МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКВЫ

Высокопетровский монастырь

Адрес: ул. Петровка, 28/2
Проезд: м. Пушкинская, Чеховская, Тверская

Высокопетровский монастырь

Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 г., когда будущий его настоятель архимандрит Иоанн сопровождал посланца Русской православной церкви Митяя (Михаила) в Константинополь для положения сана митрополита.

Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. А было это видение около Высоцкой слободы, принадлежавшей легендарному боярину Кучке. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег - митрополит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, он уйдет из жизни раньше князя.

Считают, что в память о видении Иван Данилович повелел поставить на этом месте церковь Боголюбской Божьей Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Она и стала основой для создания монастыря, Правда, есть указание, что его основал внук Калиты - Дмитрий Донской по возвращении с Куликова поля.

Однако есть и другая версия, согласно которой монастырь основан еще при жизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогда на месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для ее насельников. Известно также что Петр скончался в 1326 г,, отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в 1326 г., вскоре после того, как князю Ивану Даниловичу представилось видение. Видимо, у князя и у митрополита были основания не откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калита велел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а не Боголюбской Богоматери. Отсюда и наименование Петропавловской обители. Это предположение подтверждается тем, что через 14 лет умер и сам князь московский Иван Данилович. Если следовать информации, что строительство церкви, заложенной им, закончено в 1379 г., т. е. через 53 года, то, следовательно, и создание монастыря должно было растянуться на эти годы. В то же время по архивным материалам монастырь уже упоминается с 1377 г., т. е. за два года до завершения строительства церкви Боголюбской Божьей Матери. Сопоставляя эти даты убеждаемся в обосновании предположения о создании монастыря в 1326 г., тем более что на строительство деревянной церкви требовалось всего несколько дней, а не полвека.

В этой связи становится правомерным предположение, что церковь Боголюбской Божьей Матери построил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович в 1379г., незадолго до выхода его на Куликово поле, как гаранта победы, а не по его возвращении.

Новый монастырь расположили в Занеглименье вблизи больших дорог - Тверской и Дмитровской.

При Борисе Годунове, когда завершили строительство стен Белого города, монастырь оказался в черте города, южнее Петровских ворот, от которых мимо монастыря шла дорога - прародительница улицы Петровки.

В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был сильно разорен и долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 г. по велению князя московского Василия Ивановича в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили и, как указывает Амвросий в "Истории российской иерархии", назвали Петровским на Высоком в честь митрополита московского Петра. После смерти митрополит был причислен к лику святых, а мощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однако через девять лет после переименования обители эту маленькую церквушку разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517), но уже с пресолом святого Петра Митрополита.

Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г., по всей вероятности с согласия митрополипа Филарета, севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, надо полагать, в честь возведения его сына Михаила Федоровича на царский трон.

Без малого еще через полсотни лет в этой церкви захоронили братьев царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной Ивана и Афанасия, убитых стрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 г. Оплакивая братьев, царица решила построить над их могилами большой каменный собор. Выполняя ее волю, в 1684 г. на месте разобранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имя Боголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами, и уже на следующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кирилловны освятил собор, а через некоторое время отслужили торжественную панихиду по убитым братьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.

Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 г. Петр I уделял монастырю особое внимание. После завершения строительства Боголюбского собора начались большие работы по обновлению монастыря. Правда, еще продолжалась перестройка собора святого Петра Митрополита, которую царица затеяла в ознаменование победы ее сына над его старшей сестрой Софьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильиничны Милославской). В процессе работ вокруг собора возвели галерею-гульбище, огражденную парапетом, придавшую зданию особую стройность. Открытие собора состоялось 8 мая 1690 г.

Большое строительство развернули в юго-западной части монастыря на территории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители в ознаменование рождения наследника престола Петра Алексеевича.

На подклете каменных палат построили кирпичный корпус Братских келий, ограничивающий территорию монастыря по линии Петровской дороги и Старо-Серебряного (Крапивенского) переулка. Новый корпус своей оригинальной отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнутого строгой линией карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и изящество.

Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части с прорубленными в них окнами-бойницами. Он как бы продолжает плоскость прясел монастырских стен, опоясывающих территорию. Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братского корпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образует архитектурное единство южной, хозяйственной части обители.

Тогда же (1690), в память о спасении молодого Петра в Троице-Сергиевом монастыре 8 августа 1689 г. от расправы восставших стрельцов, заложили южнее собора Петра большую теплую пятиглавую трапезную церковь во имя Сергия Радонежского и завершили ее строительство в 1694 г. После освящения 1 декабря 1695 г. она была открыта для насельников обители и прихожан

Величественное трехъярусное здание храма с двухэтажной трапезной палатой, окруженное стройным арочным гульбищем на уровне второго этажа, с декорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами стало украшением двора монастыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярно подновлялась (1777, 1788, 1808 и 1896), а в 1836 г. в ней устроили придел святого Алексея Митрополита, а несколько позднее - придел святого Митрофания Воронежского.

