"Воробьевы горы"
Введение.
Природный комплекс северной оконечности Теплостанской возвышенности( Воробьевы горы и Нескучный сад ) является уникальным природным и историко-культурным объектом Российской Федерации. На его территории располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую ценность (см. природоохранную часть)
Также на территории располагаются объекты историко-культурного значения ( см. историческая часть).
Большая часть Воробьевых гор является водоохранной зоной согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №1404 от 23 ноября 1996 года и Постановления Правительства Москвы №958 от 19 октября 1999 года.
Поступление свежего воздуха в Москву связано преимущественно с юго-западной розой ветров. Благодаря уникальному микроклимату Воробьевы горы являются природным фильтром воздуха в Москве, что благоприятно воздействует на здоровье жителей Москвы.
Уникальна также и геология Воробьевых гор. Согласно "Очеркам по геологии и инженерной геологии Московского столичного региона" Г.Л. Кофф, С.И. Петренко и др. данную территорию следует рекомендовать для развития парков, придав им статус ландшафтно-парковых памятников природы.
Руководствуясь Законом "Об особо охраняемых природных территориях" ст.12-17, учитывая экологическую, историческую и эстетическую ценность объекта, считаем необходимым создать Национальный парк Воробьевы горы, для
а) сохранения природных комплексов, уникальных и эталонных
природных участков и объектов;
б) сохранения историко-культурных объектов;
в) экологического просвещения населения;
г) разработки и внедрение научных методов охраны природы и
экологического просвещения;
д) осуществления экологического мониторинга;
е) восстановления нарушенных природных и историко-культурных
комплексов и объектов.
Историко-культурная часть.
"Редкий, москвич ли, приезжающий ли русский или иностранец, не посетит эти знаменитые как в историческом отношении, так и по открывающемуся в них виду, Воробьевы горы".
Путеводитель. Москва и окрестности, 1896 год.
Еще в 1-3 веках н.э на террасах Воробьевых гор располагались первые поселения(памятник археологии), а в последствии здесь были найдены даже кости мамонта, которые находятся сейчас в палеонтологическом музее Москвы.
Современная история этих мест уходит в 15 век. Располагавшееся тогда на вершине холма Село Воробьево, было куплено московской великокняжеской семьей, и впервые упомянуто в 1453г. В 16 веке здесь был загородный дворец великих князей ( впоследствии царей) куда удалялся Иван Грозный во время пожара и восстания 1547г. В 17 веке здесь был разбит государев сад, который позднее был передан Новодевичьему монастырю. Дворец и парк просуществовали до конца 18 века (сегодня здесь расположен памятник археологии село Воробьево), но по сей день на вершине крутого склона сохранилась церковь Святой Троицы в Воробьеве. Построена в 1811-1813 гг. на месте нескольких последовательно сменявших друг друга деревянных церквей, древнейшая из которых появилась здесь в конце 15 века, когда село принадлежало великой княгине Софье Витовтовне. Церковь выстроена в формах раннего ампира. Собственно храм представляет собой купольную световую ротонду на четверике, окруженном на боковых фасадах 4-х колонными тосканскими портиками. Трапезная (престолы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) имеет скругленные углы - прием, характерный для архитектуры зрелого классицизма. Ее боковые фасады расчленены плоскими пилястрами.
Пилястровые же портики декорируют верхний ярус ампирной 2-х ярусной колокольни. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по ее сторонам построены во время ремонта здания в 1858- 1861 и 1898гг.
По преданию в 1812г. в церкви ( только что построенной ) молился М.И. Кутузов перед знаменитым советом в Филях. Церковь является памятником архитектуры и охраняется государством.
Справа от смотровой площадки виден утопающий в зелени дворец-"Мамонова дача"( усадьба Васильевское) памятник русского классицизма ( конец 18 века, архитекторы С. Чевакинский, И. Жеребцов и Д. Желярди - памятник архитектуры Федерального значения "Усадьба Дмитриевых-Мамоновых").
