МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Адрес:Тверской бульвар 18 стр. 1
Проезд: м.Пушкинская, Чеховская, Тверская

Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.». Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин.

Петр Смирнов

Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» (источник), был членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля. Смирнов купил особняк на Тверском бульваре в 1900 году (по легенде) для своей любовницы. В 1906 году он сдал дом под клуб московского дворянского собрания: здесь работал ресторан, проходили концерты, велись азартные игры. В 1912 году вдова Смирнова хотела, но так и не открыла здесь синематограф. После того как Евгения Смирнова продала этот дом и до самой революции здесь располагалось Московское судебное управление. В советское время народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили с Романском зале. В настоящее время владельцем особняка является фирма «Мелодия». Он попал к ней вот при каких обстоятельствах. Правительство города перед визитом в Москву английской королевы в 1994 году собиралось вернуть англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Для компании грамзаписи срочно подыскивали новое помещение, как они просили, с двумя залами рядом… и «нашли» этот особняк на Тверском бульваре. Сейчас в правом крыле здания находится московское отделение пенсионного фонда РФ. В помещениях пенсионного фонда неоклассические интерьеры (не уникальные, в отличие от той части дома, по которой пройдет наше экскурсия).

Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» лучшим российским зодчим того времени Федором Осиповичем Шехтелем одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке (сейчас Дом приемов МИДа). Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. На примере этого дома можно проследить всю эволюцию творчества мастера. Шехтель перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1906 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда «модерн» уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.

В доме 4 этажа, а не два, как кажется на первый взгляд. Первый этаж из-за повышения культурного слоя Тверского бульвара на 70 см стал подвалом, а четвертый этаж – мансарда, так искусно надстроенная, что на фасаде она не видна и не ухудшила вид дома с бульвара. Этого исчисления мы и будем придерживаться. На первом этаже находятся хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. Каждый зал решен в определенном историческом стиле. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. Мансарда надстроена в 90х годах 20 века.

История особняка типично московская, он как городская усадьба многократно перестраивался, обрастал пристройками, флигелями и в начале 20 века был под одним фасадом собран в единый ансамбль. Архитектор не уничтожал то, что было в доме до него, а старался переосмыслить это. Шехтель удалил ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Ограды можно увидеть на старом плане дома (см. «Фасад дома 1834 г.»). Предложенная Шехтелем планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, оказываешься на разных уровнях. В доме три лестницы, две из них парадные.

Северный парадный вестибюль и лестница
(время отделки конец 18 – начало 19 в., 1901 г.)
Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в 18 веке. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет
(время отделки 1901 г.)
Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлиные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда.

Камин – доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса оформлен, многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей – камень песчаник. Все здесь гармонично. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизоваными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.

В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом.

Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Потолок этой комнаты - один из лучших примеров новаторского освещения, которое использовал Шехтель в своих интерьерах. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гиппокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этого комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали. Именно в этой гостиной на фасаде здания находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию. Но с каким успехом! Именно балкон при ассиметричном фасаде дома уравновешивает его крылья и создает ощущение цельности и гармонии.

Гостиная в греческом стиле
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

Фриз тянется горизонтально по периметру комнаты под потолком. Он решен в неоклассическом стиле, в отличие от древнегреческих аналогов фигуры плоские, только слегка выступают над поверхностью стены. Мотив фриза - состязание на колесницах.

Справа напротив дверей в Египетский зал видна ниша. Это закрытый вход на главную «западную» парадную (неоклассическую) лестницу. На стенах «западной» лестницы сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки. Лестница эта сделана из белоснежного итальянского мрамора. Она очень красива, но в ней нет ничего неординарного, в отличие от остальной части дома, которую мы сейчас осматриваем.

Египетский зал
(время отделки 1901 г.)

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Особняк Петра Смирнова

Его назначение танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Две стилизованые египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой.

По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть – крылатый солнечный диск со змеями - Атон. Плафон выполнен в виде символического изображения Ра - бога солнца Древнего Египта. При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.

Внутренний коридор Двери из Египетского зала ведут во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно попасть на «черную лестницу» и вернуться на «северную парадную лестницу».

Внутренний двор
Смирнов владел не только этим особняком, но и всем домовладением, которое включало не только особняк по красной линии Тверского бульвара, но и несколько строений во дворе. Они использовались как доходный дом. Зимний сад особняка остался в той части здания, где размещается Пенсионный фонд, поэтому реставрация его не коснулась .

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz