Покровское-Стрешнево-Глебово
Раньше на территории парка преобладал еловый лес, и эта пустошь получила название Подъелки. Она принадлежала Степану и Федору Тушиным, и впервые упоминается в писцовых книгах 1584 года после приобретения ее Е.И. Благово, видным деятелем второй половины XVI века.
В 1608 году в этих краях разбил свой лагерь Лжедмитрий II. Среди его сподвижников был новый владелец пустоши А.Ф. Палицын. Он вскоре перешел на сторону законных властей, продвинулся по службе, стал воеводой в Муроме и в 1622 году продал Подъелки дьяку М.Ф. Данилову.
К середине XVII века Подъелки представляли собой село с 8 крестьянскими дворами, имевшее каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Отсюда и пошло название Покровское. После смерти дьяка имением недолгое время владеет Ф.К. Елизаров, который в 1664 году продает Покровское Родиону Михайловичу Стрешневу. С этого времени усадьба в течение почти 250 лет принадлежит роду Стрешневых. Этот род считался незнатным до 1626 года, когда на Стрешневой Евдокии женился царь Михаил Федорович Романов, сын патриарха Филарета, двоюродного брата покойного царя Федора Иоанновича из династии Рюриковичей. От этого брака было 10 детей, в том числе будущий царь Алексей Михайлович.
С тех пор род выдвинулся и занял видное место в придворной иерархии.
Р.М. Стрешнев был человек толковый и решительный и быстро выдвинулся при дворе. Ему пришлось служить четырем первым царям из династии Романовых, а с конца 1670-х гг. он был воспитателем ("дядькой") царевича Петра Алексеевича (Петра I), принимал участие в венчании его на царство. После покупки Покровского Р.М. Стрешнев село особенно не перестраивал: просто поставил "двор боярский", да несколько хозяйственных служб. В 1685 году он приказал выкопать в верховьях речки Чернушки пруды и развести в них рыбу — это было делом моды.
В 1687 году имение переходит к сыну Родиона Михайловича — Ивану Родионовичу, а после его смерти наследство делится между его сыновьями, и Покровское отходит к генерал-аншефу Петру Ивановичу Стрешневу. При нем родовая вотчина начинает расширяться и преображаться в духе времени. В 1776 году здесь возводится каменный господский дом в стиле Елизаветинского барокко с анфиладой парадных комнат и с собранием живописи из более чем 130 картин. Это было дворянское гнездо во всем своем великолепии. Отрадой Петра Ивановича была дочь Елизавета. Он исполнял все прихоти дочери, но воспротивился ее желанию выйти замуж за вдовца с ребенком Федора Ивановича Глебова. Елизавета Стрешнева была женщиной неординарной, и через год после смерти отца она добилась своего. Это был брак по трезвому расчету, в котором она смогла, по собственному признанию, и уважать мужа, и властвовать над ним. Она сумела сохранить за вотчиной свою фамилию и в 1803 году после смерти двоюродного брата, на котором мужская линия фамилии Стрешневых прекратилась, добилась официального права называться со всем своим потомством Глебовыми-Стрешневыми.
Ф.И. Глебов выстроил в подарок жене изящный двухэтажный парковый павильон, названный "Елизаветино". Он представлял собой настоящее чудо архитектуры и отличался совершенством форм и изысканной внешней отделкой. Во время войны Елизаветино было разрушено.
Федор Иванович умер в 1799 году. Вместо старого дома был построен новый трехэтажный, в стиле ампир, к которому примыкал сад с прудами, появилось шесть оранжерей. Елизавета Петровна продолжает усердно хранить семейные портреты и реликвии. Родство Стрешневых с царицей стало родовым культом. В главном господском доме на стенах парадных комнат висели гербы Стрешневых и Глебовых в самом разнообразном исполнении. Правила Елизавета Петровна своей усадьбой властно и деспотично. В обществе слыла женщиной образованной, поэтому в доме была хорошая библиотека, приобретались современные технические новинки типа телескопа и микроскопа. Была хорошо знакома с Н.М. Карамзиным, которому предоставляла Елизаветино для работы над страницами "Истории Государства Российского". В своей книге "Старинные усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры" один из самых известных историков искусства начала ХХ века, барон Н.Н. Врангель пишет о "Покровском-Стрешневе":
"Будто видишь за высоким фасадом в узких окнах, поросших плющом, бледные облики Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой, ее сына Петра, племянницы Лизы Щербатовой, старой-старой крепостной Дарьи Ивановны Репиной, скончавшейся в девяносто восемь лет в ноябре 1905 года. Хороша синяя, "цвета сахарной бумаги", гостиная в большом доме, отделанная a l'antique в помпеянском стиле, с красивой белого дерева мебелью конца XVIII века.
Потом идешь по саду с бесконечными прямыми дорогами, окаймленными столетними деревьями, идешь долго к Ванному домику, вход в который охраняет маленький мраморный Амур. Дом стоит над гигантским обрывом, поросшим густым лесом, который кажется мелким кустарником, уходящим вдаль. Построена эта очаровательная игрушка мужем Елизаветы Петровны Стрешневой как сюрприз жене. Дом полон дивных английских гравюр, хороших старых копий с семейных портретов. И на каждом шагу, в каждой комнате кажется, будто бродят тени тех, кто здесь жил. В красной маленькой гостиной виднеется надпись:
"16 июля 1775 года Императрица Екатерина Великая изволила посетить Елизаветино и кушать чай у владелицы оного Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой".
В начале XIX века рядом с усадьбой возник поселок из 22 элитных дач, которые сдавались очень состоятельным москвичам. Это была охраняемая территория, на въезде стоял шлагбаум. Сюда в 1856 году на дачу, которую снимало из года в год семейство врача придворного ведомства А.Е. Берса, часто наведывался Л.Н. Толстой. Здесь он впервые встретился с двенадцатилетней дочкой Берсов Сонечкой, которая через 6 лет знакомства стала его женой. Толстой останавливался в комнате для приезжих на первом этаже, а на втором помещались дети с няней и прислугой. По воспоминаниям второй дочери Берсов Татьяны из их окна открывался "веселый, живописный вид на пруд с островком и церковь с зелеными куполами". А вот как дачу вспоминает Соня Берс: "...Какие были тогда чудесные вечера и ночи. Как сейчас вижу я ту полянку, всю освещенную луной, и отражение луны в ближайшем пруду. "Какие сумасшедшие ночи", — часто говорил Лев Николаевич, сидя с нами на балконе или гуляя с нами вокруг дачи".
Дачником здесь был знаменитый врач С.П. Боткин, перестроивший на свои деньги церковь Покрова, а также многие предприниматели и богатые люди свободных профессий.
После смерти хозяйки в 1838 году имение перешло полковнику Е.П. Глебову-Стрешневу, а потом к его племяннице Евгении Федоровне Бреверн, вышедшей замуж за князя М.В. Шаховского. В это время Покровское-Стрешнево все чаще стали называть Покровское-Глебово, так как в фамилии членов семьи на первом месте стояло Глебовы. Вероятно, тогда и началась путаница в названиях.
Последняя владелица Покровского Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева задумала превратить родовую усадьбу в некое подобие сказочного средневекового замка. В 1880 году по проекту приглашенных ею архитекторов А.И. Резанова и К.В. Терского здесь был построен оригинальный ансамбль барских служб, спланированный в виде подковы. С торцевых сторон господского дома пристроили два флигеля в виде стилизованных замковых башенок, сделали надстройку над старым домом в форме зубчатой деревянной башни, раскрашенной под кирпич. Вокруг усадьбы возвели мощную каменную ограду с башнями из красного кирпича в псевдорусском стиле, а впоследствии перестроили и старый храм Покрова. Гостей приезжало много, особенно летом. Евгения Федоровна была очень богата. Она имела виллу в Италии, яхту на Средиземном море и железнодорожный салон-вагон для поездок на юг. Однако большую часть времени проводила в своем родовом имении.
После революции часть дач, которые с конца прошлого века служили традиционным местом отдыха артистов МХАТ, отдали советским высокопоставленным чиновникам. А господский дом сначала использовала для своих нужд партийная элита, а потом его передали в ведение дома отдыха текстильщиков. В 1925 году в главном доме открыли музей, в котором была воссоздана обстановка прежней барской усадьбы, но просуществовал он совсем недолго. В 1928 году музей был закрыт.
Из коллекции музея два детских портрета работы К.И.Головачевского через Национальный музейный фонд поступили в Третьяковскую галерею: портрет графа Николая Дмитриевича Матюшкина в детстве. 1763 г., портрет графини Софьи Дмитриевны Матюшкиной в детстве. 1763 г.
После Великой отечественной войны усадьбу занимал дом отдыха военных летчиков. В 1970 году в усадьбе разместили НИИ гражданской авиации.
В наши дни в соответствии с историко-архитектурным планом Москвы весь район Покровское-Глебово-Стрешнево объявлен заповедной зоной. Сейчас идет восстановление барского имения. Уже полностью отреставрирована краснокирпичная ограда со своеобразными замковыми башнями, продвигаются работы по восстановлению церкви Покрова.