"Об охране и использовании памятников истории и культуры"

Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г.
(с изменениями от 18 января 1985 г.)

Раздел I. Общие положения (ст. 1 - 6)
Раздел II. Государственное управление и контроль в (ст. 7 - 15)
области охраны и использования памятни-
ков истории и культуры. Участие предпри-
ятий, учреждений, организаций и граждан
в охране и использовании памятников
Раздел III. Государственный учет памятников истории (ст. 16 - 20)
и культуры
Раздел IV. Обеспечение сохранности памятников исто- (ст. 21 - 52)
рии и культуры. Порядок и условия ис-
пользования памятников
Раздел V. Ответственность за нарушение законода- (ст. 53 - 54)
тельства об охране и использовании па-
мятников истории и культуры
Раздел VI. Международные договоры (ст. 55)

Постановление ВС РСФСР от 15 декабря 1978 г. "О порядке введения в дейс-
твие Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и
культуры"

В СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения
и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика, памятники истории и культуры являются достоянием
народа. Советское государство, следуя ленинским принципам отношения к культурному
наследию, создает все условия для сохранения и эффективного использования
памятников в интересах коммунистического строительства.
Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальную и духовную
жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных
масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и
развитие Советского социалистического государства.
В памятниках истории и культуры воплощены выдающиеся события Великой
Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной
войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции,
братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа
за построение социализма и коммунизма.
Памятники истории и культуры народов СССР составляют неотъемлемую часть
мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов
нашей страны в развитие мировой цивилизации.
В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и
культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейнонравственного,
интернационального и эстетического воспитания трудящихся.
Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных
организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры патриотический
долг каждого советского гражданина.
Советское законодательство призвано активно способствовать улучшению
дела охраны и использования памятников истории и культуры, дальнейшему укреплению
законности в этой области.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Памятники истории и культуры
Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и
предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества
и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются
государством.

Статья 2. Задачи советского законодательства об охране и использовании
памятников истории и культуры
Советское законодательство об охране и использовании памятников истории
и культуры регулирует общественные отношения в области охраны и использования
памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений,
эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в
интересах коммунистического воспитания трудящихся.

Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и использовании
памятников истории и культуры
Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и использовании памятников
истории и культуры состоит из Закона СССР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" и издаваемых в соответствии с ним иных актов законодательства
Союза ССР, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР об охране
и использовании памятников истории и культуры.

См. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное
постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 г. N 865

Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры
Памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а
также колхозов и других кооперативных организаций, их объединений, профсоюзных
и иных общественных организаций и в личной собственности граждан.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник
которых неизвестен, поступают в собственность государства, если иное не предусмотрено
законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры
Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается
с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны
памятников. При продаже памятников государство имеет преимущественное право
покупки.

Статья 6. Виды памятников истории и культуры
К памятникам истории и культуры в соответствии со статьей 1 настоящего
Закона относятся:
памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные
с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и
государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической
революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим
и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности,
а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся
политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей
науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость
Родины;
памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений,
укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные
изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического
культурного слоя древних населенных пунктов;
памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и
комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные,
остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного
зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
памятники искусства - произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного и иных видов искусства;
документальные памятники - акты органов государственной власти и органов
государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы
и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора
и музыки, редкие печатные издания.
К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты,
представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Раздел II
Государственное управление и контроль в области охраны и использования
памятников истории и культуры.
Участие предприятий, учреждений, организаций и граждан в охране
и использовании памятников

Статья 7. Государственное управление в области охраны и использования
памятников истории и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" государственное управление в области охраны и использования памятников
истории и культуры в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом
Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных
депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных
в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально
уполномоченными на то государственными органами охраны памятников в соответствии
с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 8. Обеспечение охраны и использования памятников истории и культуры
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных
Советов народных депутатов
Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых,
областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых
и сельских Советов народных депутатов в пределах прав, предоставленных законом,
обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду
памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики
или на территории соответствующего Совета, привлекают общественность к проведению
мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников, организуют над
ними шефство предприятий, учреждений и организаций, обеспечивают соблюдение
законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы охраны памятников
Специально уполномоченными государственными органами охраны памятников
в РСФСР являются Министерство культуры РСФСР, Главное архивное управление
при Совете Министров РСФСР, местные органы культуры и местные архивные органы
в пределах их компетенции, а также иные государственные органы, в соответствии
с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Министерство культуры РСФСР и местные органы культуры в пределах их компетенции
осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников
истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.
Главное архивное управление при Совете Министров РСФСР и местные архивные
органы в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в
области охраны и использования документальных памятников.
Указания специально уполномоченных государственных органов охраны памятников
по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны
для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности,
а также для граждан.