До развертывания крупного строительства в монастыре в 1680 г. начали возводить Святые трехарочные ворота. Как только к 1691 г. над ними поставили "нарышкинский" четверик, туда сразу же переместили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а к 1694 г, над воротами возвысились стройные ярусы восьмигранной колокольни-звонницы с луковичной главкой, установленной на изящной шейке. Строительством колокольни и каменных стен композиционно и архитектурно завершили западную сторону монастырского ансамбля, которым вот уже триста лет любуются москвичи. Причем все затраты на обновление и строительство оплатили Нарышкины.

В 1744 г. по желанию статс-дамы Нарышкиной (в книге "Седая старина Москвы" указывается на Наталью Кирилловну, однако она умерла в 1694 г., в действительности же это была Анастасия Александровна) по проекту архитектора И. Ф. Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей Матери. Небольшой храм, строительство которого завершилось через 11 лет, дожил до наших дней и стоит между колокольней и братскими кельями, встроенный западной стороной в прясло стены.

Спустя десятилетие (1753 - 1755) над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого. После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки. Но 13 сентября 1914 г. на средства некой Ф. В. Лесковой восстановили, но освятили уже во имя святых апостолов Петра и Павла. Все возвращается на круги своя.

В одном из пролетов Святых ворот в 1905 г. соорудили часовню Казанской иконы Божьей Матери.

Известно, что в конце XIX в. художник М. В. Нестеров в одной из церквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского (Храповицкого), потомка знаменитого статс-секретаря Екатерины II, автора известных зaписoк об отделении церкви от государства. Изображен он был стоящим на амвоне перед царскими вратами и произносящим проповедь. Очевидцы свидетельствуют, что портрет был очень красив по колориту: цвета церковного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладом иконостаса.

Монастырь принадлежал к числу богатых, особенно в XVII - XVIII вв. В его подчинении находились земельные вотчины и мелкие загородные монастыри. Если в 1678 г. за ним числилось 519 крестьянских дворов, то через 22 года их уже было 612. К 1744 г. монастырь владел 5998 крестьянами. Правда, после реформы Екатерины II за ним к началу ХХ в. оставалось всего 50 гектаров пахотной земли. В это же время на содержание обители государственная казна ежегодно выплачивала жалованье в сумме 1249 рублей 37 копеек. Какой-то доход приносили также вклады и пожертвования прихожан.

Петровская обитель получила архимандрию во второй половине XVII в. с правом участия в деятельности церковных соборов. Во времена секуляризации в 1764 г. ее причислили ко 2-му классу с возведением в степень ставропигиального монастыря а с 1775г. он стал епархиальным. В его помещениях разместили духовный цензурный комитет и склады, а позднее и епархиальную библиотеку Московского общества любителей духовного просвещения.

Нельзя не отметить и тот факт, что в период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли карантин и лечебницу. В сентябре 1812 г. трибунал французского маршала Мортье казнил несчастных горожан, подозреваемых в поджогах, и тут же у колокольни их хоронили. Обитель разграбили, святыни осквернили. Лишь через 50 лет была восстановлена церковь Покрова.

Итак, после стрелецкого бунта 1682 г. Боголюбская церковь стала усыпальницей бояр Нарышкиных. Первыми, как упоминалось, здесь были погребены дяди Петра - Иван и Афанасий, над могилами которых он в 1690 г. поставил белокаменные гробницы. Здесь же покоятся его бабушка Анна Леонтьевна и мать - Наталья Кирилловна, скончавшаяся в 1694 г. 43 лет от роду. Сюда же привезли из Кирилло-Белозерского монастыря тело его деда Кирилла Полуэктовича, умершего при загадочных обстоятельствах 30 апреля 1691 г. В 1662г. сторонники Милославских насильно постригли его в монахи и сослали в далекую обитель.

По желанию Петра останки Кирилла Нарышкина захоронили в склепе часовни, поставленной по этому случаю рядом с собором Боголюбской Божьей Матери. К концу XIX столетия в соборе было 18 памятников-гробниц, не сохранившихся до наших дней. Тогда они располагались в трапезной по три в ряд - девять мужских справа и девять женских слева. На надгробных камнях - черные дощечки с надписями. После 1771 г. здесь уже не хоронили.

Согласно решению Моссовета, монастырь закрыли и 1926 г, Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г.- Сергия Радонежского, в 1926 г.- Покрова Пресвятой Богородицы и где-то ближе к осени 1927 - Боголюбской Божьей Матери. Последнюю вечерню в ней отслужил владыка Варфоломей. Самой последней в 1928 г. прекратила существование часовня Казанской Божьей Матери.

Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. С 1950 г. в монастыре начата реставрация памятников архитектуры. Отреставрированы фасады собора святого Петра Митрополита и храма Боголюбской Божьей Матери. Реставрируется колокольня. Уже засияла золотом ее главка.

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:



Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2010 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz