МСЭФ - логотип
Московская Социально - Экологическая Федерация
Новости
Борьба жителей
Законодательство
Парки Москвы
Зодчие Москвы
Геология Москвы
Памятники культуры Москвы
Найти: на


ПАРКИ МОСКВЫ

Традиции садово-паркового устройства подмосковных усадеб

Не искоренить из души русского человека некую древнюю, как сама История, привязанность к земле. Лишь на основе такого глубоко традиционного явления могла возникнуть в России особенная садово-парковая культура "приусадебного хозяйства", аналогов которой можно найти множество, а подобий - ни одного.

Cпецифической разновидностью любви к земле в России является почти повсеместное утилитарное ее использование - "что ни сад, то огород". Еще при первых христианских монастырях на Руси встречались попытки придать некоторую декоративность фруктовым садикам и овощным грядкам посредством разбивки их на геометрической формы участки - прямоугольные, круглые или ромбовидные. По периметру такие участки обсаживались ягодным кустарником, а начала и пересечения дорожек иногда акцентировались цветниками. Но стремление к "бесполезной" декоративности не покидало монастырских стен до возникновения весьма существенных социально-политических преобразований.

Структурная же основа возникших впоследствии строго спланированных усадеб сложилась на основе двух типичных для того времени жилых комплексов. Первый - это обычная жилая усадьба крестьянина, городского жителя, ремесленника или вотчинника. Это традиционная схема жилой ячейки, обеспечивавшей кров и быт одной или нескольких семей с собственным хозяйством. Из таких ячеек - обнесенных глухим забором, с жилыми хоромами и "красным" двором в центре, хозяйственными постройками по периметру и огородом позади жилья и складывались, собственно, средневековые города.

Второй тип древнерусского жилого комплекса явился прообразом парадных дворцово-парковых усадеб XVIII - XIX вв. Это так называемые утилитарные усадьбы - вид царских поместий. Они служили местом путевой остановки и иногда развлечений - волчьей или соколиной охоты.

Вплоть до конца 60-х гг. XVII в. никто из русских царей не рассматривает усадьбу, как парадную загородную резиденцию. Таковы села Остров и Коломенское до постройки там дворца Алексея Михайловича. Излюбленным местом царских путевых дворов была дорога к Троице. Так возникли Алексеевское, Тайнинское, Братовщина и Воздвиженское. Центром этих поместий являлся Государев двор. Как правило, он включал царские хоромы, боярские и мастеровые избушки и привратные караульни. Во всех случаях территория двора окружалась глухим забором с рядом пристроенных хозяйственных помещений и, обычно, парными проездными воротами. Непременной принадлежностью любой большой усадьбы являлись плодовые сады, огороды и пруды для разведения рыбы, а общими чертами всех хозяйственных усадеб - сугубо утилитарное их использование, замкнутость и композиция, продиктованная чисто практическими нуждами.

В 1666г. в связи с лишением сана патриарха Никона замирает строительство Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а освободившиеся средства и силы направляются на строительство грандиозного по тем временам дворца в Коломенском. Так возникает, пожалуй, первый светский центр притяжения общественной и культурной жизни, альтернативный средневековым монастырям. Коломенское и, особенно, Измайлово становятся прототипами усадеб нового образца. Если в Коломенском довлеющее значение имеет дворец, а все остальное обустройство носит подчиненный утилитарный характер, то Измайлово становится "испытательной лабораторией" самодержца-реформатора Алексея Михайловича.

Усадьба Измайлово отстраивалась, в основном, на протяжении 70-х гг. XVII в. Здесь складывается все та же композиция, состоящая из Государева двора, расположенного в данном случае на острове, и отделенных от него садов и хозяйственной зоны. Однако перекинутый через пруд многоарочный каменный мост, монументальная мостовая башня, проездные ворота и торжественная архитектура Покровского собора обозначили некую парадную ориентированность усадьбы. И собор, при всем своем величии, уже не довлел над комплексом остальных построек, а органично вписывался в него.

Особый интерес представляли собой сады Измайловской усадьбы. Пока еще асимметрично разбросанные на разных расстояниях от Двора, как и отдельные элементы утилитарного устройства усадьбы, они все же составляли общую кольцевую композицию, а Просяной огород вытянулся внушительной аллеей, с ничем не поддержанной пока осью. Но начинает меняться прямое назначение и художественная организация садов и огородов, используемых теперь и в эстетических целях. В садах, Виноградном и Аптекарском, устраиваются "чердаки" и беседки-терема "с различными образцами, писаны красками", оборудуются фонтаны, украшенные диковинными зверями, цветники и зеленые галереи. Возможно уже существует лабиринт, столь полюбившийся устроителям садов впоследствии.