Статья 10. Государственный контроль за охраной и использованием памятников
истории и культуры
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории
и культуры имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными
и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны, использования, учета
и реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных законодательством
Союза ССР и РСФСР.
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории
и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными
и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными
органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории и культуры
В целях улучшения охраны и использования памятников истории и культуры
при Советах Министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых,
областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных
областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых
и сельских Советов народных депутатов создаются комиссии содействия охране
памятников истории и культуры из работников органов и учреждений культуры,
науки, народного образования, архивных органов и учреждений, представителей
творческих союзов и других общественных организаций.

Указом Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г. статья 12 настоящего Закона
изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и
культуры

Профессиональные союзы, организации молодежи, Всероссийское общество
охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и
другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают
содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране,
использованию, выявлению, учету, реставрации памятников истории и культуры
и распространению знаний о них.
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в работе,
направленной на обеспечение сохранности памятников истории и культуры, в соответствии
с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных
организаций.
Забота о сохранении памятников истории и культуры - долг и обязанность
граждан РСФСР.

Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников истории
и культуры в обеспечении сохранности и правильного использования памятников
истории и культуры
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры способствует
привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию
в охране памятников, осуществляет пропаганду памятников и законодательства
об их охране и использовании, активно содействует работе государственных органов
охраны памятников и установлению шефства предприятий, учреждений и организаций
над памятниками истории и культуры, осуществляет общественный контроль за
их сохранностью и правильным использованием, а также выполняет другие функции
в соответствии с Уставом Общества и законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций в охране и использовании
памятников истории и культуры
Предприятия, учреждения, организации, а также колхозы и другие кооперативные
организации и их объединения содействуют органам охраны памятников в проведении
мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации памятников
истории и культуры и распространению знаний о них.
Предприятия, учреждения и организации по согласованию с соответствующими
органами охраны памятников могут устанавливать шефство над памятниками истории
и культуры в целях обеспечения их сохранности и благоустройства прилегающих
к ним территорий.

Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры специально уполномоченными
государственными органами охраны памятников
Специально уполномоченные государственные органы охраны памятников совместно
с органами и учреждениями науки и народного образования с участием органов
массовой информации осуществляют пропаганду памятников истории и культуры
в целях широкого привлечения населения к изучению памятников и участию в их
охране.

Раздел III
Государственный учет памятников истории и культуры

Статья 16. Организация государственного учета памятников истории и культуры
Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности
они находятся, подлежат государственному учету.
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" государственный учет памятников истории и культуры осуществляется
в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

См. инструкцию о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования
и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденную приказом
Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203

Статья 17. Отнесение памятников истории и культуры к памятникам общесоюзного,
республиканского и местного значения
В целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые
памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного
значения.
Отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного,
республиканского или местного значения производится в соответствии с законодательством
Союза ССР и РСФСР.

Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры к памятникам
республиканского и местного значения
Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников
республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению
Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения -
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых,
областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов
по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского
и местного значения допускается только по решению Совета Министров РСФСР.

Статья 19. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся
в музеях, библиотеках и архивах
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" государственный учет памятников истории и культуры, находящихся
в музеях, библиотеках, архивах, в других учреждениях и организациях, производится
в порядке, определяемом законодательством Союза ССР о музейном и архивном
фондах СССР.

Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся
в личной собственности граждан
Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие
предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие
значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету
в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении
их сохранности.

Раздел IV
Обеспечение сохранности памятников истории и культуры.
Порядок и условия использования памятников

Статья 21. Использование памятников истории и культуры
Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного
образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального
и эстетического воспитания.
Использование памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях
допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает
их историко-художественной ценности.

Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории и культуры
Предоставление памятников истории и культуры в пользование государственным,
кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям, организациям,
а также другим организациям и лицам для научных, культурнопросветительных,
туристских и иных целей осуществляется в порядке и с соблюдением условий,
определяемых законодательством Союза ССР и РСФСР.
Недвижимые памятники истории и культуры республиканского и местного значения
предоставляются в пользование в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Ставки арендной платы за пользование памятников истории и культуры устанавливаются
Советом Министров РСФСР.