Основана в середине 18 в. фельдмаршалом В.М. Долгоруковым-Крымовым. При нем здесь был разбит регулярный парк. С начала 19 века до 1831 года усадьба принадлежала князю Н.Б. Юсупову. Им здесь был разбит английский парк с копаными прудами. После смерти старого князя во владение вступает его сын Б.Н. Юсупов, который продает в 1833 усадьбу графу Матфею Александровичу Дмитриеву-Мамонову.
Главный дом возведен в 1756-1761 ( предположительно арх. И.П. Жеребцов); его первоначально барочная отделка была заменена декором в стиле ампир при перестройке 1820г. ( предположительно Д.И. Желярди ). Однако в целом существующая композиция с главным и двумя боковыми объемами, соединенными с ними переходами, восходит к периоду барокко. В 1820г. над главным объемом надстроили купольный зал, над боковыми - башенки-бельведеры. Наружный облик здания лаконичен, лепной монументальный фриз оттеняет строгие формы 6-колонного конического портика и полукруглого окна в мезонине. На фасаде, обращенном к реке, сохранились балконы, с которых открывается великолепная панорама малой оранжереи ( нач. 19 века, 1820-е гг.), возведенная в одну линию с главным домом на бровке берега, первоначально имела сплошное остекление в средней части, между торцевыми выступами, украшенными ионическими портиками ( в 1840-1850-х гг. перестроена и соединена с главным домом). Мамонову Дачу окружала монументальная и строгая по рисунку кованая ограда в стиле ампир ( предположительно, арх. Ф.М. Шестаков; сохранился один белокаменный пилон и несколько звеньев решетки).
После смерти Дмитриева-Мамонова усадьба по наследству перешла к бывшему губернатору Москвы г. фон Визину.
Следующий Этап развития усадьбы относится к концу 19 - началу 20 века, когда она переходит во владение московского купца, владельца лучших цветочных магазинов и оранжерей Ф.Ф. Ноева, и получает новое название "Ноевская дача". При нем здесь восстанавливаются оранжереи.
В 1910 году дача была куплена для устройства общественного парка.
Сразу после революции здание Мамоновой дачи было поставлено на учет и находилось под охраной Народного комиссариата просвещения на основании Декрета СНК об охране памятников искусства и старины. В настоящее время основные постройки усадьбы - главный дом, оранжерея и липовый парк охраняются государством, как ценные памятники природы и архитектуры. На территории Мамоновой дачи по сей день сохранилась липовая аллея возраст деревьев которой более 250 лет.
Также на территории Мамоновой Дачи располагалось одно из древнейших поселений на территории Москвы - Мамоново городище Дьяковской культуры.
Рядом с "Мамоновой дачей" расположен ансамбль Андреевского Преображенского мужского монастыря. Монастырь был основан в 1648 году окольничим Ф.М. Ртищевым ( по другим данным существовал уже в 1620-х гг. и был обновлен на средства Ртищева), который учредил в монастыре училище, пригласив преподавателями украинских ученых, так называемое ученое братство, в которое входили Епифаний Словенский и Арсений Сатановский). Для содержания монастыря к нему в 1658-81 гг. был приписан Тверской Видогожский монастырь. До 1731г. на территории монастыря размещался приют для подкидышей и беспризорных детей, с 1764 - богадельня.
В конце 19 века в богадельне находилось более 950 человек.
Сегодня Сохранились надвратная церковь Андрея Стратилата( 1675, перестроена в 1805, изразцы работы Степана Полубеса украшают фриз под кокошниками и барабан главы), колокольня с церковью Иоана Богослова (1748), церковь Воскресения в Пленицах (1689-1703), корпуса богадельни (1805-1878). Сегодня монастырь имеет статус патриаршего подворья. В помещениях богадельни хранится Синоидальная библиотека.
Ниже по течению Москвы-реки расположен Нескучный сад. Истоки Нескучного восходят к началу 18 века, когда генерал-прокурор князь Н.Ю. Трубецкой на Калужском тракте, на высоком берегу Москвы-реки, неподалеку от Андреевского монастыря начинает строить усадьбу, названную "Нескучный загородный дом". Для строительства усадьбы Н.Ю. Трубецкой приглашает замечательного русского зодчего, главу школы Московских архитекторов Д.В. Ухтомского. Усадьба, решенная в стиле "регулярности порядка и симметрии", однако, как и большинство русских парков, не следовала абсолютному канону. Ухтомский умело использовал характер рельефа, фон лесного массива Андреевского оврага, вписав их в парадную часть парка и объединив в одно целое. Планировка, предложенная Ухтомским, в основном сохранена до сих пор.
Композиционной осью парка служила аллея, которая вела от Калужского тракта к Москве-реке и открывала вид на купола Новодевичьего монастыря, расположенного на другой стороне реки. На ней располагался отнесенный от входа в глубь территории барский дом, построенный в формах "елизаветинского" барокко.
После смерти Н.Ю. Трубецкого в 1767 году владельцем усадьбы становится его сын, тайный советник, сенатор и член Императорской Академии художеств П.Н. Трубецкой, а затем его сводная сестра Е.Н. Вяземская, и наконец в начале 90-х годов 18 века она переходит к младшему брату Н.Ю. Трубецкого Дмитрию Юрьевичу.
В конце 18 века Трубецкие продали свое имение, в 1804 году его владельцем был надворный советник В.Н. Зубов. Территория парка была открыта для посетителей и стала любимым местом отдыха москвичей.
Московский пожар 1812 года и отступление французской армии по Калужскому тракту не затронули распложенные там усадьбы.
В двадцатые годы 19 века владельцем Нескучного сада становится князь Л. А. Шаховской. У него было имение по другую сторону Калужского тракта напротив Нескучного сада. В начале 30-х годов в нем жил юный И.С. Тургенев, который описал в своей самой лирической повести "Первая любовь" события, происходившие в этом доме и в Нескучном. "Сад принял уже совершенно другой вид: дорожки были вычищены, знаменитый мост, соединяющий обе части сада… исправлен, укреплен и сделан безопасным".
В 1826 году Шаховской продает Нескучный сад дворцовой управе для императора Николая I.
К усадьбе Шаховских примыкало родовое поместье князей Голицыных. Когда возникла их усадьба не установлено, однако можно предполагать, что не позднее второй половины 17 века, поскольку князь Владимир Борисович Голицын на просьбу родственника, московского главнокомандующего князя А.А. Прозоровского продать владение для строительства там больницы отвечал, " что он сам и его семейство пристрастны к тому месту, по неимению ближайшей подмосковной и другого загородного дома, и берегут его, как сокровище, от прадедов к ним дошедшее, и намерены кончить там и век свой, по обычаю русских дворян".
В середине 19 века дача принадлежала Н.П. Голицыной, княгине, вдове В.Б. Голицына, которую Пушкин вывел в "Пиковой даме". Княгиня обладала крутым и своевластным нравом, благодаря чему воссоединение нескучного сада задержалось почти на 20 лет. Н.П. Голицына никак не желала продавать свою дачу, даже царю, и ни за какие деньги. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее как через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у Д.В. Голицина, сына княгини, только в 1843 году.
Еще ближе к Москве располагалось владение графини А.А. Орловой-Чесменской, наиболее интересное по своей истории.
Первоначально на этой территории находилось три участка: Походяшиных, Серикова и Демидова.
Усадьба П.А. Демидова создавалась в 50-е годы 18 века. Земли вначале принадлежали княгине Куракиной, затем княгине Репниной, которая продала их в 1754 году Матрене Антиповне Демидовой, жене Петра Акинфиевича. С этого момента начинается интереснейшая история усадьбы.
По заказу М.А. Демидовой архитектор П. Иест строит в 1756 году загородный дом. Он не сохранился в своем первоначальном виде, в 30-е годы 19 века был кардинально перестроен в соответствии со вкусами того времени. Однако можно предположить, что он был типичным для загородных домов эпох барокко и раннего классицизма - золотого века русской усадьбы. Дом был трехэтажным и по окончании строительства получил название "Майский".
Одновременно со строительством дома на участке разбивается один из самых знаменитых в России ботанических садов. Демидовский сад был самым известным - там велась серьезная научная коллекционная работа. Начав с фруктового сада и цветников, Демидов так пристрастился к коллекционированию растений, что в течение нескольких лет вырастил у себя интереснейшие образцы русской и всемирной флоры. Академик П.С. Паласс, будучи в восторге от сада, оставил пожелание, чтобы сад "пребыл вечно в своем совершенстве и красоте… и послужил бы к распространению ботаники в России". После смерти Демидова сад приходит в запустение, часть его гербариев передается в собрание Московского Университета, часть - в ботанический сад графа А.К. Разумовского.
Владение Демидова и соседнее с ним владение Серикова покупает княгиня Е.Н. Вяземская, дочь Н.Ю. Трубецкого, владевшая в это время Нескучным загородным домом.
В том же 1786 году соседнее владение промышленников Походяшиных покупает граф Ф.Г. Орлов, пожалуй, наименее знаменитый из знаменитых екатерининских вельмож - братьев Орловых. Здесь им были построены, сохранившиеся до настоящего времени, парковые павильоны - Летний и Ванный домики.
На бровке высокого берега реки Москвы стоит легкий с большими окнами и стеклянными дверями , коринфскими стройными колоннами, поддерживающими фронтоны, балконами на верхнем и нижнем этаже, изящный Летний домик, он осенен нежной хвоей могучих лиственниц, его легкость подчеркивают мощные чугунные вазы, в которых высаживались яркие цветы. Домик виден издалека не только с другого берега реки, но и с разных точек парка.
А вот Ванный домик спрятался на дне оврага и открывался посетителю неожиданно. Он меньше Летнего домика, его белые колонны и крыша отражались в вырытом перед ним пруду-"ванне".
Раньше на берегах оврага росли стройные темные пихты и мощные кедры, подчеркивавшие миниатюрность павильона.
В 1793 году Ф.Г. Орлов покупает землю у княгини Вяземской и объединяет, таким образом, в одних руках владения Демидовых и Серикова. Через три года он умирает, и его наследницей становится племянница А.А. Орлова-Чесменская.
Фактически же имением распоряжается ее отец - активный руководитель переворота в пользу Екатерины II, победитель турецкого флота при Чесме, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, привыкший, что исполняются все его пожелания и прихоти. При нем создается пейзажный парк с различными затеями. В парке устаивается искусственный овраг с перекинутыми через него тремя мостиками, обыгрывается и "долепливается" микрорельеф, насыпается холм над гротом, формируются склоны оврагов, приобретая плавные скругленные очертания. Через "сухие овраги" перебрасываются мостики, строятся беседки. Перестраивается главный дом, строится каменный манеж, бывший тогда самым большим в Москве, с красивым интерьером: позолоченными карнизами, хрустальными люстрами. В манеже не только занимались верховой ездой, здесь устраивались костюмированные верховые процессии "Карусели", пышные праздники-балы, пиры, заканчивавшиеся фейерверками. После смерти отца А. А. Орлова отходит от светской жизни, и потому ее владение, именуемое теперь Майским домом, приходит в упадок. В 1832 году усадьбу приобретает дворцовое ведомство для царской семьи.
Итак, сегодняшний вид усадьба приобрела после покупки дворцовым ведомством и слияния трех усадебных парков и садов, принадлежавших в 18 веке князьям Голициным, князьям Трубецким и Демидовым.
В 1834 году парк, имевший регулярную террасную планировку, перестраивается в пейзажный.
С 1826 по 1842 на территории Нескучного сада возведен ныне существующий ансамбль императорской резиденции, включивший многие уже существовавшие постройки. Его центром стал Александринский дворец( в основе которого - бывший усадебный дом П.А. Демидова), к которому со стороны Калужской улицы ( ныне Ленинский просп.) вела парадная подъездная аллея, начинающаяся от белокаменных ворот с монументальными пилонами, увенчанными аллегорическими скульптурными группами "Изобилие"(1835). Парадный двор обрамляют Фрейлинский и Кавалерский корпуса, небольшая, но монументальная Гауптвахра в стиле ампира с 4- колонным дорическим портиком(1836, все постройки - Е.Д. Тюрин), в центре размещен чугунный фонтан, ранее находившийся на Лубянской площади (скульптор И.П. Витали). Среди других построек: Манеж(1830, Тюрин), Чайный домик, особую гармоничность которому придают колонны большого ордера, сочетающиеся в оформлении центрального ризалита с глубокой лоджией и балконом с чугунной ампирной решеткой.