Помимо этого и хозяйственное устройство усадьбы носит печать нововведений. "Первый фермер" на Руси, Алексей Михайлович производит опыты по выращиванию экзотических растений-шелковичных деревьев, миндаля, винограда и роз. Сады и огороды снабжаются ирригационной системой, а многие процессы механизируются. В усадьбе имеются также птичьи вольеры, зверинец с тиграми, леопардами и слоном, лебединый двор, бобровые загоны и рыбные пруды общим числом 37 штук. А прообразом приусадебных мануфактур становятся винный и стекольный заводы, маслобойни, медоварни, собственные мельницы, пасека и неизменные скотные дворы и птичники. Развлечения также представлены на этой усадьбе в полном ассортименте - от охоты до "комедийных хоромин".

Таким образом, не без веяния свежих западных ветров, в Измайлове концентрируется необходимый набор компонентов, составивших традиционный для России XVIII - XIX вв. тип хозяйственно-увеселительной усадьбы.

Конец XVII в. отмечен общим подъемом производительных сил страны и укреплением экономики абсолютистского государства. Совершенствуется строительная техника, в обиход вводятся чертежи и архитектурные образцы. Возведение Воробьевского дворца завершает этап зарождения традиций парадной архитектуры и знаменует этап ее развития. Еще до переноса Петром I столицы в Петербург, в Москве происходит сближение парадной дворцовой и частной архитектуры и формируется облик подобающих ей увеселительных садов. В окрестностях Москвы и, особенно по берегам Яузы возникает ряд богатых домов - усадеб нового типа. Особенно в их числе выделяются усадьбы Ф.Лефорта и Ф.Головина. Обе усадьбы имеют подчеркнуто парадный характер и, поставленные на разных берегах Яузы, рассчитаны на восприятие с воды. Усадьба Головина отразила в себе образ реформаторского мышления ее владельца, сторонника петровских преобразований. Впервые использовались цветущие деревья или плодовый правильно распланированный сад, а иногда огород, ягодники и т.д. Ограда из зелени - шпалерник - имела вход в боскет - маленькие воротца, которые запирались на замок во время созревания плодов. Аллеи в более интимных частях сада были крытыми - свод над ними из деревянного каркаса обвивался живой зеленью. Такие берсои часто заканчивались беседками или нарисованными на щитах пейзажами. Основные перспективы парка обсаживались двумя или четырьмя рядами стриженых деревьев, деля аллею на несколько частей.

Центральная, открытая часть сада, партер, примыкающий к главному зданию, обычно был самым нарядным. Партер украшался своеобразными цветниками со сложными узорами из песка, измельченного цветного мрамора, толченого стекла и лишь дополнялся живыми цветами.

Особую роль в убранстве партера играли экзотические деревья в кадках, стриженные в виде сложных геометрических фигур, людей или животных. Здесь же, на партере, были фонтаны, вазы, памятные обелиски и мраморные скульптуры, которые украшали также аллеи и их пересечения. Непременно сад включал в себя множество архитектурных сооружений, имевших хозяйственное значение, но чаще всего служивших местом развлечения и отдыха. Это так называемые Эрмитаж, Грот, Оранжерея, Птичник и Менажерея - своеобразный зоологический сад. Характер усадьбы становится более общественным, нежели частным. Она напрямую предназначена для публичных гуляний, приемов и праздненств. Весь ансамбль еще построен на разных осях, образуя нехитрую прямоугольную сетку, но декоративные и хозяйственные компоненты расположены в продуманной последовательности. По сторонам парадного центра располагается ряд чисто декоративных "затей", а зелень в живой изгороди стрижется геометрическими фигурами.

С той поры и вплоть до 70-х гг. XVIII в. регулярные сады стали обязательной принадлежностью дворцовых и усадебных ансамблей. Разные по планировке, связанной с особенностями местности, имеющие каждый свой художественный облик, все регулярные парки, являясь отпрысками ленотровского Версаля, слагались обычно из стандартного набора составляющих.

