Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01
"Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.)

Настояшие санитарные правила вступили в силу по истечении десяти дней после
дня их официального опубликования

1. Область применения
2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных
мест
3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного
воздуха при размещении, строительстве и реконструкции (техническом
перевооружении) объектов хозяйственной и иной деятельности,
являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (далее -
объекты)
3.1. Общие требования
3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства
3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного
воздуха при разработке проекта
3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на
стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов
4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при
эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения
атмосферы
4.1. Общие требования
4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов
загрязняющих веществ на действующих объектах
5. Требования к организации производственного лабораторного контроля
за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест

Приложение. Определение ПЗА по среднегодовым значениям
метеорологических параметров

1. Область применения

Настоящие санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным
законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999.- N 14, ст.1650),
Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999.- N 18, ст.2222), а
также Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации, Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля
2000 г. N 554.
Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия
загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные
гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов,
а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые
в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны
противоречить настоящим санитарным правилам.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным
для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест

2.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест
являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК)
атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых
обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения
и условия его проживания.
Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных
уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.
2.2. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться
ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения
лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров
реабилитации.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные
в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны,
решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения
санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных
участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные
базы и их сооружения на открытом воздухе).
2.3. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных
реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье
в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением
максимальных разовых ПДК (ПДК_мр).
Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном
поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением
среднесуточных ПДК (ПДК_сс).
Для веществ, имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных
методов определения степени загрязнения атмосферы, используются ПДК_сс.
2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха
0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ
или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы
за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся
источниками загрязнения атмосферного воздуха.
2.5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе
обращаться в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации за получением информации о качестве атмосферного
воздуха.

3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при
размещении, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) объектов
хозяйственной и иной деятельности, являющихся источниками загрязнения атмосферного
воздуха (далее - объекты)

3.1. Общие требования

3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию
новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих
объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны
осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих
веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного
использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию
и утилизации вредных выбросов и отходов.
3.1.2. Запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями
загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.
Реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов разрешается
на таких территориях при условии сокращения на них выбросов в атмосферу до
предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливаемых с учетом требований раздела
4.2.
3.1.3. Запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие
утвержденных ПДК или ОБУВ.
3.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов
выбирается с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей
распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения
атмосферы (ПЗА).
Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией
к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высоким ПЗА решается
в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации или его заместителем.
3.1.5. Не допускается размещать в жилой зоне и местах массового отдыха
объекты I, II классов вредности.
3.1.6. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими
процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно
устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной
классификацией предприятий, производств и объектов.
Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство
определяется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми
к санитарно-защитным зонам.
3.1.7. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами
прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями
по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах
объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха
в районах размещения аналогичных действующих объектов.
3.1.8. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ
или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория
объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.

3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства

3.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на предпроектной
стадии. Организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку
необходимых материалов и полноту согласования намечаемых при этом решений
обеспечивает заказчик проекта.
3.2.2. Площадка для строительства выбирается в соответствии с действующим
земельным, водным, лесным и др. законодательствами и утвержденной в установленном
порядке градостроительной документацией (генеральными планами городов и других
поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований
и др.).
3.2.3. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха, представляемые
в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для заключения о соответствии
их санитарным правилам, на стадии выбора площадки должны содержать:
- обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства,
включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч.
рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные
и согласованные в установленном порядке;
- перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием
для них ПДК или ОБУВ. Для последних указывается установленный срок действия.
В перечень включаются вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
- качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний
новых технологий, данными длительной эксплуатации действующего аналога, материалами
зарубежного опыта по созданию подобного производства;
- намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного
бассейна, включая вторичные источники и неорганизованные выбросы;
- данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;
- обоснование размеров СЗЗ и объемов финансирования на ее организацию;
- расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха
с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;
- перечень и характеристика научно-исследовательских (НИР), экспериментальных
и (или) опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществления принятых
решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения, и сроки их выполнения.
Для веществ, требующих разработки гигиенических нормативов (ПДК, ПДК взамен
ОБУВ), НИР должны завершаться до утверждения проектно-сметной документации;
- графические материалы: ситуационный план с указанием действующих, строящихся
и намеченных к строительству объектов и их санитарно-защитных зон, существующих
и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением "розы
ветров" и данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха;
генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников
выбросов в атмосферу.
3.2.4. По представленным материалам органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение
о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха
санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Вопросы, требующие проведения НИР, экспериментальных и (или) опытных
работ, должны быть сформулированы в виде санитарного задания, которое включается
в задание на проектирование объекта.
3.2.5. Земельные участки под строительство предоставляются при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения.

3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха
при разработке проекта

3.3.1. Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с
решениями по обеспечению качества атмосферного воздуха, по которым на стадии
выбора площадки под строительство было дано заключение об их соответствии
санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Внесение изменений в указанные решения требует дополнительного заключения
до окончания разработки проекта.
3.3.2. На заключение в учреждения государственной санэпидслужбы представляется
одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект
организации и благоустройства СЗЗ.
3.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается в строгом
соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам и санитарной
классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и включает в числе
первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки
в СЗЗ.
Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать
срокам окончания строительства объектов.
3.3.4. Проектно-сметная документация на строительство объекта включает
следующие материалы технологической части проекта и раздела "Охрана окружающей
природной среды":
- обоснование принятых проектных решений по технологии производства в
части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление
их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
- обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в
атмосферу с подтверждением принятой эффективности очистки условиями эксплуатации
на аналогичных предприятиях с передовыми технологическими решениями в отечественной
и зарубежной практике или материалами лабораторно-производственных испытаний
при использовании новых приемов очистки;
- предложения по предотвращению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
- мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия залповых временных
выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;
- обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям;
- данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые
концентрации), полученные и согласованные в установленном порядке;
- результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения
объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
- предложения по ПДВ вредных веществ;
- сметная ведомость о затратах на реализацию мероприятий по обеспечению
качества атмосферного воздуха;
- очередность строительства и пусковые комплексы;
- предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного воздуха
в зоне влияния выбросов объекта;
- графические материалы: ситуационный план района размещения объекта
с нанесением на него санитарно-защитных зон действующих, строящихся и намеченных
к строительству объектов, мест проживания и зон массового отдыха населения,
генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников
выбросов в атмосферу;
- приложения: акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального
управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.
3.3.5. Не допускается внесение изменений и дополнений в проектные материалы
без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической
службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.

3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии строительства
и ввода в эксплуатацию объектов

3.4.1. Строительство объектов по проектам, не имеющим заключения органов
и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии
санитарным правилам, является нарушением ст.16, п.5 Федерального закона "Об
охране атмосферного воздуха" и ст.12, п.3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения".
3.4.2. Необходимость внесения изменений в проектные решения по охране
атмосферного воздуха обосновывается проектной организацией - генеральным проектировщиком
объекта, и строительство ведется лишь после заключения органов и учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений
санитарным правилам.
3.4.3. Заказчик строящегося объекта должен в установленном порядке уведомить
органы и учреждения государственной санэпидслужбы о сроках окончания строительства
и формировании приемочной комиссии.
3.4.4. В состав приемочной комиссии должны включаться представители органов
и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
3.4.5. Ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов при наличии
замечаний о нарушении санитарных правил является нарушением санитарного законодательства
(ст.12, п.3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения").
3.4.5. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов
с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических
нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного
проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки
работы всего установленного оборудования и механизмов и выпуска продукции,
предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных
мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению
лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
3.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик
должен обеспечивать проведение лабораторных исследований качества атмосферного
воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Результаты лабораторных исследований,
соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные
заказчиком, являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии.
После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обеспечивает проведение
лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта,
что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передает результаты
исследований в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы.
3.4.7. При наличии нарушений санитарных правил заказчик принимает необходимые
меры по устранению имеющихся нарушений до предъявления объекта в эксплуатацию
приемочной комиссии.
3.4.8. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией допускается
при наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта
санитарным правилам и подписи представителя органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы (ст.12, п.3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения").
3.4.9. В соответствии со ст.12, п.4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические
лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству
объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушений
санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо
полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или)
кредитование.

4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации
объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы

4.1. Общие требования

4.1.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных
мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным
правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного
воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического
процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение
состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного
проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству
санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии
с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей
в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению
аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
4.1.2. Главные государственные санитарные врачи и их заместители должны
вносить предложения индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о
возмещении вреда, причиненного гражданину (гражданам) вследствие допущенного
ими нарушения санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих
веществ на действующих объектах

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации
в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным
правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической
службы плана мероприятий по их достижению.
4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного
источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и
соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния
выбросов рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при
разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может
учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований
в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов,
учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются
в установленном порядке.
4.2.3. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным
объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной
территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления
соответствия их санитарным правилам.
4.2.4. Для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться
следующие материалы:
- инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной
и количественной характеристикой каждого из них;
- предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого
источника и загрязняющего вещества;
- план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;
- способ учета фоновых концентраций;
- результаты прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы
по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;
- ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения
ПДВ.
4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены
в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями
санитарно-эпидемиологического заключения.
4.2.6. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами
должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению
данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения
мощности или перепрофилирования предприятия.
4.2.7. В плане мероприятий по достижению ПДВ запрещается превышение существующего
выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.
4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта
в период достижения ПДВ, на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния,
юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью
населения (ст.57 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения").

5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением
атмосферного воздуха населенных мест

5.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований
за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям
ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест".
5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих
контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного
воздуха согласовываются в установленном порядке.
5.4. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного
воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации -
Первый заместитель
Министра здравоохранении
Российской Федерации Г.Г.Онищенко

Приложение

Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров

+-------------+----------------------+--------------+---------+---------+
| Потенциал | Приземные инверсии |Повторяемость,| Высота |Продолжи-|
| загрязнения | | % | слоя |тельность|
| атмосферы +------+--------+------+-------+------+перемеще-|тумана, ч|
| (ПЗА) |Повто-|Мощность|Интен-| Ско- |В том | ния, км | |
| | ряе- | , км | сив- | рость |числе | | |
| |мость,| |ность,| ветра |непре-| | |
| | % | | °С | 0-1 |рывно | | |
| | | | | м/сек |подряд| | |
| | | | | | дней | | |
| | | | | |застоя| | |
| | | | | |возду-| | |
| | | | | | ха | | |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|Низкий |20-30 |0,3-0,4 | 2-3 | 10-20 | 5-10 | 0,7-0,8 | 80-350 |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|Умеренный |30-40 |0,4-0,5 | 3-5 | 20-30 | 7-12 | 0,8-1,0 | 100-550 |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|Повышенный: |30-45 |0,3-0,6 | 2-6 | 20-40 | 3-18 | 0,7-1,0 | 100-600 |
|континенталь-| | | | | | | |
|ный | | | | | | | |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|приморский |30-45 |0,3-0,7 | 2-6 | 10-30 |10-25 | 0,4-1,1 | 100-600 |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|Высокий |40-60 |0,3-0,7 | 3-6 | 30-60 |10-30 | 0,7-1,6 | 50-200 |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+
|Очень высокий|40-60 |0,3-0,9 | 3-10 | 50-70 |20-45 | 0,8-1,6 | 10-600 |
+-------------+------+--------+------+-------+------+---------+---------+

 

Hosted by uCoz