из книги Татьяны Захарченко
"Охрана окружающей среды: к юридическим действиям граждан России"
С получения достоверной информации должна начинаться любая деятельность, направленная
на улучшение качества окружающей природной среды. Право на информацию является
одним из
фундаментальных прав человека, закрепленным в Конституции Российской Федерации
(ст.29).
Основным препятствием для получения информации может стать засекречивание интересующих граждан сведений.
Закон Российской Федерации "О государственной тайне" установил, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии со специальным Перечнем, утвержденным Президентом (ст.9).
Президент Российской Федерации утвердил Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Согласно этому Перечню тридцать восемь высших должностных лиц, включая Министров Минприроды и Минатома, наделены полномочиями по единоличному отнесению сведений к государственной тайне.
Столкнувшись с проблемой засекреченности необходимых сведений, граждане должны иметь в виду ряд положений Закона о государственной тайне. Прежде всего. Закон даёт исчерпывающий список видов сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне (ст.5). В нем также определено, какие именно сведения не подлежат засекречиванию (ст.7). В число таких не подлежащих засекречиванию включены, помимо прочих, сведения:
o о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью
граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах
и последствиях;
o о состоянии экологии, здравоохранения...;
o о фактах нарушения прав и свобод человека.
Закон о государственной тайне предусматривает, что обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд (ст.ст.7, 15).
Граждане могут получать интересующую их информацию непосредственно от государственных органов, ссылаясь также на своё право на информацию, затрагивающую их права и свободы, провозглашенное Конституцией Российской Федерации (ст.24).
Существует специальный Указ Президента России, который предписывает, что в целях обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также предприятий, общественных объединений, должностных лиц, их деятельность должна осуществляться на принципе информационной открытости.
Согласно Указу этот принцип выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающий личные интересы граждан; осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
На отмеченные правовые нормы можно ссылаться гражданам, желающим получить информацию в диалоге с государственными структурами.