Дементий Иванович (Доменико) Жилярди
(1785 - 1845)
Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу
ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту
рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую
творческую жизнь был связан с Россией, отдал много сил и таланта возрождению
Москвы после пожара 1812 г.
Д. И. Жилярди родился в 1785 г. в Монтаньоле близ Лугано - небольшом местечке
Тессинского кантона на юге Швейцарии. Тессинский кантон был издавна известен
как родина многих работавших в России архитекторов, художников, каменных
дел мастеров. Не имея возможности применить свои творческие силы в небольшой
Швейцарии, они уезжали в поисках работы в чужие края. Широкий размах строительных
работ, рост значения русской архитектуры привлекали к России внимание
архитекторов разных стран, в том числе и Швейцарии, на протяжении всего
XVIII и первой треть XIX века. Род Жилярди был связан с Россией, и в частности
с Москвой, в течение многих десятилетий.
С 1787 г. в России работали три брата Жилярди, два из которых - Иван и
Осип - были архитекторами московского Воспитательного дома. Наиболее известным
из братьев был старший - Иван Дементьевич, который вел строительство крупнейших
зданий Москвы: Мариинской больницы для бедных на Новой Божедомке (ныне
Московский НИИ туберкулеза на улице Достоевского); Странноприимного дома
Н. П. Шереметева по проекту Е. С. Назарова и Дж. Кваренги (ныне Институт
скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Павловской (ныне 4-й Градской)
больницы по проекту М. Ф. Казакова и др. Значительным сооружением, построенным
И. Д. Жилярди по собственному проекту, был Александровский институт на
Новой Божедомке (ныне Московский областной туберкулезный институт), в
котором он использовал композиционные приемы русской классической архитектуры.
В 1796 г. к Ивану Жилярди приезжает из Монтаньолы его старший сын, Доменико,
впоследствии самый знаменитый из рода Жилярди. В то время ему было одиннадцать
лет. Архитектура не сразу привлекла его, сначала он мечтал стать живописцем.
Заметив склонности сына, отец посылает четырнадцатилетнего Доменико учиться
в Петербург живописи, где он занимается у известного художника-монументалиста
Карло Скотти; в 1803 г. Доменико уезжает в Италию для продолжения занятиями
живописью в Миланской академии искусств.
Посещая в академии натурный класс, занимаясь перспективой, он пришел к
убеждению, что ему ближе не живопись, а архитектура. Это мнение молодого
человека поддержали профессора академии. Однако годы, посвященные занятиям
живописью, не прошли напрасно для Жилярди. Они оставили неизгладимый след
в его творчестве, заставили с вниманием относиться и окружающему ландшафту,
к сочетанию архитектуры с особенностями городского или сельского пейзажа.
Увлечение не только пейзажной, но и монументально-декоративной живописью
помогли ему при создании интерьеров, где такую важную роль играет сочетание
архитектурных форм, живописи и скульптуры.
В 1806 г. Жилярди окончил Миланскую академию и еще около четырех лет продолжал
изучение памятников архитектуры и искусства других городов Италии - Рима,
Флоренции, Венеции. В 1810 г. он вернулся в Россию и с января следующего
года был определен помощником отца в ведомство московского Воспитательного
дома, с которым и был связан все годы своей архитектурной практики.
Возможно, увлечение ландшафтными композициями побудило Д. Жилярди создать
первое после возвращения в Россию произведение - проект парка для Павловска,
который он мечтал сам осуществить. Сохранился лишь проект павильона, выполненный
в тончайшей графической манере с подцветкой акварелью. К разработке павильона
в виде полуоткрытой беседки, с куполом и арочными проемами боковых стен
Жилярди будет не раз прибегать в своих последующих работах.
Деятельность Д. Жилярди развернулась после окончания Отечественной войны
1812 г. и главным образом была связана с Москвой.
В августе 1812 г., когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди
вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием
Григорьевичем Григорьевым, старшими детьми и служащими дома выезжает в
Казань. Осенью того же года они возвращаются в Москву. Сразу же после
ухода неприятеля началась огромная работа по восстановлению и застройке
пострадавшего города.
В это же время был объявлен конкурс на проект памятника для Москвы в честь
победы в Отечественной войне 1812 г., в котором Жилярди принял участие.
В отличие от большинства других участников он предложил соорудить памятник
не в виде храма, а в виде триумфальной колонны, увенчанной земным шаром
со статуей крылатой Победы, или России, дарующей мир Европе.
Работа над проектом памятника, которая падает на 1813 - 1814 гг.- время
победоносного шествия русских войск по Европе, сочетается у Жилярди с
каждодневной практической деятельностью по приведению в порядок пострадавших
во время пожара построек Воспитательного дома, проектированию (вместе
с отцом) новых зданий аптеки и лаборатории, с работой в Экспедиции Кремлевского
строения по восстановлению сооружений Кремля.
Первой крупной работой, принесшей славу молодому зодчему, было восстановление
здания Московского университета. Это здание - крупнейший центр русского
просвещения - сильно пострадало во время пожара: сгорели все перекрытия,
деревянные лестницы, были уничтожены актовый зал, библиотека и музей.
Пять лет обгорелый остов стоял в центре Москвы, и только в 1817 г. было
принято решение об отпуске средств на его восстановление. Тогда же Д.
И. Жилярди был назначен архитектором университета.
По проекту организованной в 1813 г. в Москве Комиссии для строения университет,
как и другие монументальные здания, расположенные вокруг Кремля, должен
был войти в парадную застройку центра Москвы.
Под руководством Д. И. Жилярди были проведены большие строительные работы;
без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и
обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета,
Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал
ему более торжественный, полный героического пафоса облик. Жилярди пошел
по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. Вместо
характерной для классицизма конца XVIII века обработки стен лопатками
или пилястрами, он подчеркнул гладь стены, значительно усилил монументальность
форм и пластику портика, применив дорический ордер с мощными каннелированными
стволами колонн, массивным фронтоном и антаблементом. В обновленном облике
сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств,
достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.
Теме искусства посвящен прекрасный барельеф фасада, изображающий девять
муз,- работа скульптора Г. Т. Замараева, выполненная им в содружестве
с Д. Жилярди (как и остальные скульптурные и живописные работы).
С исключительным мастерством перестроил зодчий актовый зал, поражающий
необычной формой грандиозной конхи. Полукольцо ионической колоннады зала
поддерживает хоры выделяясь на фоне росписи стен и потолка, исполненных
художником Ульделли по рисункам Жилярди. Привлекает внимание развернутый
под хорами фриз с обобщенным изображением деятелей науки, а завершает
всю композицию росписи потолка группа Аполлона и муз над окнами.
5 июля 1819 года в актовом зале состоялось торжественное открытие обновленного
здания университета. В речах профессоров, в стихах звучали слова гордости
и радости за успехи быстрого возрождения города, хвала возобновленному
"Минервину храму".
В 1817 г. старший Жилярди, Иван Дементьевич, проработавший в России двадцать
восемь лет, уехал лечиться на родину, а вскоре, в 1818 г., из-за старости
и плохого здоровья был отчислен совсем. После его отъезда на должность
архитектора Воспитательного дома был назначен его сын, Дементий Иванович
Жилярди. Наряду с работой по восстановлению университета и текущими строительно-монтажными
и ремонтными работами по дому Жилярди привлекается и выполнению более
значительных заданий.
В 1818 г. ему поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского
училища на Екатерининской площади. Над приспособлением этих зданий для
указанных учреждений до Д. И. Жилярди работал его отец, но он не внес,
однако, в них существенных изменений. Перед Д. И. Жилярди встала задача
увеличить объем зданий и придать им представительный вид, отвечающий архитектуре
новых общественных сооружений Москвы.
Вдовий (бывш. Инвалидный) дом сгорел в 1812 г. При перестройке Жилярди
включил старый дом в состав правого крыла нового здания. (Очертания старого
дома с двумя выступами видны со стороны двора.) Разновременность правой
и левой частей здания скрывает сделанная Жилярди надстройка третьего этажа
и объединивший два крыла мощный портик-лоджия. Его глубокая светотень,
усиленная контрастом с плоскостью боковых стен, выразительная пластика
гладких стволов большого дорического ордера "держат" композицию
протяженного здания. Строительство Вдовьего дома было закончено в 1823
г.
Перестраивая здание Екатерининского училища (ныне ЦДСА), расположенного
в глубине участка, Жилярди "прикрыл" его измельченный фасад
монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего
этажа. При капитальной перестройке и расширении здания, осуществленными
Жилярди в 1826 - 1827 гг., были пристроены сильно вынесенные вперед крылья,
образовавшие глубокий парадный двор.
На 1820-е годы приходится работа Д. Жилярди над созданием крупного здания
Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке, строительство которого,
начатое в 1821 г., было закопчено в 1826 г.
Работы по перестройке Вдовьего дома, Екатерининского училища и сооружений
Опекунского совета осуществлялись при неизменном участи помощника Д. И.
Жилярди А. Г. Григорьева.
Зданию Опекунского совета Жилярди придал образ монументального общественного
сооружения. Ансамбль, состоящий из центрального, покрытого куполом объема,
соединенного каменной оградой с двумя флигелями, занимает по фронту улицы
более чем 100 метров. Центр фасада главного здания украшает легкая ионическая
колоннада, поднятая на высокий подиум с аркадами, широкой лестницей и
пандусом. Колоннада кажется особенно воздушной на фоне гладкой поверхности
боковых стен фасада, лишенных оконных и дверных проемов.
Через двадцать лет, в 1847 г., академик М. Д. Быковский перестроил здание
Опекунского совета, оставив без изменения лишь его центральную часть с
колоннадой, куполом и многофигурным барельефом работы И. П. Витали. Почти
без изменений сохранились и великолепные интерьеры дома.
Предназначенные для приема посетителей и проведения денежных операций
центральные залы Опекунского совета Жилярди объединяет в единое пространство
при помощи ритмически повторяющихся арок, заменивших продольные и поперечные
стены. Общее впечатление свободного пространства интерьеров усиливает
различная высота очертаний сводов. Наиболее параден расположенный в глубине
здания главный зал заседаний Присутствия совета - с высоким полуциркульным
сводом, расписанным гризайлью, и величественными арками на торцах.
Тематика живописной и скульптурной отделки интерьера символизирует назначение
здания Опекунского совета Воспитательного дома - попечение о незаконнорожденных
детях и сиротах. Скульптуры были выполнены скульпторами И. П. Витали и
С.-И. Кампиони, роспись - художником П. Руджио. Аллегориям "Милосердие"
и "Воспитание" посвящены и скульптурные группы на сделанных
по проекту Жилярди каменных воротах при въезде в Воспитательный дом с
Солянки.
Одновременно с постройкой здания Опекунского совета Жилярди создает одно
из самых совершенных своих произведений - дом князя С. С. Гагарина на
Поварской (ныне Институт мировой литературы и Музей А. М. Горького).
Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным
приемом в решении фасада Жилярди делает не традиционный колонный портик,
а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей
антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа
главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени,
способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.
Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным
двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего
пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого
вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия,
неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную
обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными
сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки
со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены
с четырех сторон галереи. Отсюда открываются три двери в парадные помещения
дома. Одна из них ведет в расположенные вдоль главного фасада так называемые
"открытые" гостиные, с левой стороны - в танцевальный зал, справа
- в анфиладу комнат, завершенных просторным "большим кабинетом"
- световым фонариком, отделением парными ионическими колоннами.
Интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина - одни из лучших в творчестве
Жилярди - имеют много общего в планировке, в приемах выявления внутреннего
пространства, достигнутого разной высотой и очертаниям сводов и потолков,
в мастерском включении ордера, в роли скульптурного и живописного декора
(сохранился лишь частично). В создании ансамбля парадных помещений Жилярди
следовал достижениям русской классической архитектуры.
Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814 - 1822 гг.,
была перестройка усадьбы П. М. Лунина у Никитских ворот (ныне Музей культуры
народов Востока на Суворовском бульваре).
Купленная в начале века усадьба сгорела во время пожара 1812 г., кроме
того, ее облик уже не отвечал характеру застройки послепожарной Москвы.
Перед Жилярди стояла задача, использовав старые здания в новом ансамбле,
реконструировать усадьбу так, чтобы главные постройки, расположенные раньше
внутри двора, вышли бы на создаваемую магистраль бульваров. К торцу старого
дома Жилярди пристроил новый корпус, расположив его параллельно Никитскому
бульвару. Он надстроил, расширил и пристроил ионический портик к флигелю,
расположенному справа от нового корпуса, усилив тем самым его значение
в ансамбле, удлинил флигель с другой стороны главного корпуса и изменил
архитектурную обработку его фасада.
Дом Луниных, состоящий из комплекса трех зданий, образует асимметричную
композицию, рассчитанную на восприятие ее по направлению от Арбатской
площади к Никитским воротам. При следовании бульваром по мере приближения
к дому постоянно меняется его ракурс. Первым виден двухэтажный флигель
с портиком ионического ордера, поднятым на высокий белокаменный цоколь.
Колонны портика расставлены неравномерно: они спарены по углам, сильно
раздвинуты в центре, что нарушало строгость сооружения и вносило черты
простоты и непринужденности, характерные для архитектуры Москвы того времени.
В отличие от пространственной композиции флигеля главный корпус воспринимается
как цельный объем с подчеркнутой плоскостью главного фасада. Торжественная
колоннада коринфского ордера объединяет два верхних этажа дома и придает
ему крупный масштаб. Вместе с тем колоннада спрятана в неглубокую лоджию
так, что колонны не выходят за плоскость фасада и не нарушают монолитность
здания. Богато орнаментированный фриз, опоясывающий дом, придает завершенность
композиции.
Интерьеры дома Луниных характерны для жилых домов дворцового типа: с анфиладой
парадных комнат в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми
комнатами - в верхнем.
Парадные гостиные отличались большим разнообразием и создавали по мере
движения впечатление постоянно меняющегося пространства. Различные очертания
перекрытий залов, арки и порталы переходов, колонны, лепные карнизы и
зеркала, камины - все эти элементы с топким профессиональным вкусом были
введены в отделку помещений.
Строительство флигеля было закончено в 1818 г., главного корпуса - на
пять лет позже, в 1823 г. Вскоре дом был продан под контору Коммерческого
банка.
Жилярди строит не только в Москве, но и в Подмосковье - Гребневе, Поречье,
Котельниках, а также в других местах. Наиболее значительные его работы
были осуществлены в Кузьминках, или Влахернском,- подмосковной усадьбе
Голицыных.
Усилиями известных московских архитекторов XVIII века Н. П. Жеребцова,
Р. Р. Казакова, И. Е. Еготова и других Кузьминки к 20-м годам XIX века
- времени работы там Жилярди - превратились в настоящую загородную усадьбу
- с барским домом, парадным двором и садом, хозяйственными и парковыми
постройками, раскинувшимися среди зелени по берегам проточных прудов.
Но многие постройки обветшали, да и сама усадьба пострадала во время постоя
в ней наполеоновских войск. Д. И. Жилярди работал в Кузьминках до 1832
г.- времени отъезда его из России. Все дела по селу Влахернскому Жилярди
передал работавшему там вместе с ним двоюродному брату - Александру Осиповичу
Жилярди.
В Кузьминках ярко проявились такие черты творчества Жилярди, как чувство
окружающей природы, понимание особенностей русской классической архитектуры,
которые помогли ему развить начатое здесь его предшественниками. Жилярди
перестраивает флигеля барского дома и примыкающие к нему постройки - кухонный
корпус (так называемый Египетский павильон) и здание Померанцевой оранжереи.
Фасад кухни и парадный зал оранжереи Жилярди обрабатывает в стилизованных
формах Древнего Египта.
