Евграф Дмитриевич Тюрин
(1792-1870)
Евграф Дмитриевич Тюрин родился в 1792 г. в семье бедного офицера. Творчество Тюрина пришлось па период упадка русского классицизма в архитектуре, когда на смену чистоте стиля, гармонии форм, изысканной строгости декора пришли невыразительные, скупые, порой грубые и тяжеловесные решения. Однако Тюрин в своем творчестве шел по пути, проложенному блистательными классиками, и его лучшие постройки отличают ясность, лаконичность, завершенность, неизменный вкус и изящество.
Евграф Дмитриевич Тюрин получил хорошее архитектурное образование. Поступив тринадцатилетним мальчиком в Кремлевское архитектурное училище, следовавшее традициям классицизма и считавшееся в те времена одним из лучших, он заканчивает его в звании «архитекторского помощника»; одновременно ему присваивают чин коллежского регистратора. За работу у Д. И. Жилярди и в Экспедиции Кремлевского строения, где под руководством И. Л. Мироновского в 1817 — 1819 гг. он занимается реконструкцией Кремлевского дворца, Тюрин получает свою первую награду.
Стремясь и самостоятельной творческой деятельности, молодой архитектор предлагает свой проект перестройки Кремлевского дворца, который многое специалисты считали удачным. Однако из множества представленных работ был выбран проект К. Тона.
В это же время Тюрип работает в Архангельском, в усадьбе Юсуповых. В архитектуру усадьбы Тюрпн привносит формы позднего русского классицизма. Совместно с крепостным архитектором В. Я. Стрижаковым он строит театр на 400 мест. Его деревянное оштукатуренное здание имеет четкий прямоугольный план; в сторону усадьбы обращен и фасад театра, украшенный изящным четырехколонным ионическим портиком, к южному фасаду пристроена открытая лестница с балкончиком. В 1817 — 1828 гг. Тюрин ремонтирует дворец, надстраивает парковый домик Каприз, возводит павильон с бронзовой статуей Екатерины II и арку с коринфскими колоннами. Прекраcно оформленные интерьеры дворца с лепниной и резьбой, инкрустациями, литьем, росписью в технике гризайль
красноречиво свидетельствует о таланте архитектора и мастерстве русских крепостнх.
Имя Тюрина становится все более известным. В 30-е годы он вместе с М. Д. Быковским и Н. И. Козловским становится одним из основных исполнителей правительственных заказов.
Наиболее удачные свои постройки Тюрин создает в 30-е годы XIX вeкa. С 1822 по 1817 г. он руководит работами по перестройке Московского университета, бывшей усадьбы XVIII века А. И. Пашкова, расположенной на углу Большой Никитской и Моховой. Здесь Tюрин показал себя незаурядным мастером ансамбля. При перестройке в 1833 — 1836 гг. под библиотеку и церковь боковых флигелей усадьбы возникла сложная задача стилистической связи старого здания университета Казакова — Жилярди и перестроенного в 1835 г. Тюриным нового здания университета. Ключом этой композиции, куда также вошло здание Манежа на возникшей в 30-е годы Манежной площади, стала полуротонда Татьянинской церкви. Эта постройка Тюрина интересна и ценна во всех отношениях. С одной стороны, она достаточно самостоятельна, что и дает ей возможность быть связующим звеном всей архитектурной композиции площади, с другой — она органично вписывается в новое здание университета. Строгая простота дорической колоннады подчеркивает назначение полуротонды. Одинаковая высота, сходство ордера и лепнины объединяют эту постройку с угловой частью старого корпуса университета; вместе они образовали торжественный въезд на Большую Никитскую улицу. В решении Maнeжной площади и въезда на Большую Никитскую во всей полноте проявились талант, тонкий вкус и умение московского зодчего.
Важное место в творчестве Е. Д. Тюрина занимает работа по перестройке Нескучного (Александрийского) дворца на Большой Калужской улице (ныне здание президиума Академии наук СССР, Ленинский проспект, 14). Здесь по проекту зодчего возводятся главные ворота, гауптвахта, конюшни, службы, павильоны у пруда, чугунные мостики. В целом автор следует традициям классицизма, но веяния моды уже касаются его. Так, на главном фасаде дворца, на втором этаже, появляются две легкие полуротонды с тонкими чугунными стойками вместо колонн, увенчанные балконами. Это нарушает лаконизм стиля и приводит к неоправданному усложнению форм. Несвойственные русскому классицизму грузность и монолитность ощущаются в главных воротах Нескучного сада.
С 1837 по 1845 г. Тюрин работает над постройкой церкви Богоявления в Елохове. Здесь, как нигде у Тюрина, сказались противоречия русской архитектуры второй четверти ХIX века. Удачными представляются расположение церкви, простая композиция ее объемов и плана, присущая Тюрину сдержанность оформления. Вместо задуманного вначале купола появляется пятиглавие.
Упомянутые постройки являются основными в творчестве Тюрина. Один из последних русских архитекторов классической школы, Тюрин не стал эклектиком и в последующих неосуществленных проектах. В его последней работе — проекте застройки территории близ бывших Воскресенских ворот Кремля — видно стремление выйти за рамки решения локальных задач, создать городской ансамбль, что характерно для лучших образцов русского классицизма.
О личности Евграфа Тюрина красноречиво свидетельствуют архивные материалы. Ему были чужды карьеризм и стяжательство. Выходец из бедной семьи, он добивается высокого общественного положения благодаря своему таланту, широте интересов и разностороннему образованию. «...Исполнял возложенные на него занятия с усердием и ревностью» — как значится в его формулярном списке. Тюрин занимался и преподавательской деятельностью: читал курс лекций в Кремлевском архитектурном училище в 1829 — 1830 гг.
Многое связывало Тюрина с храмом русской науки — Московским университетом, перестройкой которого он руководил бесплатно, отдавая дань уважения этому учреждению. В отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится копия записки Тюрина на имя попечителя Московского университета, где он пишет: «Я с самой юности до сего времени, в течение более 35 лет, пламенно желал одного только, чтобы чем-нибудь быть полезным славному моему отечеству...» Прекрасные слова! Но не менее красноречивы и поступки зодчего. В этом же письме Тюрин предлагает принять от него в дар коллекцию живописи, которую он собирал всю жизнь, сделать общественным достоянием шедевры, среди которых были произведения Рафаэля и Тициана.
После пожара 1812 г. Москва интенсивно строилась. Многие прекрасные архитекторы работали на строительстве общественных и жилых зданий. «Создатель архитектурного облика послепожарной Москвы реалистически разрешили стоявшую перед ними задачу, сумев в новом образе города сохранить и развить его исторически сложившееся своеобразие, его характерный облик», Внес лепту в это благородное дело и зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин.