
Адрес: Кропоткинский пер, 13
Проезд: м. Парк Культуры
Федор Шехтель (1859–1926), крупнейший мастер стиля "модерн" в русской архитектуре, в начале ХХ века украсил Москву великолепными особняками. Во многих из них сегодня размещены иностранные миссии. В доме № 13 по Кропоткинскому переулку уже 44 года находится Посольство Австралии.
Шехтель строил его в 1901–1902 годах для некой А.И. Дерожинской, дочери фабриканта Бутикова. Большие деньги дали ей возможность пригласить для строительства собственного особняка самого модного в России архитектора.

Если смотреть с улицы, через затейливую, с ломаным узором решетку, то дом кажется небольшим. Но внутри все огромно. Окно, представляющее цельную стеклянную стену, главный холл, интерьер которого напоминает протестантскую церковь: голые стены уходят куда-то ввысь, камин изящно вычурных очертаний похож на старинную церковную кафедру. В коридоре прихотливым жгутом завивается от пола до крыши, пронзая пространство, винтовая лестница с "павлиньим" узором перил. Тщательно продуманы мельчайшие детали обстановки – вентиляционные решетки, оконные щеколды, дверные ручки. Ручка двери парадного подъезда (изнутри) – это замысловатой формы паук, складывающийся из двух половин. Мебель разработана тоже специально для данного интерьера, так же как снаружи – решетки ограды. Все вместе создает удивительно цельный ансамбль в стиле "модерн".

Этот дом архитектор строил одновременно с особняком для С.П. Рябушинского (ныне Музей-квартира А.М. Горького) на углу Спиридоновки. Но образная система их прямо противоположна. Особняк Рябушинского – это, можно сказать, образ Лета – обильного, прекрасного: буйство красок и форм, керамический фриз на фронтоне с лиловыми ирисами, пышность декора в интерьере. А дом Дерожинской – это обитель Осени: полутона, холодное совершенство линий, огонь в камине в сгущающихся сумерках... Что-то таинственное, чуть сумрачное есть в этом доме, какой-то неуют, хотя снаружи он производит впечатление спокойной сбалансированности и цельности. Что же касается интерьера, то ощущение неуюта и холода создают, прежде всего, голые стены.

Но, оказывается, в этой пустоте, которую искусствоведы подают как счастливую находку архитектора, сам Шехтель был совсем неповинен. Стены особняка должны были украшать фресковые панно работы замечательного художника Виктора Борисова-Мусатова.
Он писал фрески в усадьбе Введенское под Звенигородом, и, по свидетельству тех, кто видел эскизы, они обещали быть прекрасными. Фресок было задумано четыре, по одной на каждую стену холла – цикл "Времена года", в излюбленной манере мастера: старинные усадьбы, зыбкие женские фигуры в сумерках парка. Сам художник писал Шехтелю: "Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер, есть и в живописи. На фресках этот лейтмотив – бесконечная, бесстрастная, без углов линия". Отсутствие углов – любимый прием Шехтеля: фрески так и просились на стены его нового творения.
Увы, роковую роль сыграла скаредность заказчицы: она намеренно предложила художнику жалкие гроши, чтобы тот сам отказался от заказа. Шехтель всю жизнь испытывал неловкость перед Борисовым-Мусатовым. И даже через 20 лет сказал на лекции студентам неправду: "Преждевременная смерть не дала ему их закончить". Не смерть, а человеческая жадность... После революции 1917 года в доме располагался Наркомпрос, которым руководила жена В.И. Ленина Н.К. Крупская. Потом здесь были общежитие делегатов Коминтерна, Китайская миссия, Узбекская миссия и так далее. В 1959 году особняк арендовало Посольство Австралии. За исторической и художественной сохранностью этого прекрасного памятника русского "модерна" наблюдает "Дипкомфорт" – дочерняя фирма Главного управления по обслуживанию дипкорпуса при МИД России. А хозяином его является в настоящее время господин Лесли Роу, Посол Австралии в России.




