Большое внимание Жилярди уделил созданию парадного въезда в усадьбу: подъездную
дорогу он превращает в широкий проспект, а у въезда устанавливает чугунные
триумфальные ворота в виде двойной дорической колоннады, увенчанной гербом
Голицыных,- копию Триумфальных ворот К. И. Росси в Павловске; более торжественным
становится и парадный, так называемый Красный, двор.
Близ церкви (постройка Р. Р. Казакова и И. В. Еготова), стоящей перед
въездом на парадный двор, Жилярди строит небольшое сооружение - ризницу.
Эта круглая в плане постройка со скошенными кверху стенами повторяет здание
кладовой Павловской больницы, проект которой был сделан А. Г. Григорьевым
и Д. И. Жилярди.
Жилярди обновляет парковые постройки за домом, закрепляющие основную ось
композиции усадьбы: въезд - дворец. Это пристань у пруда и стоящая за
ним беседка в виде колоннады - так называемые пропилеи. С этих точек открывается
прекрасный вид на пруд и расположенные среди зелени парка павильоны.
Реконструируя пристань, построенную Еготовым, Жилярди придает ее очертаниям
спокойный и величественный вид. Скульптурные изваяния львов гармонично
вписались в архитектуру пристани, органично слитую с окружающей природой.
Пропилеи решены в массивных и лаконичных формах дорики.
В парке Жилярди перестраивает целый ряд павильонов, создает тонко продуманное
композиционное единство парковых сооружений.
Главным среди них является Музыкальный павильон Конного двора, построенный
Жилярди в 1820 - 1823 гг.,- одно из самых совершенных произведений мастера.
Простейшими средствами зодчий достиг здесь гармонии и выразительности
архитектурных форм. Монументальность общего облика и масштабная соразмерность
человеку, контраст плоскости гладкой стены и глубины ниши служили основой
художественной выразительности сооружения.
Музыкальный павильон и жилые флигеля, функционально не связанные с расположенными
за ними постройками собственного Конного двора, воспринимались издали
как декорация.
Отметим, что Д. И. Жилярди приписывается также знаменитый Конный двор
в Хреновом - бывш. воронежской усадьбе графа А. Г. Орлова-Чесменского,
сохранивший до сих пор назначение конного завода.
В конце 1826 г. Жилярди приступает к одной из крупнейших своих работ -
перестройке Слободского дворца в Лефортове для размещения в нем Ремесленного
заведения и богадельни Воспитательного дома. Перед зодчим стояла сложная
задача придать новое общественное звучание дворцовому зданию и выполнить
это, следуя требованиям своей эпохи.
Слободской дворец к моменту его перестройки был почти полностью разрушен.
От центральной часть остались лишь наружные стены, сгорели деревянные
галереи, флигеля были разрушены до основания. Окончательный проект Жилярди,
который значительно отличался от предыдущих, был утвержден в 1827 г. Строительство
здания продолжалось пять лет и было закончено в 1832 г. Д. Жилярди и его
постоянный помощник А. Г. Григорьев руководили всеми строительными работами.
Здание Ремесленного заведения получило монументальность и строгость, соответствующие
его назначению и отвечающие масштабу застройки дворцового района Лефортова.
Облик его достаточно скромен: в нем преобладают большие гладкие плоскости
стен, прорезанные равномерным рядом оконных проемов. Благодаря четко выявленным
объемам (центральный и боковые корпуса высотой в три этажа, соединенные
двухэтажными галереями) протяженное здание не распадается на отдельные
части. Большие арочные ниши в два этажа с трехчастными окнами и колонными
вставками акцентируют каждую из основных частей здания.
Центр здания венчает многофигурная скульптурная группа, выполненная скульптором
И. Витали. Она посвящена аллегории торжества разума и просвещения.
Белокаменные детали фасада четко выделялись на фоне красных неоштукатуренных
стен и контрастировали с ее большими гладкими плоскостями.
В 60-х годах XIX века здание Ремесленного заведения было передано Московскому
Техническому Училищу. Тогда же оно было перестроено и оштукатурено: надстроены
соединительные галереи, произведена внутренняя перепланировка. Но и в
современном здании Московского Государственного Технического Университета
имени Н. Э. Баумана видны черты старой планировки, сохранились центральные
залы - актовый на втором этаже и бывший церковный - на третьем.
Сохранив строгость и простоту, присущие всему облику здания, Жилярди придал
этим залам парадность и торжественность мастерским включением в их композицию
двойной колоннады: дорической в нижнем зале и ионической - в верхнем.
Одновременно с залами Ремесленного заведения Жилярди создает два больших
двусветных зала в перестраиваемом им здании Екатерининского училища; и
по общей композиции, и по архитектурному оформлению они были близки. И
ныне эти залы ЦДСА с двухъярусными галереями, со стройными колоннадами
производят впечатление исключительной парадности.
Последняя крупная работа Жилярди в Москве, осуществления им в 1829 - 1830
гг.,- усадьба Усачевых (позже Найденовых) на Земляном валу близ Яузы (теперь
лечебно-физкультурный диспансер на улице Чкалова). В строительстве этой
усадьбы проявились особенности дарования зодчего, накопленный им опыт
предшествующей работы.
Как опытный градостроитель, Жилярди связал композицию усадьбы с новой
планировкой района Земляного вала, осуществленной Комиссией для строения.
Он проявил себя тонким мастером ландшафтных построений: природные данные
участка - сложный рельеф, близость реки Яузы, широта открывающихся далей
- все это усиливает впечатление от ансамбля, подчеркивает его особенности.
Главное здание с традиционным ионическим портиком в центре поставлено
вдоль линии улицы и вместе с подпорной стеной пандуса оформляет значительный
отрезок Земляного вала. Вместе с тем оно замыкает перспективу ориентированного
на него переулка.
Композиция парка была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки,
на тесной связи с архитектурой садового фасада дома и идущего от него
пандуса, а также с павильонами, беседками. Лаконизм и монументальность
садового фасада дома с декоративной аркой в центре, гладью стен, оттененной
орнаментальными вставками, были рассчитаны не только на восприятие его
как декоративного элемента парка, но и на обозрение с дальних точек города.
Павильоны парка также имели двоякое назначение: они были элементами парка,
завершающими перспективу аллей, и одновременно местами, откуда раскрывались
панорамы города.
Сохранившиеся чертежи ансамбля, выполненные в самом начале его строительства,
дают представление об утраченных элементах этого парка.
К 1832 г. относится проект последнего сооружения Жилярди в России - мавзолея
в Отраде, подмосковной усадьбе графа В. Г. Орлова. Строительство усыпальницы
было предпринято в связи со смертью в 1831 г. хозяина усадьбы, последнего
представителя знаменитого рода графов Орловых - В. Г. Орлова, прожившего
в Отраде более пятидесяти лет.
Использовав типичную композиционную схему храма-ротонды (основной массив
здания с барабаном и куполом, главный вход отмечен портиком), Жилярди
создал сооружение, отличающееся конструктивной ясностью и гармонией форм.
Подлинный мастер русского классицизма, Жилярди стремился придать торжественный
облик зданию, которое он трактовал как памятник героической эпохе в истории
России, именно на это время приходился расцвет творчества зодчего. Поэтому
мы видим в проекте фигуры летящих "Слав" и другие пластические
элементы, которые должны были украсить входную часть храма, но не получили
своего осуществления.
Впечатление интимности и торжественности производит внутреннее пространство
мавзолея, построенное на контрастном сочетании устремленной ввысь центральной
подкупольной части и низких галерей кольцевого обхода.
Как и другие постройки этой усадьбы, мавзолей не был оштукатурен. Строительство
мавзолея затянулось на несколько лет и было закончено А. О. Жилярди в
1835 г., уже после отъезда Д. И. Жилярди на родину. Сооружения Дементия
Ивановича Жилярди являются прекрасным памятником зодчему на его второй
родине, которая дала ему возможность раскрыть свое дарование.
В Швейцарии, куда вернулся больной Д. И. Жилярди в надежде поправить свое
здоровье, он не создал ни одного сколько-нибудь значительного произведения.
Умер Д. И. Жилярди в 1845 г. в Милане и похоронен на кладбище Сан-Аббондио
близ Монтаньолы.