Пересекающиеся под прямым углом или расходящиеся по радиусам аллеи делили весь сад на небольшие, правильной формы участки - куртины, обрамленные стриженым кустарником двух-трех метров высоты. Куртины вместе со своим обрамлением составляли боскет с маленькой рощей . И все это великолепие непременно должно было отражаться в глади прудов или искусственных водоемов.

Главный дом усадьбы обыкновенно возводился в два, редко три этажа. Высокий и торжественный в центре, увенчанный куполом или бельведером, он ритмично снижался к флигелям. Со стороны подъезда дом часто обрабатывался монументальной классической колоннадой. Московское дворянство ревностно отслеживало все последние тенденции архитектурной моды Европы и строящегося Петербурга, но перераспределение ролей почти не оставило Москве средств и мастеров для нового строительства. До 30-х гг. XVIII в. в Москве обходились либо силами старых зодчих, либо собственными кадрами, прошедшими лишь школу практического ученичества. Даже работы И.Устинова и участие Л.Еропкина и Т.Усова в проектировании Головинского и Преображенского дворцов в 20-х гг. являлись редчайшим применением профессионального опыта. Но - "нет худа без добра" - вооружившиеся землемерами и циркулями дворяне и их крепостные архитекторы заложили на подмосковной земле основу неподражаемого колорита усадебных ансамблей.

В период с 30-х по 80-е гг. XVIII в. Москва, утвердившись в статусе исторической столицы, расцветает перепланированными и отстраивающимися с нуля регулярными дворцово-усадебными комплексами. Небольшая камерная композиция Петровского сада забав и развлечений превращается в парадную императорскую резиденцию. Молодой В.В.Растрелли применяет здесь каскадную систему Версальского парка с его головокружительными перспективами и подавляющим величием. Но результат оказывается более живописным и сомасштабным человеку, т.к. мастер вынужден использовать основу парка, сложившегося еще стараниями Петра I.

Приезд в Москву Растрелли подготовил бывшую столицу к новому небывалому строительному буму. Однако, приняв из рук талантливого зодчего такие замечательные ансамбли, как Летний и Зимний Анненгф, Набережные, Измайловские, Коломенские сады, усадьбы в Братовщине, Воробьеве, Покровском -Рубцове, имение А.Г.Разумовского - Перово и др., Москва не освободилась от архаизирующих традиций, а органично включила их в собственный архитектурный опыт.

Эхом Петровского парка рассыпались по берегам Яузы богатые частные усадьбы - Слободской дом, Заяузский двор, усадьба Бахарта, отстраиваются многочисленные усадьбы под Москвой - Ярополец Чернышевых, Никольское - Гагарино, Петровское - Алабино и др. Школой садово-паркового устройства можно назвать усадьбу Кусково, старинную родовую усадьбу Шереметьевых. Выстроенная на заболоченной почве и плоском рельефе, она, однако, вобрала в себя все лучшее и ставшее уже традиционным в опыте усадебного устройства. Помимо всего набора садовых составляющих, как то цветники, аллеи, беседки, домики, оранжерея, фонтаны, скульптуры и т.д., среди зелени парка был устроен один из немногих "Воздушных" театров. Образован он был насыпным амфитеатром с покрытыми дерном местами для зрителей и кулисами из стриженой ели. На округленных площадках посажены были два больших вяза "для сделания в кронах маленьких беседочек". Оркестровая яма искусно скрывалась цветником, а уборные для актеров ограждались высокой шпалерой. Для таких театров оперы писались специально, дабы не разрушить сюжетом гармонии, объединявшей все элементы паркового устройства, природу и самих отдыхающих. Ни один подмосковный регулярный парк не пострадал от версальской холодной торжественности.

Особый национальный привкус усадебным ансамблям придавали асимметрично поставленные церкви, в основном старые, возникшие на месте бывших вотчин и сел, но весьма колоритные, играющие далеко не последнюю роль в ансамбле. Московские дворяне любили и умели развлекаться, и их поместья часто оживлялись всевозможными каруселями, качелями (круглыми, веревочными), "катячими" и "висячими" кеглями, бесчисленными играми и забавами. И это все также становилось неотъемлемой частью парка, его оформлением. Регулярная схема давала парку дышать светом и воздухом, контраст плоских цветников и высоких боскетов обогащал масштабные соотношения, эффектные перспективы аллей будили воображение.

Рубеж XVIII - XIX вв. с его пейзажными парками и просветительскими идеями дал возможность созреть и распуститься великолепным соцветиям подмосковных усадеб, таким как Останкино, Архангельское, Кузьминки, Горенки, Марфино, Суханово и др.

