"О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"


Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46
"О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
(с изменениями от 15 марта 2000 г., 21 февраля, 19 декабря 2001 г.)

I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
II. Полномочия органов государственной власти города (ст.ст. 5 - 7)
Москвы и местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
III. Правовое положение граждан, организаций и (ст.ст. 8 - 10)
общественных объединений в области защиты
населения и территорий города от чрезвычайных
ситуаций
IV. Организационные меры обеспечения защиты населения (ст.ст. 11 - 25)
и территорий от чрезвычайных ситуаций
V. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.ст. 26 - 33)
VI. Порядок финансового и материального обеспечения (ст.ст. 34 - 39)
мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
VII. Иные вопросы (ст.ст. 40 - 43)

Об утверждении Концепции безопасности Москвы см. постановление Правительства
Москвы от 22 августа 2000 г. N 654

Настоящий Закон регулирует правоотношения органов государственной власти,
должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного
и воздушного пространства, объектом производственного и социального назначения,
а также окружающей природной среды в пределах границ города Москвы от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие
в процессе деятельности органов государственной власти города Москвы, органов
местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо
от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.

I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на
спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная
ситуация.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных
ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей
среде.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте,
создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных
помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов,
транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного
процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Потенциально опасный объект - производственный или иной объект, функционирование
которого сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф (чрезвычайных
ситуаций) и (или) отнесенный в установленном законом порядке к категории опасных.
Декларация безопасности - документ, содержащий перечень и показатели
опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни
и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту
территорий.
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативно-технические
документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной
власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо),
осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации
и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного
и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе
других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности
соответствующее разрешение (лицензию).

Статья 2. Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы.

Статья 3. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (МГСЧС) - это централизованная система защиты населения и территорий
города Москвы от чрезвычайных ситуаций, организованная по территориально-производственному
принципу, при котором планирование и проведение мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется как по линии органов государственной
власти города и местного самоуправления, так и через организации, осуществляющие
производственную и хозяйственную деятельность.
МГСЧС объединяет органы управления, силы и средства городского подчинения,
органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории
города, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, организационно состоит из территориальных
и функциональных звеньев.
Организация, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются
Положением о МГСЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с МЧС
России.

Положение о МГСЧС утверждено постановлением Правительства Москвы от 4 марта
1997 г. N 156

Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их
последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,
пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Порядок обеспечения такой информацией населения, органов власти города
и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города
Москвы.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными
лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

II. Полномочия органов государственной власти города Москвы
и местного самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

О мерах по улучшению координации действий городских служб в чрезвычайных
ситуациях см. распоряжение Мэра Москвы от 23 июня 1999 г. N 644-РМ

Статья 5. Полномочия органов государственной власти города Москвы и местного
самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Московская городская Дума:
а) принимает законодательные акты города Москвы и обеспечивает единообразие
законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) устанавливает в соответствии с законодательством Москвы налоги, сборы,
а также штрафы на должностные лица и организации за нарушение законодательства
о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Мэр Москвы:
а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления
политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных
ситуаций;
б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному
функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры
по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка;
в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных
ситуаций сил и средств органов внутренних дел города;
г) осуществляет руководство МГСЧС.
3. Правительство Москвы:
а) принимает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и нормативных правовых актов, законодательных актов и
распоряжений Мэра Москвы постановления по вопросам защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
б) создает постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям;
в) организует и обеспечивает проведение научных исследований, разработку
и выполнение специальных целевых программ по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности
Правительства Москвы, префектур, районных Управ и организаций, расположенных
на территории города, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
д) организует, в соответствии с действующим законодательством, соблюдение
мер безопасности в процессе производства, хранения, перевозки и использования
радиоактивных и других опасных веществ;

О повышении безопасности функционирования предприятий, перевозящих аварийно
химически опасные вещества (АХОВ) см. распоряжение первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы от 29 августа 2001 г. N 3-РЗМ

е) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
ж) обеспечивает создание городских резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их использования;
з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение
населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
и) определяет порядок, осуществляет сбор и обмен информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивает своевременное
оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных
ситуаций;
к) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и обеспечивает их проведение;
л) организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает
поддержание необходимого общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности
собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации
за помощью;
м) устанавливает дополнительные гарантии и льготы социальной защиты для
сотрудников и должностных лиц органа Правительства Москвы, специально уполномоченного
на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Районная управа:
а) осуществляет контроль за деятельностью организаций на территории района
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
б) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил
и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях;
г) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
д) организует проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ
при чрезвычайных ситуациях на территории района.

