из книги Татьяны Захарченко
"Охрана окружающей среды: к юридическим действиям граждан России"
Закон России "Об охране окружающей природной среды" включает специальный раздел II, именуемый "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду". К сожалению, ст.11 Закона практически сводит право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду - естественное право человека - к праву на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, что является более узким правом граждан.
В соответствии со ст.11 Закона России "Об охране окружающей природной среды" каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ч.1). Ч.2 ст.11 предусматривает, что это право обеспечивается:
планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организации медицинского обслуживания населения;
предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на неё, в том числе последствий аварий и катастроф;
государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
Ч.2 ст.12 Закона России "Об охране окружающей природной среды" устанавливает следующие права граждан в области охраны окружающей природной среды:
создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить трудовые сбережения;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных
объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий
и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую при-
родную среду и здоровье человека;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Кроме этого, в соответствии со ст.5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений (ч.1 п.1).
Закон оговаривает, что это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды обитания, выполнения организациями, предприятиями и гражданами требований санитарного законодательства Российской Федерации (ч.2 п.1 ст.5). Ст.5 данного Закона закрепляет и другие права граждан, по существу дублируя действующее законодательство. Так, согласно этой статье "граждане Российской Федерации имеют право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний.
Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.
Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательства по его страхованию.
Споры по поводу размеров и порядка возмещения ущерба в результате нарушений санитарных правил разрешаются в судебном порядке.
Существует также специальное положение в данном законе, согласно которому граждане Российской Федерации непосредственно либо через своего представителя, или через общественные объединения имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, в соответствии со ст. 13 Закона "Об охране окружающей природной среды" имеют следующие права в области охраны окружающей природной среды:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;
организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
В диалоге с государственными органами может пригодиться ст.14 Закона России "Об охране окружающей природной среды", которая устанавливает следующие государственные гарантии экологических прав и обязанностей граждан и общественных объединений:
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Органы государственной власти, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В целях обеспечения охраны окружающей среды граждане и их экологические объединения могут также воспользоваться своим правом осуществлять общественный экологический контроль, в задачу которого входит проверка выполнений Закона России "Об охране окружающей природной среды" министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами, правовой основой которого служит ст.72 Закона.
Кроме этого, в соответствии со ст. 35 Закона России от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы.