Алексей Викторович Щусев
(1873–1949)
Алексей Викторович Щусев, русский архитектор, самобытно освоивший самые различные, как традиционные, так и авангардные, стили. Родился в Кишиневе 26 сентября (8 октября) 1873 в семье смотрителя богоугодных заведений. В 1891–1897 учился в петербургской Академии художеств, где среди его наставников были Л.Н.Бенуа и И.Е.Репин. В 1894–1899 посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 – на службе в Святейшем Синоде. С 1913 жил в Москве.
Сделал себе имя как мастер церковной архитектуры в «русском стиле»: церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все – 1908–1912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910–1913) и православный храм св. Николая Угодника; и др.; Щусев выступал тут в равной мере и как историк-археолог (в Овруче он отреставрировал также храм св. Василия Великого, восходящий к 12 в.), и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции – живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913) – использовал мотивы русского барокко 17 в.
После Октябрьской революции 1917 руководил вместе с И.В.Жолтовским проектом «Новая Москва» (1918–1925), предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922–1923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932–1937). Был директором Третьяковской галереи (1926–1929), а также (с 1946) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 1927–1931; здание Наркомзема в Москве, 1928–1933). Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе – Мавзолее В.И.Ленина на Красной площади (1929–1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (гостиница «Москва», 1932–1938; Москворецкий мост, 1936–1938; Большой театр оперы и балета имени А.Навои в Ташкенте, 1940–1947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946; и др.). В 1941 был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952).
Важное место в его позднем творчестве заняли проекты восстановления разрушенных войной городов: Истры (1942–1943), Новгорода (1943–1945) и Кишинева (1947). Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в 1908–1949 в Высших художественно-технических мастерских, Вхутемас, в Московском архитектурном и других институтах). Лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952).
Умер Щусев в Москве 24 мая 1949.
По материалам сайта http://www.krugosvet.ru/