Статья 6. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы
В целях координации деятельности всех городских служб в области обеспечения
жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера создается постоянно действующая комиссия
по чрезвычайным ситуациям, которую возглавляет Первый заместитель Премьера
Правительства Москвы.
Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются Правительством
Москвы.
Рабочим органом комиссии является орган Правительства Москвы, специально
уполномоченный на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.

Статья 7. Орган Правительства Москвы, специально уполномоченный на решение
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для организации и управления выполнением мероприятий по гражданской обороне
и предупреждению чрезвычайных ситуаций, надзора и контроля за выполнением
указанных мероприятий и готовностью органов управления и организаций к действиям
в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время создается
орган Правительства Москвы, специально уполномоченный на решение задач по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органом Правительства Москвы, специально уполномоченным на решение задач
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Главное
управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
Положение об органе Правительства Москвы, специально уполномоченном на
решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утверждается
Правительством Москвы.

См. Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 12
февраля 2002 г. N 120-ПП

См. постановление Правительства Москвы от 30 сентября 1997 г. N 713

III. Правовое положение граждан, организаций
и общественных объединений в области защиты населения
и территорий города от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории города, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы
местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, используя средства коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество города Москвы и организаций предназначенное для защиты населения
от чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи
с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном
для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или
умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном
для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и
размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации
в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством
Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Граждане обязаны:
- соблюдать законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и
города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- знать и соблюдать правила безопасности в быту и трудовой деятельности,
не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила
пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ.

Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
1. Руководители организаций обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые мероприятия по защите работников
и обеспечению функционирования организаций и подведомственных объектов производственного
и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению
сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение
работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных
формирований;
- создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально
опасных объектов постановление СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N
178

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
2. Руководители организаций, осуществляющих потенциально опасную деятельность
на территории Москвы, несут всю полноту ответственности за безопасность деятельности
организаций, а также населения, проживающего вблизи, и обязаны обеспечить:
- разработку и реализацию программ безопасности на всех этапах создания,
эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;
- использование оборудования, технологий и материалов в соответствии
с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для
которых они предназначены;
- разработку и реализацию мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций
и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей
природной среды;
- поддержание на должном уровне квалификации работающего персонала, подбор
и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;
- информирование органов управления МГСЧС, общественных организаций и
граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственном объекте
и прилегающей территории.

Статья 10. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений
должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

IV. Организационные меры обеспечения защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

Статья 11. Специальные целевые программы
Правительство Москвы организует разработку и обеспечивает выполнение
специальных целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среды и материальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этих
условиях устойчивого функционирования организаций, прежде всего связанных
с обеспечением жизнедеятельности города.

Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 47 утверждена Комплексная целевая
программа развития Московской городской системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы

Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2000 г. N 107 утверждено
Временное положение о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации
г.Москвы"

По согласованию с Правительством Российской Федерации целевые программы
защиты населения и территорий города могут включаться в состав целевых федеральных
программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации в качестве
их составной части (подпрограммы).

О комплексе мер по повышению химической безопасности г.Москвы см. постановление
Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 619

Статья 12. Стандарты, нормы, показатели и правила безопасности
В интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретизации
параметров защищенности от возможных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий
органами управления МГСЧС разрабатываются и устанавливаются стандарты, нормы,
показатели и правила безопасности.

Статья 13. Единая классификация потенциально опасных объектов
Каждый потенциально опасный объект на территории города подлежит обязательному
категорированию (классификации) в зависимости от уровня потенциальной опасности
возникновения природных и техногенных аварий и катастроф.
Данные о категорированных производствах и технологиях, объектах хозяйственной
и иной деятельности подлежат включению в Единый классификатор потенциально
опасных объектов, утверждаемый Правительством Москвы.

Статья 14. Единая регистрация опасных веществ и материалов
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую
среду опасных веществ и материалов в городе устанавливается единая государственная
система регистрации опасных веществ и материалов - государственный регистр
вредных веществ и материалов. В государственный регистр города вносятся наименование
каждого опасного вещества (материала), сведения о его характеристиках, критериях
опасности и количестве, находящемся в распоряжении конкретной организации.

Статья 15. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов
Руководители потенциально опасных объектов, расположенных на территории
города Москвы, в обязательном порядке представляют в органы управления МГСЧС
доклад (декларацию), содержащий перечень и показатели опасности возникновения
возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего
персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий.
Порядок, содержание и сроки представления доклада определяются специальным
положением.

Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 10 мая
2001 г. N 256-РЗП утверждено Положение об аналитическом докладе Правительству
Москвы о состоянии защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характер

Статья 16. Государственная экспертиза
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений
по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые
могут быть источниками чрезвычайных cитуаций или могут влиять на обеспечение
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится
специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации
и города Москвы в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным
нормам, стандартам и правилам, и осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы.

Статья 17. Лицензирование потенциально опасной деятельности
Любая потенциально опасная деятельность подлежит лицензированию специально
уполномоченными органами государственной власти. При отсутствии лицензии такого
рода деятельность запрещена и влечет ответственность согласно действующему
законодательству.

Статья 18. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
В отношении потенциально опасных объектов, территорий города производится
систематический прогноз вероятности возникновения на них чрезвычайных ситуаций
вследствие возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий. Такой прогноз
организует администрация соответствующей территории или объекта согласно методике,
утвержденной органами управления единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
К выполнению прогноза вероятности возникновения аварий, катастроф привлекаются
структуры и организации, осуществляющие наблюдение и контроль за показателями
опасности, сбор, накопление и обработку данных.
Органы государственной власти города Москвы и местного самоуправления
в пределах их компетенции обязаны учитывать результаты прогноза и составленные
на его основе рекомендации при разработке, утверждении и реализации целевых
программ, а также своевременно обеспечивать население, предприятия, учреждения
и организации информацией о результатах прогнозирования и мерах противочрезвычайного
планирования.

Статья 19. Подготовка населения по защите от чрезвычайных ситуаций
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах,
в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
города Москвы и непосредственно по месту работы.

Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города
Москвы коллективных аптечек первой помощи см. распоряжение Премьера Правительства
Москвы от 29 декабря 2000 г. N 1292-РП

Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с
общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты
и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций используются все средства массовой информации.

Статья 21. Порядок реализации статей 11 - 20
Порядок реализации статей 11 - 20 настоящего Закона определяется Правительством
Москвы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Государственные надзор и контроль в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными
на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям
в случае их возникновения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными
правовыми актами города Москвы надзор и контроль в указанной области на территории
города осуществляются на принципах самостоятельности и независимости от надзорных
органов федеральными органами управления РСЧС и МГСЧС совместно с подведомственными
им постоянно действующими органами управления, возглавляющими территориальные
звенья МГСЧС, в пределах их компетенции.

Статья 23. Полномочия должностных лиц органа Правительства Москвы, специально
уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, по надзору и контролю
Должностные лица органа Правительства Москвы специально уполномоченного
на решение задач по защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций,
по надзору и контролю при исполнении своих должностных обязанностей имеют
право:
а) осуществлять проверку выполнения организациями требований нормативных
актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) давать, в пределах своих полномочий, указания в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) ставить перед органом исполнительной власти, специально уполномоченным
в области промышленной безопасности, вопрос об ограничении, приостановлении
действия или отзыве лицензии на осуществление вида деятельности в случае нарушения
требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Законом г. Москвы от 15 марта 2000 г. N 7 статья 23 настоящего Закона дополнена
новым пунктом д) в следующей редакции:

д) составлять протоколы о совершении административных правонарушений,
предусмотренных настоящим Законом;
е) ходатайствовать о привлечении к ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, виновных в нарушении требований по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, направлять в правоохранительные
органы материалы о привлечении к уголовной ответственности;
ж) выступать, в установленном порядке, в судах представителями органа
исполнительной власти, специально уполномоченного в области защиты населения
и территорий;
з) осуществлять, в пределах своей компетенции, иные, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и города Москвы действия, направленные
на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.


Законом г. Москвы от 15 марта 2000 г. N 7 статья 24 настоящего Закона изложена
в следующей редакции:
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 24. Ответственность за невыполнение требований законодательства
по вопросам предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
1. Непринятие мер по предупреждению и предотвращению возникновения (создания)
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также невыполнение
гражданами установленных правил поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - сто минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - сто минимальных размеров оплаты труда;
г) на граждан - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Невыполнение мероприятий по защите (инженерной, радиационной, химической,
медицинской и эвакуации) населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях
влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
3. Непринятие мер по организации и проведению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
4. Невыполнение мероприятий по обеспечению функционирования организаций
(независимо от форм их собственности) и подведомственных объектов производственного
и социального назначения в чрезвычайных ситуациях влечет за собой наложение
штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров
оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты
труда.
5. Непринятие мер по созданию, подготовке и поддержанию в готовности
аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны
и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях
(независимо от организационно-правовой формы) влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров
оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты
труда.
6. Непроведение мероприятий по обучению работников организаций (независимо
от организационно-правовой формы), населения способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров
оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты
труда.
7. Непроведение мероприятий по созданию и функционированию локальных
систем контроля и оповещения о чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных
объектах (независимо от организационно-правовой формы) влечет за собой наложение
штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров
оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты
труда.
8. Непринятие мер на потенциально опасных объектах (независимо от организационно-правовой
формы) по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению их
негативных последствий для персонала объектов, организаций и населения в опасной
зоне, окружающей среды влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
9. Непредставление руководителями потенциально опасных объектов в орган
Правительства Москвы, специально уполномоченный на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, доклада (декларации) в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой наложение
штрафа:
а) на руководителей потенциально опасных объектов (независимо от форм
собственности) - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
10. Непроведение немедленного уведомления руководителями потенциально
опасных объектов (независимо от организационно-правовой формы) органа Правительства
Москвы, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, руководителей административных округов,
районных Управ, объектов и населения, расположенных в опасной зоне, о чрезвычайной
ситуации (характере и масштабе, реальной угрозе жизни и здоровью, материальным
ценностям), возникшей на потенциально опасном объекте или подведомственной
территории, влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
11. Непроведение работ по оценке риска и прогнозированию вероятности
возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (независимо
от организационно-правовой формы) влечет за собой наложение штрафа:
а) на государственные, муниципальные органы и организации либо их руководителей
- до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
б) на иные юридические лица, не указанные в пункте а) (независимо от
форм собственности) - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
в) на руководителей юридических лиц иных организаций (независимо от форм
собственности) - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
12. Средства, получаемые от применения штрафных санкций в области защиты
населения и территорий, предусмотренных настоящим Законом, зачисляются в бюджет
города Москвы.

Законом г. Москвы от 15 марта 2000 г. N 7 статья 25 настоящего Закона изложена
в следующей редакции:
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 25. Порядок наложения административных взысканий
Административные взыскания, предусмотренные статьей 24, налагаются в
соответствии с действующим законодательством. Дела об административных правонарушениях
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций рассматриваются
административными комиссиями. Постановления о наложении административного
взыскания на виновных лиц выносятся административными комиссиями на основании
протокола, составленного должностным лицом органа управления, специально уполномоченного
на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Действия должностных лиц органа управления по применению настоящего Закона
могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 26. Готовность потенциально опасных объектов и территорий к действиям
в чрезвычайных ситуациях
Каждый потенциально опасный объект либо объект, находящийся в зоне возможного
влияния от других потенциально опасных объектов, должен быть подготовлен к
действиям по локализации или ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Показатели готовности объектов и территорий к такого рода действиям устанавливаются
органами управления РСЧС и МГСЧС и отражаются в планах предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций заранее разрабатываемых для каждого такого объекта,
территории.
На каждом объекте, территории, опасных по вероятности возникновения чрезвычайных
ситуаций, создаются локальные системы организации наблюдения, контроля и оповещения
за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, деятельность
которых организуют руководители объектов и соответствующих территориальных
органов исполнительной власти.
Создание и функционирование указанных систем регулируются нормативным
документом, утвержденным Правительством Москвы по согласованию с органом управления
РСЧС.

Статья 27. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

См. Положение о мобильном медицинском отряде, утвержденное распоряжением
первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 17 декабря 1997 г. N
1314-РЗП

Для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием
окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства МГСЧС, включающие
в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные
службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования,
создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями города, которые находятся в едином
оперативном подчинении органа Правительства Москвы, специально уполномоченного
на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
при Правительстве Москвы.
В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные
формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения
аварийно-спасательных работ.
Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии
с действующим законодательством решениями Правительства Москвы, соответствующих
районных Управ, руководства организаций и общественных объединений.
Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных
сил и средств определяется Положением о МГСЧС.

Положение о МГСЧС утверждено постановлением Правительства Москвы от 4 марта
1997 г. N 156

Статья 28. Оповещение о чрезвычайной ситуации
Руководитель, иное должностное лицо эксплуатирующей организации либо
комиссии по чрезвычайным ситуациям обязаны немедленно уведомить орган управления
МГСЧС при соответствующих органах исполнительной власти города о возникшей
на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации.
Органы управления МГСЧС, в распоряжение которых поступила информация
о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Положением о МГСЧС
обязаны:
- немедленно оповестить население, руководителей административных округов,
районных Управ и объектов, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах
бедствия, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
- привести в действие первоочередные меры плана предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

О переработке Плана действий г. Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера см. распоряжение Премьера Правительства
Москвы от 1 августа 2001 г. N 692-РП

- проинформировать вышестоящий орган управления МГСЧС.

Статья 29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях обеспечения необходимых условий для успешного осуществления работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций органы управления МГСЧС в пределах своей
компетенции:
- проводят мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов (фондов,
сырья, материалов, транспортных средств, производственной продукции) организаций
независимо от их принадлежности и форм собственности с последующей компенсацией
нанесенного ущерба;
- изменяют режим работы организаций независимо от их принадлежности и
форм собственности, производят иные изменения производственной (хозяйственной
и иной) деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации чрезвычайной
ситуации;
- прекращают либо приостанавливают функционирование организаций любой
формы собственности, на которых возникла чрезвычайная ситуация или деятельность
которых может усугубить возможные вредные последствия;
- объявляют карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;
- проводят временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному
воздействию чрезвычайных ситуаций, угрожающему жизни и здоровью населения.

Статья 30. Организация работ в чрезвычайных ситуациях
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций,
административно-территориальных единиц города, на территории которых сложилась
чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий
по чрезвычайным ситуациям.
Непосредственное руководство всеми силами и средствами, привлеченными
к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляет
руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии
с действующим законодательством или планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций либо назначаемый решениями соответствующих органов государственной
власти города Москвы и местного самоуправления, руководителей организаций,
к компетенции которых отнесено решение данных вопросов.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные
на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан
и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Первоначальные действия по локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной
ситуации организуются согласно заранее разработанному плану. Если масштабы
чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать
или ликвидировать ее невозможно, то руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации
обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая
комиссия по чрезвычайным ситуациям (района, округа, Правительства Москвы)
может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной
ситуации и оказать необходимую помощь.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными
службами и спасателями на объекте или территории города осуществляются в соответствии
с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей".
Ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории посольств, консульств,
торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью,
осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке,
установленном международными договорами Российской Федерации.

Статья 31. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные
силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел города Москвы при ликвидации чрезвычайных
ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних
дел Российской Федерации и органов внутренних дел города применяются в соответствии
с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 33. Служебное расследование чрезвычайных ситуаций
Любая чрезвычайная ситуация расследуется специальной комиссией с целью
оценки нанесенного ущерба, выяснения причин возникновения и развития аварий,
катастроф и выработки мер по их предотвращению в порядке, устанавливаемом
МЧС России.
Материалы по результатам служебного расследования чрезвычайных ситуаций
должны передаваться в следственные органы для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.

VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 34. Финансирование целевых программ и других мероприятий
Финансирование целевых программ и других мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Затраты города на разработку и осуществление утвержденных целевых федеральных
программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации, с учетом мероприятий
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, финансируются в
порядке, определенном федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти города Москвы и местного самоуправления.

Законом г. Москвы от 21 февраля 2001 г. N 6 в часть третью статьи 34 настоящего
Закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции

Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций производится из средств, поступающих от предприятий, организаций,
учреждений и граждан города, а также иностранных лиц и граждан, в том числе
от страховых органов, благотворительных фондов, средств общественных объединений
и добровольных пожертвований.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на потенциально
опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется
за счет средств указанных объектов.

Статья 35. Финансирование органов управления МГСЧС
Финансирование постоянно действующих органов управления МГСЧС, строительство
ее объектов, развитие и совершенствование поисково-спасательной службы и других
подразделений осуществляются за счет средств федерального и городского бюджетов.
Финансирование МГСЧС из городского бюджета планируется отдельной строкой.
В дополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения
задач, возложенных на орган Правительства Москвы, специально уполномоченный
на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
используются средства, полученные им от выполнения платных услуг.

Законом г. Москвы от 21 февраля 2001 г. N 6 в статью 36 настоящего Закона
внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 36. Платные услуги в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Перечень платных услуг в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, тарифы и порядок взимания платы утверждаются Правительством Москвы.

См. перечень платных услуг, оказываемых Главным управлением по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, утвержденный распоряжением
Премьера Правительства Москвы от 13 июля 1998 г. N 756-РП

Распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 16 декабря
1998 г. N 1115-РЗП утверждены тарифы на платные услуги, оказываемые ГУ ГОЧС
г. Москвы

Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 23 февраля 1999 г. N 157-РП
утвержден порядок взимания и использования средств, полученных от оказания
платных услуг Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям

Средства от оказания платных услуг в области предупреждения защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций перечисляются на счет по учету средств,
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, органа
Правительства Москвы, специально уполномоченного на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 37. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится
за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств
федерального бюджета, бюджета города Москвы, страховых фондов и других источников
с дальнейшим возмещением расходов за счет организаций, виновных в возникновении
чрезвычайных ситуаций.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных
ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

См. Правила выделения средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций
из резервного фонда, предусматриваемого в бюджете г. Москвы, утвержденные
распоряжением Мэра Москвы от 3 августа 2001 г. N 776-РМ

Статья 38. Создание и использование резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов заблаговременно создаются
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
города Москвы, а также соответствующими территориальными органами исполнительной
власти города и организациями в целях экстренного привлечения необходимых
средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования и восполнения средств резервов определяется
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города
Москвы.

Статья 39. Фонды обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных
ситуаций
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с повышенным риском
возникновения чрезвычайных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью),
обязаны застраховать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и
окружающей среде.
Представление страхового полиса является необходимым условием для получения
указанными предприятиями и организациями разрешения (лицензии) на деятельность.
Расходы по оплате предприятиями и организациями страховых взносов по
страхованию рисков и созданию соответствующих фондов относятся на себестоимость
производимой продукции и услуг.
Фонды страхования используются на прогнозирование, предупреждение и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций.
Использование их на иные цели запрещается. Конкретные условия и порядок
страхования ответственности за причинение ущерба, а также порядок образования
и расходования страховых фондов определяются законодательством Российской
Федерации и города Москвы.

VII. Иные вопросы

Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании
условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер
по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях
должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством города Москвы.

Статья 41. Международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Город Москва участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных
договоров Российской Федерации, формировании и осуществлении внешнеполитического
курса страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
заключает в этих целях договоры и соглашения о сотрудничестве с зарубежными
городами, регионами, административно-территориальными и государственно-территориальными
образованиями, иностранными юридическими лицами.

Статья 42. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования.

Статья 43. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие
с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы и иные нормативные
правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом
в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Москвы в трехмесячный срок в установленном порядке вносит
в Московскую городскую Думу предложения о приведении законодательства города
Москвы в соответствие с настоящим Законом.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва,
Московская городская Дума
5 ноября 1997 года
N 46

Hosted by uCoz