"О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве"

Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51

Постановлением Правительства Москвы от 9 марта 1999 г. N 173 одобрен проект
закона города Москвы "Об обеспечении прав граждан при осуществлении градостроительной
деятельности в городе Москве"

Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим Законом
Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных
решений
Статья 3. О защите прав граждан при реализации градостроительных
решений в органах власти районов города Москвы
Статья 4. О защите прав граждан при реализации градостроительных
решений в органах власти города
Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в
реализации архитектурно-строительных проектов
Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских
интересов при реализации градостроительных решений
Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений
развития территории при осуществлении градостроительной
деятельности
Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон принимается на основании Закона РСФСР от 19 декабря
1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской
Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской
Федерации", Устава города Москвы от 28 июня 1995 года, Законов города Москвы
- от 10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении
в городе Москве", от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе
Москве" и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации
градостроительных решений в городе Москве (далее - градостроительные решения).

Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. признан утратившим силу

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской
Федерации" утратил силу с введением в действие Градостроительного кодекса
РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав физических и юридических
лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации
при реализации градостроительных решений.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся защита прав
жителей города, инвесторов, строителей и согласование законных интересов физических
и юридических лиц и органов власти и (или) должностных лиц городской администрации
в пределах собственного законодательного регулирования города Москвы, реализуемые
посредством действий органов власти и (или) должностных лиц городской администрации
в ходе реализации градостроительных решений на территории Москвы.
4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических и юридических
лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц городской администрации
при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия органами
власти и (или) должностными лицами городской администрации правовых актов,
обеспечивающих реализацию градостроительных решений, регламентирует порядок
информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов,
устанавливает особенности процедуры проведения опросов граждан по поводу проектирования
и строительства объектов недвижимости на территории Москвы.

Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных
решений
1. Граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего возраста,
имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов
градостроительных решений до принятия органом власти или должностным лицом
городской администрации правового акта о реализации конкретного архитектурно-строительного
проекта.
2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
- на получение от органов власти города Москвы и районов Москвы достоверной
информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции,
комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством;
- на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных
средств, в том числе техническую и экологическую;
- на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития
территории до их утверждения органом власти района или Администрацией города
Москвы.
3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов
и решений по иным вопросам, связанным с использованием городской территории,
определяется нормативными правовыми актами города Москвы и решениями районных
Управ.

См. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов
и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий, утвержденный
распоряжением Мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ

4. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития
территории устанавливаются:
- строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений
и других объектов социальной инфраструктуры;
- развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания
и общественного питания;
- строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц,
мотелей;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых
узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей,
устройство транспортных развязок;
- строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры;
- реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление
церквей и молельных домов;
- комплексное благоустройство территории;
- вывод с территории экологически вредных предприятий и производств;
- расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
- вывод с территории складских помещений и оптовых торговых предприятий;
- снос плоскостных гаражей, гаражей-ракушек и предоставление лицам, обладающим
такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных
гаражах;
- снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод
автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных
участков:
- использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов,
тротуаров, скверов и газонов;
- иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города Москвы
и утвержденной градостроительной документацией.
На основе выявленных интересов граждан по месту жительства и на уровне
района, при отсутствии противоречий с городскими градостроительными программами
и планами, Мэр Москвы или по его поручению Правительство Москвы принимает
решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно-строительного проекта
или градостроительной программы.
5. Граждане в случае совершения противоправных действий в процессе реализации
градостроительных решений несут ответственность в пределах и порядке, установленных
законодательством.
6. Органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны:
- до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта
проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих
градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой
реализации такого проекта;
- обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах
территориального общественного самоуправления.

Статья 3. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений
в органах власти районов города Москвы
1. Граждане, проживающие на территории районов города Москвы, осуществляют
свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных
решений, через своих полномочных представителей - советников районного Собрания.

Постановлением Московской городской Думы от 25 июня 1997 г. N 51 установлено,
что до избрания советников районного Собрания и утверждения глав районных
Управ полномочия районного Собрания по реализации настоящего Закона предоставляются
общественным Советам районов, а полномочия глав районных Управ возлагаются
на руководителей органов администрации районов города Москвы

На уровне района или микрорайона права и законные интересы жителей в
части подготовки и принятия решений по вопросам использования недвижимости
реализуют и должны защищать районное Собрание и районная Управа, в том числе
путем выпуска распорядительных документов, согласования в установленном порядке
градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы Администрации
города Москвы, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном
порядке установленных полномочий.
2. Районные Собрания и Управы обладают следующими полномочиями в области
регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов
на уровне районов и микрорайонов города Москвы:
- на рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции
объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам
органами Администрации города Москвы или субъектами градостроительной и инвестиционной
деятельности на территории района или микрорайона для выработки предложений;
- на передачу для обязательного рассмотрения в органы Администрации города
Москвы предложений по реализации градостроительных решений и регулированию
использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды
обитания, обеспечения бытовых, социально-культурных и иных условий проживания
граждан;
- на внесение в органы Администрации города Москвы конкретных предложений
по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных
сооружений, крытых автостоянок, многоэтажных и подземных гаражей и иных объектов;
- на получение информации от органов территориального общественного самоуправления
по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов
граждан по месту жительства;
- на рассмотрение коллективных жалоб граждан, решений органов территориального
общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных
проектов, расположенных на территории соответствующего района;
- на создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб
граждан, а также решений органов территориального общественного самоуправления
по поводу готовящегося или реализуемого градостроительного проекта;

См. Положение о городской комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению
обращений граждан при строительстве в городе Москве и ее состав, утвержденные
распоряжением Мэра Москвы от 19 февраля 2001 г. N 133-РМ

- на рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития
и застройки территории района, схемы зонирования территории района или микрорайона;
- на утверждение границ районов, в пределах которых создаются населением
и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного самоуправления,
а также проводится согласование законных интересов граждан.
3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений
в районах города Москвы определяется федеральным законодательством, Уставом
города Москвы, законодательными актами города Москвы, распоряжениями Мэра
Москвы и постановлениями Правительства Москвы.

Статья 4. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений
в органах власти города
1. Граждане, проживающие на территории города Москвы, осуществляют свои
права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей
- Мэра Москвы, Вице-мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы.
В городе Москве реализацию градостроительных решений осуществляет Администрация
города Москвы путем выпуска правовых нормативных актов, заключения инвестиционных
контрактов и иных гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими
лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации,
принятия обращений в органы власти Российской Федерации, выхода с законодательной
инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.
2. При осуществлении градостроительных решений органы власти города Москвы
реализуют в полном объеме права и обязанности органов власти субъекта Российской
Федерации и городского (местного) самоуправления в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом города
Москвы.
3. Порядок согласования вопросов с органами власти Российской Федерации,
в том числе при осуществлении городом Москвой столичных функций, определяется
федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации и законами
города Москвы.

Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в реализации
архитектурно-строительных проектов
Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно-строительных
проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной
(проектно-разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав
и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с
действующим законодательством, либо в досудебном порядке органами власти и
(или) должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.

Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских интересов
при реализации градостроительных решений
1. Необходимость согласования частных интересов граждан, местных, районных
и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных
проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости, а также
при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту
жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально
значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.
2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
- граждане по месту жительства посредством подачи в органы власти района
петиционных листов за подписью не менее 500 граждан, достигших 18-летнего
возраста и проживающих в границах территории одного района;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект;
- районное Собрание;
- глава районной Управы;
- префект административного округа;
- Премьер Правительства Москвы;
- Правительство Москвы;
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы.
3. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора
или строителя, решения органов территориального общественного самоуправления
глава районной Управы направляет полученные предложения на рассмотрение районного
Собрания. В случае принятия районным Собранием решения об инициации процесса
согласования глава районной Управы издает распоряжение, устанавливающее границы
территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом
проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной Управы решения районного Собрания или постановления
(распоряжения) органа Администрации города Москвы процесс согласования инициируется
и проводится в обязательном порядке в 3-месячный срок со дня получения такого
решения (распоряжения, постановления).
4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее
чем одного микрорайона проводится в соответствии с законодательством города
Москвы, правовыми актами Администрации города Москвы и решениями районной
Управы. Основными методами выявления интересов жителей являются:
- проведение схода с участием не менее 50 % жителей микрорайона с принятием
решений по вопросам простым большинством голосов;
- проведение конференции жителей при участии большинства делегатов от
соответствующей территории с принятием решений по вопросам простым большинством
голосов от числа присутствующих делегатов;
- получение решения органа территориального общественного самоуправления:
- опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
- иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
5. После подведения итогов согласования районное Собрание рассматривает
результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства,
вырабатывает предложения и принимает решения для включения в программы (планы)
социально-экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы
зонирования территории.
6. Результаты выявления интересов граждан по месту жительства, решение
районного Собрания, а в случае несогласия с этим решением особое мнение главы
районной Управы направляются префекту административного округа, который направляет
все эти документы в органы Администрации города Москвы.

Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений развития
территории при осуществлении градостроительной деятельности
1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных проектов
по развитию территории при осуществлении градостроительной деятельности Администрация
города Москвы использует следующие механизмы:
- предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового
кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве строительных
работ;
- частичное и полное освобождение социально значимых предприятий, организаций
от арендной платы за землю и нежилые помещения, за использование городской
инфраструктуры, а также от иных платежей;
- предоставление льготного кредита физическим и юридическим лицам уполномоченными
банками под гарантии органов власти района или Администрации города Москвы;
- обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования градостроительной
и иной документации в органах Администрации города Москвы;
- иные механизмы поддержки со стороны города Москвы.
2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения противоречащего
установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости,
предотвращения нежелательной, экологически и социально вредной деятельности
физических и юридических лиц на территории города Администрация города Москвы
использует в отношении нарушителей:
- отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения,
пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение
повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение
повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
- применение штрафных санкций в соответствии с законами города Москвы
и Российской Федерации;

Об ответственности за нарушение законодательства РФ о градостроительстве
см. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

- принуждение в судебном порядке к возмещению убытков и исполнению обязательств
в натуре;
- предъявление требований в судебном порядке о возмещении материального
ущерба, причиненного физическими и юридическими лицами путем ущемления законных
интересов граждан (при нарушении экологической безопасности, самовольном строительстве
и самозахвате земель, чинении препятствий предприятиям и организациям при
проведении приоритетной градостроительной деятельности, иных противоправных
действиях);
- обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей материальный
ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
- иные законные способы воздействия.
3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана не совместимой
с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно,
не позднее чем за 3 месяца, предупреждены о возможном применении к ним установленных
санкций путем направления им предписаний главой районной Управы.
4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного
для себя материального или морального ущерба в течение 3 месяцев с момента
получения предписания прекратить пользование земельными участками и вывести
с территории принадлежащие им плоскостные гаражи, временные сооружения для
стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны,
подсобные помещения и другие объекты районные Управы могут предоставить им
отсрочку в пределах, установленных для данной территории правовым актом Администрации
города Москвы.
5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие
и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам, экологически
или социально вредной деятельности на территории. Среди таких мер могут быть:
вступление в гаражно-строительный кооператив, долевое участие в строительстве
многоэтажных и подземных гаражей и автостоянок, художественных мастерских,
оформление прав пользования земельными участками для осуществления своей деятельности
на другой территории, где она допустима, а также иные документально подтвержденные
действия и намерения.
6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства Администрация
района или города Москвы обязана до начала вывода автостоянок и гаражей предоставить
всем получившим предписание владельцам личного автотранспортного средства
возможность приобрести или принять участие в долевом строительстве многоэтажного
или подземного гаража или автостоянки на территории района или в близлежащих
районах (территориях) города Москвы.

Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.Лужков

Москва, Московская городская Дума
25 июня 1997 года
N 28-51

Hosted by uCoz