Москвичи, внимательно следящие за сводками столичных новостей, без труда вспомнят тревожные кадры телехроники, рассказывающие об очередном провале или оползне, неожиданно возникшем в том или ином районе города. Вот лишь некоторые происшествия из длинного списка. Не далее как прошлой весной плывун прервал движение поездов в районе станции метро "Домодедовская". В Большом Балканском переулке неподалеку от метро "Красносельская" провалилась на глубину до трех метров часть двора площадью тридцать квадратных метров. Всем памятна и крупнейшая авария на Большой Дмитровке, где под землю ушла значительная часть улицы рядом с домом 18.
За последние 40 лет на территории Москвы зафиксировано около 45 крупных провалов почвы. Проседаний и менее значительных происшествий - сотни. Даже человека далекого от городского хозяйства или строительства эти цифры не могут не беспокоить. В чем же дело? Можно ли бороться с этим явлением?
Сегодня наш собеседник - Владимир Баулин, директор Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС). Это головной институт в системе Госстроя России, главная обязанность которого обеспечить необходимыми нормативами и научными исследованиями все инженерно-строительные изыскания в стране. Опасные геологические процессы и методы борьбы с ними - одно из основных направлений деятельности института.
На территории России немало опасных для строительства зон. Чего стоит одна лишь вечная мерзлота, которой занято более 65 процентов территории страны. Москва в этом отношении тоже не подарок: карстовые пустоты, оползни и подтопление не дают расслабиться ни геологам, ни строителям. Стоит что-то не учесть, просчитаться, и вполне вероятна аварийная ситуация. Немало хлопот вызывают и так называемые "подработанные" территории. К примеру, нашумевший провал на Дмитровке был связан с тем, что в глубоколежащий коллектор буквально смыло породу, в результате чего образовалась пустота. Это - техногенное воздействие на столичную геологию.
К зонам высокого риска проявления опасных геологических явлений относится значительная часть столицы, и их территория растет. К примеру, хозяйственная деятельность человека может привести к тому, что в зоне карбонатных пород резко понизится уровень грунтовых вод. Тогда вода, просачивающаяся сверху, растворяет карбонатные породы, и вероятность аварийной ситуации резко увеличивается. При проектировании Третьего транспортного кольца были проведены необходимые исследования, и оказалось, что немалая часть новой трассы проходит над карбонатными породами. Ученые дали свои рекомендации строителям и составили прогноз развития ситуации, так что за Третье кольцо можно не беспокоиться.
Однако подобные исследования проводятся далеко не при каждом строительстве. А если они и имеют место, то проводятся скорее формально: нормативами требуется бурение определенного количества скважин, и строители действительно выполняют эту работу, не составляя прогноз. Поэтому зоной риска может быть любое место города. Конечно, существуют специальные карты Москвы, на которых прекрасно видны опасные с точки зрения геологии места. Но если для общей оценки ситуации такие карты годятся, то при строительстве конкретного здания они бесполезны, необходимо проводить специальные исследования.
Опасные геологические зоны приходятся не только на центральные и давно застроенные районы. Новое строительство также зачастую ведется там, где геологи предсказывают возможность неблагоприятных процессов. Делать нечего - территория города ограничена, и идеальных стройплощадок практически нет.
Итак, каждое сооружение требует тщательного изучения геологической ситуации и прогноза ее изменения. Опыт показывает, что при строительстве обычно не рассчитывают на подтопление здания. Недостаточно учитываются условия эксплуатации, без которых нельзя грамотно построить прогноз. Водонесущие коммуникации у нас делаются так, что восемьдесят процентов причин подтоплений - утечки, то есть наше собственное техногенное воздействие на геологию. Даже при благополучной геологической ситуации на момент строительства никто не может гарантировать, что эта территория впоследствии не будет подтоплена.
Те же пятиэтажки строились на пустом и сухом месте, а изыскания проводились без учета возможного техногенного подтопления. Вот где причина гнилых коммуникаций, постоянных прорывов, затопленных подвалов и прочих прелестей городской жизни. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов полив газонов, изменение термовлажностного режима за счет асфальтирования территории, но самое главное - это утечки водонесущих коммуникаций, их неграмотная эксплуатация.
Механизмы защиты от грунтовых вод в арсенале строителей имеются. Прекрасный пример - старое здание ПНИИИС, построенное в сороковых годах по проекту И.Жолтовского. На двухметровой глубине вокруг здания была заложена дренажная система, и в подвалах было настолько сухо, что там хранилась бумага. Позднее к старому зданию была сделана пристройка, нарушившая дренаж, и в результате подвалы оказались затоплены. Приходится бороться со своей собственной бесхозяйственностью и безалаберностью проектировщиков. Таких примеров очень много.
На сегодняшний день подтоплено более 40 процентов территории города, а прогнозы говорят о том, что к 2010 году "поплывет" половина Москвы. Особенно опасно подтопление в Лефортово, Замоскворечье, на северо-востоке Сокольников, на Ивантеевской улице, южнее площади Гагарина. В зоне подтопления и оползней находятся почти три сотни опасных объектов, в том числе ТЭЦ, нефте- и газоперерабатывающие заводы.
Не всегда полезно и понижение уровня грунтовых вод. На Софийской набережной совсем недавно начал разрушаться дом из-за того, что слабые осушенные грунты дают значительную усадку. Вероятно, что вскоре это здание пойдет под снос. Подобные процессы идут и на других пойменных территориях Москвы-реки, хотя за ними в последнее время стараются следить.
Можно сказать, что территория любого города по мере его развития становится опасной с точки зрения геологии. С одной стороны, это верно, однако если эксплуатация зданий и коммуникаций ведется грамотно и продуманно, многих неприятностей можно избежать. Современные технологии позволяют справиться с любой сложной ситуацией, и даже на вечной мерзлоте можно с успехом строить при условии грамотной эксплуатации дома. Но безграмотное техногенное воздействие - основная проблема геологии мегаполисов.
Не меньшее внимание должно быть уделено и опасным геологическим процессам в Подмосковье. О них не так часто говорят и пишут в средствах массовой информации, но это не означает, что они менее опасны. Самые опасные процессы в окрестностях столицы все те же - оползни, карст, суффозия, подтопление.
В середине девяностых из-за оползня, возникшего на склоне речной долины, был отселен шестнадцатиэтажный дом в Железнодорожном. Несколько раньше под угрозой обрушения оказались стены Ново-Иерусалимского монастыря в Истринском районе. Все из-за тех же оползней на берегу реки Лопасня у села Хатунь было разрушено около 300 метров шоссе.
Если карстовые явления на территории Москвы хорошо изучены, то в Подмосковье серьезных исследований практически не проводилось. Сейчас в этом направлении начинается большая работа, которая будет финансироваться из областного бюджета. Будет проведено районирование территории области по степени опасности карстовых процессов, а в зонах наибольшей опасности также будет выполнена специальная карстологическая съемка.
И снова, как и в Москве, основной ущерб связан с развитием техногенных геологических процессов. Все в том же Железнодорожном в 1996 году образовался провал, явно спровоцированный утечками воды из подземных коммуникаций. На территории Подольска и в его окрестностях не раз наблюдались провальные явления, связанные с выносом грунтов в заброшенные штольни. А на границе Красногорского района Московской области и микрорайона Митино при строительстве производственной базы образовался техногенный оползень.
Перечень аварийных ситуаций можно продолжать, а свежие примеры у всех на слуху. Так удастся ли повлиять на создавшуюся ситуацию, или остается только ждать, когда столица и ее окрестности начнет уходить под землю? Реальные меры не так уж и сложны. Исходя из того, что большую часть проблем люди создают себе сами, в первую очередь, необходима грамотная эксплуатация уже имеющихся зданий и городских объектов. Необходимо изучение геологических процессов и, самое главное, их прогнозирование. И не надо паники - все в наших собственных руках. Будущее благополучие Москвы закладывается уже сегодня.