Статья 23. Порядок расходования средств, поступающих от использования
памятников истории и культуры
Денежные средства, поступающие от использования памятников истории и
культуры, а также средства, поступающие в соответствии со статьей 54 настоящего
Закона, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственных
органов охраны памятников, в ведении которых находятся памятники, и расходуются
ими только на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников.

Статья 24. Порядок расходования средств, выделяемых из государственного
бюджета РСФСР на охрану и использование памятников истории и культуры
Денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета РСФСР, государственных
бюджетов автономных республик и местных бюджетов на охрану и использование
памятников истории и культуры, расходуются на мероприятия по охране, реставрации,
консервации, ремонту памятников, выявлению, изучению и пропаганде.

Статья 25. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, в собственности
или пользовании которых находятся памятники истории и культуры
Предприятия, учреждения и организации, в собственности или пользовании
которых находятся памятники истории и культуры, несут ответственность за их
сохранность и обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации
памятников.

Статья 26. Обязанности граждан, в личной собственности которых находятся
памятники истории и культуры
Граждане, в личной собственности которых находятся памятники истории
и культуры, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации
памятников.

Статья 27. Правила охраны, использования и реставрации памятников истории
и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" правила охраны, использования и реставрации памятников истории
и культуры устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

См. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное
постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 г. N 865

Статья 28. Изъятие памятников истории и культуры у предприятий, учреждений
и организаций
Памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером
и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты
у предприятия, учреждения, организации в порядке, определяемом законодательством
Союза ССР.

Статья 29. Изъятие памятников истории и культуры, принадлежащих гражданам
Если гражданин не обеспечивает сохранности принадлежащего ему памятника
истории и культуры, этот памятник в соответствии со статьей 142 Гражданского
кодекса РСФСР может быть изъят в судебном порядке с соответствующим возмещением.

В настоящее время выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей регулируется
Гражданским кодексом РФ

Если гражданин систематически использует памятник истории и культуры
для извлечения нетрудовых доходов, этот памятник в соответствии со статьей
111 Гражданского кодекса РСФСР может быть безвозмездно изъят в судебном порядке.

Статья 30. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры, находящихся
на землях, предоставленных в пользование
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать
сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных
им в пользование.

Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются
только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.

См. Положение о лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации,
реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского)
значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995
г. N 1228

Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры
подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются
в установленном порядке.
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся
специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными,
ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.

Статья 32. Средства, за счет которых осуществляются реставрация, консервация
и ремонт памятников истории и культуры
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются
за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет
средств государственных органов охраны памятников.
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры, не находящихся
в пользовании предприятий, учреждений и организаций или подлежащих музейному
показу, осуществляются за счет средств государственных органов охраны памятников.

Статья 33. Зоны охраны памятников истории и культуры
В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства
и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны
регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке,
определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского
типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки
должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны
охраняемого природного ландшафта.

Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры
республиканского и местного значения
Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры,
монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются
Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых,
областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов
по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны
памятников истории и культуры.

Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ,
а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры
В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого
природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других
работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов
охраны памятников Союза ССР или РСФСР.

Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г. часть вторая настоящей
статьи изложена в новой редакции.
См. текст части второй в предыдущей редакции

В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского
и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность
запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение
работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров
автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского
и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Статья 36. Охрана историко-культурных заповедников
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие
особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
могут быть объявлены решениями Совета Министров СССР или Совета Министров
РСФСР историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на
основании особого о каждом из них положения.
Объявленные Советом Министров РСФСР историко-культурные заповедники охраняются
на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров
РСФСР.

Статья 37. Охрана заповедных мест
Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также
памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть
объявлены заповедными местами Советами Министров автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов
народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским
обществом охраны памятников истории и культуры.
Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых
в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Статья 38. Охрана произведений садово-паркового искусства и природных
ландшафтов
Охрана произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов,
отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними, осуществляется
органами охраны памятников совместно с другими заинтересованными органами
в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР об охране памятников
истории и культуры и об охране окружающей природной среды.

Статья 39. Охрана вновь выявляемых памятников истории и культуры
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную
или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный
учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями
Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и настоящего
Закона.

Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов планировки,
застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники
истории и культуры
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных
пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры,
монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры
РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории
и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры
запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого
в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР - в отношении памятников
общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР - в отношении памятников республиканского
и местного значения.
Предприятие, учреждение, организация, получившие такое разрешение, при
осуществлении сноса, перемещения или изменения памятника обязаны обеспечить
соблюдение условий, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, а
соответствующий государственный орган охраны памятников обязан провести работы
по научному изучению и фиксации памятников.
Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за
счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на снос,
перемещение или изменение памятника.

Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при
производстве строительных и других работ
Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут
создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся
только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после
осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.
Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть
согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать
мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.
Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе
ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному
органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

Статья 43. Осуществление мероприятий по обеспечению сохранности памятников
истории и культуры при производстве строительных и других работ
Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры
при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются
предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими эти работы, с привлечением
специализированных научных или научно-реставрационных организаций и координируются
соответствующими государственными органами охраны памятников.
Указанные мероприятия включают выявление памятников, их исследование
и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи или другиегосударственные
хранилища и иные работы, проводимые по указанию государственных органов охраны
памятников.
Финансирование указанных мероприятий производится за счет предприятий,
учреждений и организаций, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные
и другие работы.

Статья 44. Приостановление строительных и иных работ, представляющих
опасность для памятников истории и культуры
Государственные органы охраны памятников имеют право приостанавливать
строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения
в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры
либо нарушения правил их охраны.

Статья 45. Возобновление строительных и иных работ, приостановленных
в связи с возникновением опасности для памятников истории и культуры
Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, приостановленные
в случаях, указанных в статьях 42 и 44 настоящего Закона, могут быть возобновлены
с разрешения соответствующего государственного органа охраны памятников лишь
после устранения возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения
правил их охраны.

Статья 46. Ограничение движения транспортных средств в охранных зонах
и вблизи памятников истории и культуры
Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты местных
Советов народных депутатов вправе ограничить или запретить движение транспортных
средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам
истории и культуры или пролегающим через их охранные зоны, если создается
угроза для существования памятников.

Статья 47. Ведение раскопок и разведок памятников археологии
Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только
при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном
порядке.
Учреждения, организации и граждане, осуществляющие археологические работы,
обязаны обеспечить сохранность памятников.

Статья 48. Собирание памятников истории и культуры
Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи
и древнего декоративно-прикладного искусства учреждениями, организациями либо
гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых и регистрируемых
в установленном порядке.

Статья 49. Выдача и регистрация специальных разрешений на собирание памятников
истории и культуры
Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациями либо
гражданами старинных документальных памятников на территории РСФСР выдаются
Главным архивным управлением при Совете Министров РСФСР и регистрируются местными
архивными органами.
Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациями либо
гражданами произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного
искусства в РСФСР выдаются Министерством культуры РСФСР и регистрируются местными
органами культуры.

Статья 50. Запрещение вывоза памятников истории и культуры за пределы
СССР
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР запрещается.
Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном
случае разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Союза
ССР.

В настоящее время вывоз и ввоз культурных ценностей регулируется Законом
РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

Статья 51. Порядок временного вывоза памятников истории и культуры за
пределы СССР
В соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории
и культуры" в целях развития международного культурного обмена разрешается
временный вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР с соблюдением
правил и условий, специально устанавливаемых для каждого случая соответствующим
государственным органом Союза ССР.

Статья 52. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых в РСФСР
Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств,
организаций и лиц, временно ввозимые в РСФСР в целях культурного обмена на
основе соответствующих договоров, охраняются государством.

Раздел V
Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании
памятников истории и культуры

Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации
памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других
нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную,
административную или иную ответственность в соответствии с законодательством
Союза ССР и РСФСР.

Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры и возмещение убытков
в случае причинения вреда памятнику
Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику
истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии
памятник или его охранную зону, а при невозможности этого - возместить причиненные
убытки в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Восстановление
памятника или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного
порядка реставрации памятников истории и культуры.
Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения
и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, указанных
в части первой настоящей статьи, несут в установленном порядке материальную
ответственность.

Раздел VI
Международные договоры


Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г. статья 55 настоящего
Закона изложена в новой редакции.
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 55. Международные договоры
Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в советском законодательстве об охране и использовании памятников
истории и культуры, то применяются правила международного договора.
Такой же порядок применяется в отношении законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры РСФСР, если в международном договоре
РСФСР установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об охране
и использовании памятников истории и культуры РСФСР.

Председатель Президиума Верховного
Совета РСФСР М.Яснов

Секретарь Президиума Верховного
Совета РСФСР Х.Нешков

Москва, Кремль.
15 декабря 1978 г.


Hosted by uCoz