
Сандуновские Бани существовали еще в XVIII веке и названы
по имени Силы Николаевича Сандунова - актера, служившего при дворе Екатерины
II в 1790-е годы. Сандунов был женат на певице Елизавете Урановой - воспитанице
театрального училища. Как утверждает легенда, ее талантом была пленена
сама императрица, принявшая самое живое участие в судьбе супружеской пары.
Она подарила на свадьбу Елизавете Урановой дорогие украшения. На проданные
царицыны бриллианты Сандунов недорого купил землю на берегу речки Неглинной.
В дальнейшем он прикупал к своему участку земли своих соседей.

К 1806 г. он снес все строения, имевшиеся на его земле и выстроил каменные
бани. Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80
лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку
Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени
способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту
их популярности. В 1860 г. бани переходят к московскому купцу В.В.Ломакину,
принадлежавшему к известной фамилии, имевшей тогда еще несколько бань
в Москве. В 1869 г. бани приобрел деревянщик Иван Григорьевич Фирсанов
и сдал их в аренду за 25 тысяч рублей в год Петру Ивановичу Бирюкову,
выбившемуся в купцы из простых банщиков.
В 1890 г. дочь Фирсанова, унаследовавшая бани, отказывает в аренде Бирюкову
и "продает" их своему мужу А.Н.Ганецкому. Ганецкий решает сломать
существующие бани и построить новые, которые были бы лучшими из всех до
этого построенных бань в России.
Для постройки новых бань было составлено несколько различных проектов,
из которых был выбран проект Б.В.Фрейденберга. Под его руководством летом
1894 года и началось строительство бань. С Фрайденбергом в работе по оформлению
интерьеров сотрудничал архитектор академии художеств С.М.Калугин.

В 1896 г. строительство комплекса Сандуновских бань в основном было завершено
(совр. домовладение №14 по ул. Неглинной строения 1,2,4-7). Этот комплекс
включал в себя 3-х этажный дом (совр. строение №1), в котором размещались
конторы, номера, сдаваемые квартиры и магазин "торгового дома Юргенсона",
торговавший нотами и музыкальными инструментами. В правом крыле этого
дома на первом этаже находились женские 30-ти коп. бани - 3-х этажный
дом (совр. городская поликлиника), в котором были оборудованы 24 номера,
стоимость которых колебалась в зависимости от комфорта от 60 коп. до 5
руб. 3-х этажное здание (совр. строение №4) стоящее по другую сторону
внутреннего проезда, на 3-м этаже которого размещались квартиры служащих
бань, а на первых двух - различные по стоимости разряды, в т.ч. мужские
бани в 50 коп., считающиеся украшением Сандуновских бань (совр. ВМР) и
рассчитанные на 100 человек, имели читальню, парикмахерскую, камин, комнату
отдыха для некурящих ("турецкий зал"), просторную мыльную, две
парные - ирландскую и русскую, и большой бассейн (12 х 6 м). Мужские и
женские бани в 10 коп. были рассчитаны на 140 и 110 человек, соотвественно,
и находились на 2-м этаже центральной части здания.

Мужские и женские бани в 5 коп. размещались этажом ниже и отличались от
10 коп. разряда более простой мебелью в раздевальне и большей вместительностью
(300 и 125 человек, соотвественно). При мужских банях был построен обширный
бассейн на открытом воздухе во дворике, окруженном высокими каменными
стенами. Здания (совр. строения 5-7) предназначались для размещения электрической
и насосной станций, котельной, водонапорных баков и другого инженерного
оборудования. Прачечная (совр. строение 3) была построена в 1897 г. Фасады
и интерьеры описанных зданий выполнены в форме эклептики, использующей
мотивы различных архитектурных стилей: барокко (гл. фасад строение 1),
мавританского (строение 2), классицизма, ренессанса, готики, рококо (строение
4), а также фабричного стиля (строения 5-7). В отделке помещений бань
использовались материалы, в основном, завезенные из Европы, в частности,
норвежский и итальянский мрамор, кафель и половая плитка из Англии, Германии,
Швейцарии. Особо следует отметить создание инженерных систем Сандуновских
бань. Задача была настолько сложна, что для решения чисто технических
вопросов была организована особая комиссия из выдающихся московских и
петербургских техников, которые созывались для консультаций. Основное
внимание при строительстве Сандуновских бань было уделено точному исполнению
всех отделениях действующих в то время правил гигиены. Все в этих банях
можно было мыть и стирать - от чехлов до стен. Для получения чистой воды
специально для бань был проложен водопровод от Бабьегорской плотины, находившейся
в районе современной фабрики "Красный Октябрь", а в банях установлены
фильтры "Нептун" американского производства. Помимо своего водопровода
вода бралась также из городского, а для получения особо чистой воды, на
территории бань был вырыт артезианский колодец глубиной 700 футов. Для
нагрева воды использовались три котла общей емкостью 150 куб.м., нагреваемые
при помощи мазута (использование угля из-за опасности распространения
пыли по территории бань было признано нежелательным). Освещение в банях
(во избежание копоти) было электическим и обеспечивалось одной тысячью
16-ти ватных лампочек, которые питались от электростанции, построенной
при банях. Устроенная особым образом вентиляция всех помещений бань обеспечивала
двукратный объем воздуха в час. В целях поддержания чистоты на должном
уровне по средам и воскресеньям устраивались санитарные дни. По воскресеньям,
спасаясь от многочисленных поклонников, бани посещал Ф.И.Шаляпин.
Нещадная эксплуатация бань в советское время привела к значительным разрушениям,
искажениям и утрате первоначального облика фасадов и интерьеров строений
Сандунов. В 1991 г. УГК ОИП г.Москвы поставило Сандуновские бани на учет
как памятник архитектуры г.Москвы. С 1992 г. начались ремонтно-восстановительные
и реставрационные работы.
Коллектив Сандуновских бань не только воссоздает прежний облик заведения,
но и возрождает его лучшие традиции: - чистота, комфорт и внимательное
отношение к посетителям, независимо от отделения бань.
Источник: http://www.sanduny.ru