталь. Окончательный разгром усадьбы начался сразу же после 1917 года, когда исковеркали памятники Николаю I и Марии Федоровне. Историк искусства А.Н Греч писал: «Разнузданными посетителями были поломаны решетки на мостах, выворочены камни пристани – верно, ради только желания увидеть, как они падают в воду… из-под обсыпавшейся штукатурки показался бревенчатый остов павильона Конного двора. Погибли цветы и растения в оранжереях. А позднее, когда усилиями энтузиастов старого искусства были все же починены и пристань и конный двор, новые хозяева Кузьминок продали на слом и сплав чугунные скамейки, садовые осветительные приборы, решетки, даже врытые в землю тумбы с цепями, выделявшие между рядами подстриженных лип проспект парадной въездной аллеи…» После революции сюда была переведена Ветеринарная лаборатория, преобразованная в институт экспериментальной ветеринарии, который до сих пор занимает основные постройки усадьбы.

Вот мы с вами и познакомились с основной частью усадьбы Кузьминки с ее постройками. По парку вы уже погуляете сами, без нас. Гуляя, не торопитесь, чаще оглядывайтесь по сторонам, ведь в Кузьминках очень мало прямых аллей и дорожек, а каждый поворот открывает перед вами новые виды и новые пейзажи. Былое великолепие подмосковной усадьбы Голицыных впечатляет. Но сегодня очень сложно разглядеть его среди руин после десятка лет запустения и разрушений. И все-таки в последнее время благодаря пристальному вниманию властей ситуация начинает меняться. Реконструирована церковь Влахернской иконы Божьей Матери, очищен Щучий пруд и начаты берегоукрепительные работы. Продолжается реставрация Конного двора с Музыкальным павильоном и воссоздание первозданного облика Слободки.

Марина Титова

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz