Лефортовский парк: тоннель под историей

Строительство третьего транспортного кольца в Москве приближается к своему наиболее сложному и в то же время наиболее конфликтному этапу. Речь идет о строительстве дороги в районе знаменитого Лефортовского парка, расположенного в живописном месте на берегу Яузы. Именно здесь в середине восьмидесятых, когда столичные власти решили строить дорогу, общественность грудью встала на пути бульдозеров. Уникальному ландшафту грозила смертельная опасность. Ведь автостраду тогда собирались строить прямо по поверхности, что, к счастью, не произошло.

Лефортовский парк - один из самых знаменитых парков Европы. Ис-следователи считают, что именно он, построенный в 1703 году, стал прообразом для будущих парков Санкт-Петербурга. И именно про него император Петр I писал: "Я надеюсь со временем ехать водой из Петербурга и в Головинском саду при реке Яузе в Москве встать". Головинский сад Р это второе название Лефортовского парка. Он был построен архитектором Ивановым именно по заказу генерал-фельдмаршала, сподвижника великого реформатора. Впоследствии уже при императрице Анне Иоанновне парк назвали "Версалем на Яузе". Теперь памятник архитектуры вновь стал на пути строительства третьего транспортного кольца.
Построить дорогу в обход парка и таким образом решить проблему строительства третьего транспортного кольца оказалось невозможно. Дело в том, что любая обходная трасса будет проходить в районах плотной жилой застройки. Разрушать же жилые дома никто не позволит. Эти кварталы также насыщены памятниками архитектуры. Да и необходимость соединения лефортовского участка с другими, уже построенными эстакадами и полотнами третьего кольца диктует вести строительство именно в непосредственной близости от парка.
Между тем с годами, десятилетиями, веками этот архитектурный ансамбль, к сожалению, сильно обветшал. Его необходимо реставрировать, а не разрушать. Даже ради того, чтобы на московских улицах было меньше автомобильных пробок. Более того, как оказалось, существование Лефортовского парка не мешает строительству третьего транспортного кольца. Современные строительные технологии позволяют сделать реальной поговорку "И волки сыты, и овцы целы". Необходимо лишь правильно рассчитать сооружение подземного автотоннеля.
Сама идея прокладки лефортовского участка третьего транспортного кольца под землей, напомним, родилась еще в 1996 году. Тогда общественность вновь поднялась на борьбу за сохранение памятника архитектуры и добилась своего. Городские власти решились на увеличение стоимости строительства третьего кольца, разумно посчитав, что утрата Головинского сада для будущих поколений обойдется еще дороже. Да и в условия конкурса на право строительства вполне можно было бы внести пункт о финансировании реставрационных работ в самом парке.
Пока существует два плана возведения автострады. Как известно, подземную трассу можно соорудить и глубоко под землей, и не очень. Первый план дороже, второй, как принято считать, хоть и дешевле, но не гарантирует сохранность памятников. Почему, собственно, не гарантирует, никто из специалистов не объясняет. Даже наоборот, большинство из них, когда их спрашиваешь об этом, пожимают плечами. Как раз-таки парку при таком варианте строительства будет нанесен не больший урон, чем при рытье глубокого тоннеля. Все зависит вовсе не от того, сколько метров будет от автострады до поверхности, а от самой технологии строительства. А вот здесь нам без экспертной оценки не обойтись.
В нашей стране всегда любили "стройки века" - повороты рек, сооружение магистралей, электростанций, металлургических предприятий. Ресурсов на них не жалели, об экономии средств не думали, да и подробных бизнес-планов не составляли. Главное было - построить, освоить план иЙ отчитаться. Уже затем приходилось устранять недоделки, кое-что даже перестраивать, а зачастую оставлять строительство незаконченным. Так произошло с кампанией по "подъему целины" в Казахстане, строительством БАМа, который достраивают до сих пор, и со многими другими проектами.
Очередная "стройка века" чуть было не развернулась и в наши дни, уже на территории столицы. Речь идет о рытье тоннеля стоимостью около двух миллиардов долларов. Длина его всего 2,5 километра. Глубина - до 30 метров. Не правда ли, удивительное совпадение в цифрах. Но дело тут не только в стоимости строительства, которая грозит съесть чуть ли не половину всего годового бюджета города.
Для "бурения" уже даже закуплен и смонтирован всепородный щит, поставленный немецкой фирмой Heren Kneht, - этакий "сибирский цирюльник" из одноименного фильма знаменитого режиссера. Причем щит далеко не новый по конструкции, уже буривший тоннель под Эльбой в районе немецкого города Гамбург. Бюргеры, кстати, на эту операцию потратили в полтора раза меньше средств. Правда, затем вынуждены были вложить еще 2 миллиарда марок для ликвидации экологических последствий подобного строительства тоннеля.
Почва лишилась в результате бурения микроорганизмов, началась эрозия, грозившая всей экосистеме Эльбы. И немцам пришлось разработать и осуществить специальную программу по оздоровлению почвы. Есть еще целый ряд обстоятельств, которые не позволяют остановиться на тоннеле глубокого залегания.
Эти обстоятельства уже больше касаются уровня обеспечения безопасности как самих строительных работ, так и эксплуатации подземной автострады. Предложенная технология предполагает строительство шоссе в три ряда в каждую сторону, между тем как остальные участки третьего транспортного кольца будут шире более чем в полтора раза. Нетрудно себе представить, какие пробки и какая загазованность будет в тоннеле при таком подходе к его строительству. И насколько сложна будет технология эвакуации людей из него в случае форс-мажорных обстоятельств. Ведь выводить их придется с 30-метровой глубины через специальные шахты. А как наладить бесперебойную систему пожаротушения, вентиляцию, энергоснабжение на такой глубине? Пока все эти вопросы ждут своего ответа.
Между тем есть и альтернативный, более дешевый вариант строительства тоннеля мелкого заложения. Хотя и у него есть не мало критиков, этот проект обладает целым рядом существенных преимуществ. И главное из них, тоннель прокладывается практически в обход Лефортовского парка, под хаотичной временной гаражной застройкой и не затрагивает ни Екатерининский дворец, ни другие памятники Головинского сада.
Трасса будет проложена рядом с существующим Госпитальным мостом, дальше по дуге выйдет на Краснокурсантский проезд под менее засаженной деревьями частью сквера и, пересекая Красноказарменную улицу, выйдет на поверхность в районе завода "Серп и молот". Далее дорога до развязки на шоссе Энтузиастов пойдет по эстакаде, строительство которой уже началось.
Как говорят проектировщики, тоннель можно будет сделать в одни-два яруса и соорудить открытым способом. После же окончания строительства площадка будет озеленена специалистами Ботанического сада. Таким образом удастся не только сохранить полностью памятник культуры, но и решить проблему третьего транспортного кольца. Причем намного дешевле, чем построив тоннель глубокого залегания. Ведь в этом случае общая смета работ не превысит 500 - 550 миллионов долларов. В три-четыре раза дешевле для городского бюджета. А сэкономленные деньги можно будет пустить на реставрацию памятников Лефортовского парка.
Критики, правда, говорят о том, что такое строительство может нарушить гидрогеологический баланс в пойме Яузы. Признаемся, такие подозрения вовсе не беспочвенны. Это учитывают и проектировщики, предлагая устроить со стороны возможного повышения грунтовых вод специальный дренаж, а также окон в стене тоннеля из буросекущихся свай за счет уменьшения глубины бурения.
Специалисты Мосинжпроекта уже представили свое заключение в мэрию столицы. В этой организации нас уверили, что большого ущерба парку строительство тоннеля мелкого залегания не нанесет. К сожалению, придется вырубить несколько вековых деревьев и переселить один жилой дом. Однако уже сейчас проектом предусматривается сохранение над тоннелем большого пласта плодородной земли, на который будут высажены новые крупные насаждения. Все же памятники, находящиеся в Лефортовском парке, будут обойдены.
В Главном управлении по охране памятников нам сообщили, что прежде чем поддержать тот или иной проект, здесь хотят видеть подробную концепцию строительства и результаты соответствующих экспертиз по сравнительному анализу предложенных вариантов.
7 июня мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о проведении тендера на строительство Лефортовского тоннеля. Уже к концу этого месяца Московский международный тендерный центр должен предоставить соответствующие конкурсные документы. При этом в смету будут заложены необходимые средства (15 - 16 миллионов долларов) на комплексную реставрацию и инновацию всего парка.

* * *

Историческая справка

В 1697-1698 гг. Петр I на средства казны построил дворец своему любимцу Лефорту. Новоселье было отпраздновано 12 февраля 1699 г., что может являться датой основания района Лефортово, который выделился в самостоятельную территорию уже после военных реформ Петра I. Лефорт вскоре умер, и дворец, являвшийся фактической царской резиденцией, был передан другому сподвижнику Петра I - А.Д. Меншикову, который в 1707-1708 гг. поручил пристроить к дворцу двухэтажные крылья (возможно, архитектор Дж. М. Фонтана) - корпуса и парадные монументальные ворота. В таком виде Лефортовский дворец сохранился до сих пор. С 1835 года в здании дворца находится Военно-исторический архив.
В дальнейшем Немецкая слобода, Лефортово, превращается в резиденцию русских царей, где на протяжении всего XVIII века и в начале XIX века решались важнейшие вопросы преобразования страны и усиления ее могущества.
Ф. А. Головин в 1701 году купил двор на левом берегу Яузы напротив Лефортовского дворца и очень быстро на свои средства построил прекрасную усадьбу с дворцом и парком (ныне Лефортовский парк), которая, так же как и дворец, становился императорской резиденцией на время пребывания Петра I в г. Москве. С тех пор императорские резиденции в г. Москве обретают свои блеск и величие.

Константин УГОДНИКОВ.

Hosted by uCoz