Важной особенностью русской усадьбы стало то, что она не остановилась в своем развитии на роли увеселительного комплекса. Многие усадьбы стали для их владельцев сельскохозяйственными лабораториями, мануфактурами, вместилищами драгоценных коллекций и библиотек. Например, на территории Архангельской усадьбы князь Юсупов выстроил прядильную и суконную фабрики, а также хрустальный и фарфоровый заводы и оборудовал библиотеку для более чем 5 тыс. томов, Останкино и Кусково славились своими театрами, в последнем была устроена также картинная галерея, а оранжереи Разумовского в Горенках, общей протяженностью в полтора километра, содержали 9 тыс. видов растений.

Дальнейшее развитие подмосковных усадебных хозяйств с конца XVIII в. по середину XIX, если можно так выразиться, вернуло их к традиционной древнерусской схеме устройства, обогатив новыми функциями и деталями. Соединив в себе жилой дом, парадный регулярный парк перед ним, плодовые сады, огороды, хозяйственные постройки, скотные и птичьи дворы, мини-заводы или мануфактуры, включенные в объединяющий весь ансамбль парк живописный или "английский", усадьба вновь стала компактной ячейкой с собственным натуральным хозяйством. Сочетание декоративного и хозяйственного начал, новых и древних традиций, разнородных композиционных элементов, объединение всего этого в очень живописные и гармоничные ансамбли - такова специфика большинства усадеб среднерусской полосы.

Назаренко Ю.И. 2003г.

Фотографии усадеб Москвы и Подмосковья

Монастыри Москвы:
Храмы Москвы:


Храм Покрова Богоматери в Филях


Храм Святого Климента папы Римского на Пятницкой

Церковь "Троицы в Никитниках"

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Храм Вознесения Господня на Большой Никитской, Малое Вознесение

Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм святителя Николая в Хамовниках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе

Храм святителя Мартина Исповедника

Церковь Филиппа-митрополита

Храма Троицы в Листах

Храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Софии Премудрости Божьей, что на Лубянке

Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Все храмы...

Усадьбы Москвы:


Дворец Н.А. Дурасова. Усадьба Люблино


Особняк Губина

Усадьба Третьякова

Усадьба Остермана

Дом-Музей Шаляпина

Особняк Грачева

Мэрия

Колонный зал

Особняк Харитоненко

Екатерининский институт

Дом И. Демидова

Доходный дом З.А. Перцовой

Манеж

Малый Манеж

Музей В.А. Тропинина

Особняк Морозова на Спиридоновке

Измайлово. Усадьба Алексея Михайловича

Кремль в Измайлово

Дом Игумнова на Якиманке

Дворец на Яузе

Усадьба Петровско-Разумовское

Палаты Боярина Волкова

Петровский путевой дворец

Московская консерватория им. П.И.Чайковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Слободской дворец

Музей Современной Истории России

Палаты Троекуровых

Третьяковская галерея

Дача-голубятня

Усадьба Апраксина

Дом Рябушинского

Исторический музей

Шереметевский Странноприимный дом

Дом Салтыкова-Черткова

Усадьба Кузьминки

Парк Трубецких

Старый цирк на Цветном бульваре

Чайный дом Перловых

Доходный дом Миансаровой

Дом-музей Васнецова

ЦУМ

ГУМ

Банк России

Политехнический музей

Сандуновские бани

Печатный двор

Усадьба Воронцовых, Московский Архитектурный Институт

Гостиница Савой

Все усадьбы...

Улицы Москвы:
Зодчие Москвы:


Николай Иванович Поздеев


Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Иван Петрович Зарудный

Дмитрий Васильевич Ухтомский

Михаил Доримедонтович Быковский

Дементий Иванович Жилярди

Константин Андреевич Тон

Александр Никанорович Померанцев

Алексей Викторович Щусев

Владимир Григорьевич Шухов

Евграф Дмитриевич Тюрин

Барма и Постник

Матвей Федорович Казаков

Василий Иванович Баженов

Роман Иванович Клейн

Джакомо Кваренги

Аристотель Фиораванти

Все архитекторы...

Карты Москвы:

Цитата дня:
"Как можно познать себя? Только путём действия, но не путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть"

И. В. Гёте

 
 
Народный Контроль   Социально-экологический союз  Институт коллективного действия   Жилищная солидарность
© 2001-2009 Кривцова Е.И.
All rights reserved

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz